Категории Скрытая

Мы будем «мусорить» по-новому?

17.11.2018

Депутаты Волгодонской городской думы вновь рассмотрели ход строительства мусороперерабатывающего завода, а главное — предполагаемые тарифы на вывоз и переработку мусора для населения. Они считают, что их нужно изменить.

Из полигона — в завод

Напомним, новый городской полигон ТБО должен был построиться еще на этапе возведения второго энергоблока Ростовской атомной — как часть программы по социальному развитию 30-километровой зоны. Однако впоследствии строить полигон не стали — атомщики просто выделили городу необходимую для строительства сумму.

Дальнейшая судьба полигона превратилась в бег с препятствиями. Сначала выяснилось, что на том месте, где его предполагали строить, это невозможно по экологическим причинам. Потом, когда новый полигон решили расположить по соседству с уже действующим, пришлось выкупать землю у Волгодонского района и заново проходить все долгие бюрократические процедуры, связанные с предстоящим строительством. Тем более что к тому времени стало понятно, что при полигоне нужно строить и мусороперерабатывающий завод: в связи с изменениями федерального законодательства в Ростовской области была утверждена территориальная схема расположения МЭОКов — межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов, один из которых должен был расположиться под Волгодонском, чтобы перерабатывать мусор не только города, но и окружающих его сельских районов.

Все это время рубль понемногу дешевел, а проект, напротив, постоянно дорожал, и первоначально выделенных 450 миллионов на него уже и близко не хватало. Администрации города пришлось искать концессионера, то есть компанию, которая могла бы вложить в строительство сначала свои средства, только потом городские, а впоследствии эксплуатировать построенный объект. После долгих поисков такой компанией стало ООО «ЭкоЦентр» (входящее в группу компаний «Чистый город»), с которым в августе 2017 года было заключено концессионное соглашение сроком на 17 месяцев, то есть строительство должно завершиться в марте будущего года.

ООО «ЭкоЦентр» по окончании строительства завода будет так называемым «региональным оператором», полностью отвечающим за сбор, транспортировку и переработку мусора на вверенной ему территории. Эта группа компаний уже построила и эксплуатирует современные полигоны ТКО в Волгоградской области, а также запустила мусоросортировочный комплекс в Калмыкии. В сферу ответственности регионального оператора ООО «ЭкоЦентр» войдут Волгодонск, Волгодонской, Цимлянский, Дубовский, Зимовниковский, Семикаракорский, Ремонтненский, Заветинский, Мартыновский и Орловский районы.

Со второй попытки

Мусорную тему волгодонским депутатам в ноябре пришлось обсуждать несколько раз. В конце октября на совместном заседании двух комиссий — по строительству и экономическому развитию — народным избранникам удалось заслушать только директора городского департамента строительства Сергея Попова, который доложил им о ходе работ на строительной площадке будущего завода: сколько на тот момент выбрано грунта, уложено арматуры, залито бетона и сколько над этим работает техники и людей.

Однако у депутатов было множество серьезных вопросов именно к представителям регионального оператора, которые на комиссию были приглашены, но не явились. Так что рассмотрение вопроса признали несостоявшимся и перенесли.

Через неделю отчет перед депутатами о состоянии строительства завода держал Василий Исмаилов — директор по строительству ООО «ЭкоЦентр». По словам Василия Дмитриевича, в настоящее время первая и вторая накопительные карты находятся в стадии укладки геомембраны, а третья — в стадии выемки грунта, и до наступления неблагоприятных погодных условий земляные работы на площадке планируют закончить. Ведется армирование площадки для биокомпостирования. Что касается здания мусоросортировочного завода, под которое пока только расчистили место, то здесь действительно имеется задержка, поскольку в настоящее время его проект только проходит госэкспертизу — это завершится примерно во второй половине декабря.

Депутаты основательно взялись за директора по строительству с вопросами о финансовом положении на стройке, о том, успеют ли доделать земляные работы до дождей и в целом закончить строительство до марта, как оговорено контрактом, или же все затянется и проект снова подорожает. Василий Исмаилов настойчиво отстаивал честь фирмы, отвечая, что все трудности на стройплощадке штатные и работы будут завершены в срок. Eдинственный «ненадежный» фактор — погода, но она пока строителей балует. Депутаты информацию приняли, хотя и с изрядной долей скепсиса, и решили при первой возможности посетить стройку и посмотреть на месте, что там и как.

В свою очередь, Сергей Макаров, заместитель главы администрации города по экономике, информацию дополнил. В частности, он отметил, что строительство сейчас ведется уже по третьему плану-графику, который недавно был в очередной раз скорректирован, так что отставание от сроков, пусть и завуалированное, присутствует. Главная причина задержек — затянувшаяся ситуация с проектом объекта, который пришлось корректировать, и он до сих пор проходит госэкспертизу, хотя строительство уже давно ведется — по крайней мере, в той части, которую изменения затронули минимально. Ситуацию, помимо администрации города и области, контролирует и руководство РоАЭС, тем более что выделенные ею деньги в проект еще не вложены. Пока концессионер строит на свои средства, а точнее — на взятый им кредит. Как только он потратит сумму, равную половине стоимости проекта, и предоставит администрации Волгодонска соответствующий свод затрат, город даст согласие на расходование «атомных» средств. Они, судя по всему, пойдут в основном на здание цеха и на закупку и установку оборудования. Ну а пока: «Мы не должны выйти за сроки концессионного соглашения!»

К слову, несмотря на то, что таких МЭОКов в области должно быть восемь, проект в Волгодонске для области первый, а стало быть — пилотный. Поэтому на его реализацию с большим интересом смотрят сегодня из Ростова и Сальска, где строят следующие два подобных мусороперерабатывающих комплекса.

500 или 700?

Что касается тарифов, то здесь Сергей Михайлович порадовал депутатов еще меньше. В настоящее время соответствующий пакет документов, которые предоставил региональный оператор, находится на рассмотрении в Региональной службе по тарифам. «Чистый город» оценил стоимость вывоза и переработки мусора в 723 рубля за кубический метр, однако администрация Волгодонска считает эту сумму завышенной и 15 ноября собирается обсуждать этот вопрос на трехстороннем совещании с РСТ и региональным оператором. «Мы должны существенно снизить этот тариф — примерно до уровня 523-526 рублей. Конечно, это компетенция РСТ — в зависимости от того, насколько наш концессионер обоснует свои затраты», — считает Сергей Макаров. Окончательно тариф на вывоз и переработку мусора должен быть утвержден в декабре.

Напомним, с нового года «мусорные» тарифы будут начисляться исходя из объемов на душу населения в соответствии с новыми нормативами. В Ростовской области эти нормы в разных муниципальных образованиях разные — в зависимости от объемов, о которых отчитались перевозчики мусора. В Волгодонске, например, посчитали, что средний горожанин формирует в год три кубометра отходов. Таким образом, чтобы рассчитать свои ежемесячные платежи на вывоз и переработку ТБО, тариф нужно будет умножить на три, потом перемножить на количество прописанных в квартире, а затем разделить эту цифру на 12. Полученные результаты, мягко говоря, не радуют, поскольку от ныне существующих они будут отличаться примерно втрое.

При этом жители села, по подсчетам коммунальщиков, «намусорили» за год всего примерно на полтора кубометра с одного человека, так что и платить за вывоз мусора они будут меньше.

Прибыли и убытки

Вообще, Волгодонский МЭОК — проект удивительный: чем дольше строится, тем больше по нему возникает вопросов.

Первый вопрос озвучил председатель постоянной комиссии по строительству Алексей Бородин. Он указал на то, что завод — это инвестиционный проект, а значит, компания, которая берется вкладывать средства в его строительство, рассчитывает в дальнейшем на прибыль, в том числе и от реализации отсортированного вторсырья. Сегодня во вторичную переработку идут и стекло, и пластик, и бумага, и древесина — это все можно продать и получить дополнительный доход, компенсировав затраты и снизив таким образом платежи с населения. Однако же тариф на вывоз мусора после введения в строй мусороперерабатывающего завода не только не понижается — напротив, он растет, и значительно.

Сергей Макаров возразил, что МЭОК — проект дорогостоящий. Как и сама переработка мусора, предполагающая значительные затраты:

— Сегодня компания «Чистый город» берет на себя ответственность за весь цикл сбора и переработки мусора: содержание контейнерных площадок, транспортировка, сортировка, переработка того, что возможно, утилизация остального… Более того, региональный оператор с нового года будет отвечать за ликвидацию на своих территориях новых стихийных свалок и в перспективе — за рекультивацию уже существующих полигонов ТБО.

Так что, по мнению замглавы, прибыль от продажи вторсырья затраты покроет незначительно, они все равно будут большие, отсюда и тариф, который должен быть единым на всей территории действия регионального оператора:

— Eдиный тариф на услугу регионального оператора включает расходы на сбор, транспортировку, обезвреживание и захоронение ТКО, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду, которую раньше платили только юрлица, а теперь в соответствии с новым законодательством будут платить все. Что же касается норм накопления мусора с человека (а это главное, что отличает размер платежа горожанина от жителя сельского района — прим. авт.), то они утверждены министерством коммунального хозяйства Ростовской области, а не ООО «Чистый город».

Вопросы остались

Однако депутаты не успокоились. Они указали на странность формирования тарифа в части транспортировки. Как он может быть одинаковым для жителей Волгодонска и, к примеру, Се-микаракорского района, если в одном случае везти мусор потребуется за 10 километров, а в другом — более чем за 100? То есть транспортные расходы в тарифе усреднены, и горожане фактически оплачивают региональному оператору стоимость перевозки мусора из отдаленных сельских районов? И, в конце концов, депутатам хотелось бы посмотреть подробную раскладку — что именно входит в тариф и сколько это стоит, но здесь региональный оператор работает напрямую с областью, и администрации города, по признанию замглавы, приходится настоятельно требовать к себе внимания.

При этом под боком у Волгодонска будет складироваться и перерабатываться не только «свой» мусор, но и привезенный от соседей, что, разумеется, создаст дополнительную нагрузку на окружающую среду и нервы горожан. «Это тоже вредное производство», — указала депутат Наталья Пушкарева. Также она напомнила, что в концессию с региональным оператором не вошла дорога до полигона — это примерно 7,5 километра совершенно разбитого асфальта, который городу, по всей видимости, придется переделывать за свой счет.

Eще один нюанс — налоги. Хотя земля под МЭОКом принадлежит городу, но находится она на территории Волгодонского района, так что земельный налог, который будет платить предприятие, пойдет в бюджет нашим соседям, а непосредственно Волгодонску останется только налог на доходы физлиц, то есть тех 60-ти человек, которые будут там работать. К слову, за все время строительства на площадке удалось поработать только одному местному подрядчику.

И, наконец, депутаты сочли крайне несправедливым, что город вкладывает в это строительство 450 «атомных» миллионов, а льгот местное население при этом не имеет никаких. И какая тогда от этого городу выгода, кроме проблем?

К сожалению, большая часть этих вопросов остается вне рамок полномочий местных властей, и их остается только констатировать. К примеру, «атомные» 450 миллионов можно рассматривать как местный вклад, а можно и как федеральный, поскольку выделены они предприятием Росатома. Более того, новая редакция Федерального закона «Об отходах производства и потребления» закрепляет полномочия в сфере обращения с отходами за субъектами Российской Федерации (в нашем случае — за минприроды и министерством ЖКХ Ростовской области), а компетенция муниципальных образований в этой области, наоборот, существенно уменьшается. Отсюда, видимо, и «невнимание» регионального оператора.

Письмо в министерство

Городские депутаты после долгих эмоциональных споров решили сделать то, что возможно, а именно — написать письмо (уже не первое) в министерство ЖКХ области и в Региональную службу по тарифам, чтобы обратить внимание областных чиновников на несправедливость сложившейся ситуации и на то, что Волгодонск, принимая на себя значительную финансовую и экологическую нагрузку от нового производства, должен иметь в ответ хоть какие-то льготы. Это письмо было озвучено на очередном заседании Волгодонской городской Думы, состоявшемся 8 ноября.

В нем, в частности, сказано: «Реформирование сферы обращения с отходами, прежде всего, твердыми коммунальными, осуществляется для снижения нагрузки на окружающую среду. Однако данное реформирование влечет за собой неизбежное увеличение суммы платежей населения за данный вид услуги. Депутаты Волгодонской городской Думы считают, что при установлении тарифов должны учитываться персонифицированные факторы каждого муниципального образования. Основные из них — это удаленность от МЭОКа, его негативное воздействие на окружающую среду и средства, затраченные на строительство данного объекта.

Задача соблюдения социальной справедливости является первоочередной со стороны органов государства и их должностных лиц. Установление единого тарифа без учета длительности пути и вложенных затрат будет нарушать вышеуказанный принцип справедливости. В целях защиты интересов жителей Волгодонска, в связи со снижением уровня жизни большинства горожан Волгодонская городская Дума убедительно просит вас при утверждении тарифа для регионального оператора Волгодонского МЭОКа учесть вышеуказанные доводы».

Депутаты, в целом согласившись с концепцией письма, настояли на более решительных формулировках и на том, что отправить письмо нужно срочно, чтобы успеть до принятия тарифа на вывоз и переработку ТБО.

P.S. Ориентирование на местности

Двое депутатов городской Думы -Алексей Бородин и Сергей Асташкин — побывали-таки на стройплощадке Волгодонского МЭОК, расположенного в 7,5 километра от границы Волгодонска, по соседству с действующим городским полигоном ТБО. Первое, что «оценили» депутаты и сопровождающие — дорогу, ведущую к полигону и будущему МЭОКу: она уже сейчас слишком узкая и разбитая, а что будет, когда машин здесь пойдет в разы больше? Очевидно, что к открытию комплекса дорогу нужно как минимум отремонтировать.

На месте народные избранники осмотрели будущий комплекс и получили ответы на все интересующие вопросы — об устройстве и организации будущего объекта, о ходе земляных работ, об оборудовании, сроках и пр. Впечатления у них в целом остались благоприятные, хотя в том, что работы действительно будут закончены в марте, они усомнились.

Напомним, в состав Волгодонского МЭОК войдут сортировочный комплекс, площадка биокомпостирования для обработки органических отходов, полигон для размещения отходов, площадка для переработки крупногабаритных отходов, а также комплекс по переработке полимерных отходов.