Категории Новости

Мы Вас любим, Федор Александрович!

12.05.2018

Выбор профессии для Федора Максимова определил День открытых дверей в Волгодонском педагогическом колледже, куда он пришел вместе с мамой в 1996 году. В педколледже юноше понравилось, особенно привлекла программа обучения — после трех лет учебы поступление в Таганрогский пединститут. А точные науки ему всегда нравились и легко давались. И так Федор Максимов стал преподавателем математики. В педколледже встретил свою половинку — создалась учительская семья.Первый педагогический опыт приобрел в детском доме «Теремок», где три года работал воспитателем. Общение с детьми-сиротами стало для молодого педагога еще и хорошей жизненной школой. Потом преподавал математику в гимназии № 5. А в 2012 году получил приглашение в качестве учителя математики в школу для детей сотрудников постоянного представительства РФ при ООН в Нью-Йорке, и семья Максимовых отправилась на четыре года в Америку. Потом возвращение в Волгодонск и любимая работа, теперь в школе № 11.Федор Максимов в 2006 году уже принимал участие в городском конкурсе «Педагог года». Победителем и лауреатом он тогда не стал, но награду получил — от малого жюри «Приз детских симпатий». Прошло 12 лет, и сегодня Федор Максимов на пьедестале почета — он победитель городского конкурса «Педагог года» в номинации «Учитель года-2018».С лучшим учителем Волгодонска побеседовал наш корреспондент. Говорили о современной школе, математике, любви к профессии.- Федор Александрович, если представить себя учеником, какую школу вы выбрали бы: вашего детства в 90-е годы или нынешнюю?- Пожалуй, нынешнюю. И объясню, почему. Если говорить о системе образования, то она осталась прежней, классической, с уроками и контрольными. Но изменились подходы к обучению — сегодняшние технологии позволяют доносить до учеников знания более компактно, оперативно и интерактивно. Появился хороший помощник интернет. Заинтересовала тема — можешь дополнить знания, побродив по Всемирной паутине. Учиться стало интереснее — я в этом убежден.- Так почему же некоторые родители учащихся, старшее поколение ругают сегодняшнюю школу, особенно достается телефонам, компьютерам, которые, как они считают, больше отвлекают детей от учебы, чем приносят пользы?- Я продолжу: ругают школу родители тех детей, которые не хотят учиться. Так быыло всегда — и в мое школьное время, и сегодня. А появление компьютеров и телефонов — это больший плюс, чем минус. И опять же гаджеты отрицательно влияют на тех ребят, которые не умеют распределять свое время — сел за игру и забыл обо всем. А те, кто стремится к знаниям, получают дополнительное образование онлайн: дистанционно участвуют в интернет-олимпиадах, конкурсах, различных образовательных программах. Здесь велика роль родителей, которые могут помочь ребенку определиться. Чтобы быть в курсе дел своего школьника, можно установить на компьютере онлайн-программу родительского контроля, а следить за его учебой поможет электронный школьный дневник. Из собственных наблюдений скажу: сегодня осознание того, что без образования ты не найдешь себя в жизни, гораздо выше.- «Пугалка» прошлых лет — не хочешь учиться, пойдешь в ПТУ — сегодня уже не актуальна?- Да у нас уже и нет прежних ПТУ — существует современная система среднего профессионального образования, преимущество которой в том, что кроме общего среднего образования учащиеся получают профессию. А выпускники имеют реальные возможности для трудоустройства и получения хорошей заработной платы, выпускники вузов зачастую таких преференций не имеют. По моим наблюдениям, сегодня примерно 40 процентов выпускников 9-х классов продолжают обучение в 10 классах, а 60 процентов идут в техникумы и колледжи, профессиональные лицеи.- Понизился престиж высшего образования?- Я бы так не сказал. Просто школьники и их родители стали более реально оценивать свои возможности. С 10 класса начинается довольно серьезный уровень подготовки, и не все его могут осилить. Да и в вуз поступить не все могут — низкие баллы по ЕГЭ не позволяют. Я знаю немало примеров, когда выпускники техникума, поработав на производстве, уже более осознанно продолжают свое образование.- ЕГЭ в наших школах более десяти лет существует, теперь вот и ОГЭ выпускники 9-х классов сдают, а споры об этой форме итоговой аттестации не утихают. Что скажете на этот счет?- Сразу скажу — я сторонник единого госэкзамена. Буду говорить о математике. Сегодня ЕГЭ существенно отличается от того, который начинался в наших школах. В экзамен внесено много изменений, в соответствии с этим изданы учебники. Для получения аттестата достаточно сдать базовый ЕГЭ, а для поступления в вуз, где сдается экзамен по математике, потребуется профильный уровень. У выпускника есть право выбора, и это важно.- Американский ЕГЭ отличается от нашего?- Достоверно об этом судить не могу — в представительстве ООН я работал в обычной школе для российских детей, по программам и стандартам нашего образования. Но судя по системе американского образования, ЕГЭ там более дифференцирован для возможности пересдачи. У нас не сдал в этом году — имеешь право на пересдачу лишь в следующем. У них можно в процессе учебы набрать баллы и получить возможность пересдачи.- Российские школьники могли получать американское образование?- Да, в качестве дополнительного, если родители имели возможность или желание его оплачивать. Прежде всего, это хорошая практика в языковой среде. Чего бы не сказал об общем уровне американского образования. Российская система образования дает более глубокие знания — это очевидно, что ощутили и наши посольские ученики — обычные «середнячки» в американской школе были отличниками, а на уроках им было скучно.- На мастер-классе вы демонстрировали разные иностранные методы счета. Это, конечно, увлекательно, но, как показала практика, для нашей школы обычный «столбик» — самый быстрый и надежный. А как вы относитесь к маленьким вундеркиндам, складывающим в уме огромные цифры и ставшим героями детских развлекательных шоу?- Увлечение ментальной арифметикой в последние годы — это, скорее, дань моде. А сама методика счета имеет довольно древнее происхождение. Пользу её я бы не отрицал — методика абакус (японские счеты) способствует развитию образного мышления, концентрирует внимание, вырабатывает усидчивость. И усваивается она, как правило, маленькими детьми. В школе, например, сегодня стало популярным собирать кубик Рубика на скорость. Собирали его и раньше, но каждый искал свой метод быстрой сборки. Сегодня же интернет предлагает массу методик, схем и инструкций, и школьные чемпионы собирают кубик за 15-20 секунд.Мне это пока не удается — для изучения схем нет времени.- А как прививаете интерес к бесконечным формулам, интегралам, теоремам и другим математическим премудростям?- Стараюсь приблизить математические понятия к отраслям знаний, жизненным ситуациям. Я и сам раньше часто задавал вопросы учителю: а где может пригодиться эта теорема? С удовольствием отвечаю на этот вопрос теперь своим ученикам. Сегодня математика изучается во многих гуманитарных вузах, и это тоже стимул для получения глубоких знаний по предмету.- Вы опытный педагог, хорошо владеете предметом и новыми методиками. На конкурсе «Педагог года» получили что-то новое?- Конечно. Конкурс собрал людей творческих, увлеченных, каждый участник старался показать что-то особенное. Думаю, мы все взяли друг у друга лучшее. Атмосфера конкурса была очень доброжелательной, никто не старался обойти соперника, в чем-то подставить — мы все помогали друг другу. Среди коллег по педагогическому цеху появилось много новых друзей.- А что вы дали другим?- Я представлял педколлектив своей 11-й школы, который выдвинул меня на конкурс. И я старался показать опыт и достижения нашей школы. В этом мне очень помогли администрация школы, мои коллеги-учителя. В нашей школе успешно развиваются новые информационные технологии, и каждый педагог владеет интерактивными приемами обучения. Считаю, что конкурс особенно полезен молодым учителям. Хорошо, что в этом году появились новые номинации, в частности, «Педагогический дебют». Это хороший знак для начинающих педагогов.- Спасибо за беседу. Успехов и новых побед.По завершении интервью я заглянула в 5 «А», где Федор Александрович — классный руководитель. На меня уставились около трех десятков пар любопытных глаз. Ответить на вопросы? — Пожалуйста.- Вам нравится учиться?НИКИТА:- Нравится. Люблю все предметы. В школу хожу с удовольствием.- А я без удовольствия, — выдает НАСТЯ, — вставать надо рано, а я люблю поспать.- Я очень люблю считать, меня увлекает математика, — делится СТАСЯ. Ей вторит НАСТЯ (другая): «Я тоже люблю математику, она у меня в генах».КСЮШЕ учиться тоже интересно, особенно нравится считать, а вот у Алексея все зависит от настроения. Хорошее настроение — занимается с удовольствием, плохое — урок не в радость.И почти все в 5 «А» любят математику, потому что на уроках не скучно, иногда даже весело, хотя бывает и нелегко решать сложные задачи.- Когда трудно, Федор Александрович обязательно объяснит еще раз. Он не будет сердиться, если его переспрашивать по несколько раз, — откровенничают школьники.Своего учителя и классного руководителя ребята любят за то, что он «добрый, справедливый, веселый, хотя и строгий».Ребята поздравляют своего лучшего учителя с победой в конкурсе, желают ему новых успехов и признаются:- Мы Вас любим, Федор Александрович!***фото: