Категории Скрытая

Разговор о главном

02.02.2019

Eжегодная традиционная встреча губернатора Ростовской области Василия Голубева с журналистами состоялась в этот раз в знаковом месте — в пресс-центре стадиона «Ростов-арена».

Для тех представителей СМИ, кто успел приехать на пресс-конференцию пораньше (увы, их было немного), даже провели экскурсию, чтобы пресса как следует впечатлилась перед подведением итогов прошедшего года. «Ростов-арену» заслуженно можно считать символом 2018 года, прошедшего в области под знаком мундиаля. Она действительно, несмотря на не самую приятную погоду, выглядит очень впечатляюще и заслуженно считается доминантой «левбердона». Те, кто на экскурсию не успел, оценили новый стадион по-своему, отметив уютный пресс-зал с удобными креслами, на которых пришлось провести почти три часа.

Всего на ежегодную пресс-конференцию аккредитовались 234 журналиста и администратора популярных групп в соцсетях (в этом году они тоже могли задать свои вопросы губернатору), что почти вдвое больше прошлогоднего показателя. К сожалению, приехать смогли не все, особенно это касалось СМИ отдаленных районов, которые в силу погоды и скверных дорожных условий просто не успели.

Итоги года

Они в изложении губернатора были позитивными. Помимо «Ростов-арены», ЧМ-2018 оставил нам, например, аэропорт «Платов», который в этом году побил все рекорды старого аэровокзала, приняв три миллиона пассажиров. Непосредственно на футбольные матчи Чемпионата в область приехали 200 тысяч человек, а некоторые потом посетили регион повторно — видимо, действительно понравилось.

Все построенные к чемпионату спортивные сооружения вошли в федеральную программу наследия чемпионата мира. Тренировочные площадки поступят в распоряжение детских спортшкол, а на левом берегу Дона организуют спортивный кластер. К слову, прошедший год в Ростовской области был объявлен Годом детского спорта, и в регионе впервые состоялась Спартакиада школьников, вовлекшая почти 60 тысяч участников.

С точки зрения экономики, в Ростовской области в течение года реализовано порядка 200 инвестиционных проектов, и хотя по ряду из них возникли «либо задержки, либо переносы», общий объем инвестиций будет сравним с показателями предыдущего года. Начаты пилотные проекты — ветроэнергетика, перевод транспорта на газомоторное топливо, цифровая экономика. Немного выросли объемы промышленного производства и жилищного строительства. А вот внешнеторговый оборот поднялся сразу на 20 процентов, в том числе экспорт увеличился на 30 процентов. Также, несмотря на засуху, порадовало своими результатами сельское хозяйство.

В области сегодня действуют 48 региональных проектов, нацеленных на реализацию 12 проектов национальных. А также значительно возрос бюджет развития — в наступившем году он составит 38 миллиардов рублей.

Что касается политики, то область благополучно пережила выборы в Законодательное собрание, и губернатор отметил самую «пеструю» за последние годы «политическую палитру» донского парламента, а также то, что он это только приветствует.

Автотранспорт — наше все

Губернатор предложил журналистам перед тем, как задавать ему свои вопросы, рассказать, чем им запомнился ушедший 2018 год. Поначалу оригинальностью ответы не отличались, но потом представители СМИ стали вспоминать и другие события, помимо ЧМ, в том числе и происходившие в муниципалитетах, доказывая таким образом, что жизнь в Ростовской области есть не только в ростовской агломерации.

Вопросы «Волгодонской правды» по традиции касались тупикового расположения нашего города и решения в связи с этим проблем транспортного сообщения. В качестве одного из главных позитивных событий 2018 года в регионе приводился в пример фестиваль исторической реконструкции «Великий шелковый путь на Дону». Он прошел в нашем городе впервые в сентябре прошлого года и стал, по сути, результатом созданного полтора года назад по инициативе В.П. Мельникова туристического кластера, объединившего более десяти восточных территорий области. Казалось бы, проделана большая организационная работа. У фестиваля «Великий шелковый путь на Дону», несомненно, большие перспективы. Но столкнулись с очевидным — развивать туризм без качественного транспортного сообщения невозможно. А стало быть, жителей востока области волнуют как качество автомобильной дороги в центр региона, так и возможная реконструкция волгодонского аэропорта, восстановление пассажирского железнодорожного и водного сообщений, о которых говорилось уже немало. — Вопрос туристического кластера нужно двигать дальше, — ответил Василий Голубев. — Это территории, которые точно могут быть зоной притяжения не только для жителей области, но и для ее гостей. Конечно, транспортная тема очень актуальна для этого региона. Мы работали с Северо-Кавказской железной дорогой, но с точки зрения экономики пассажиропоток для них пока недостаточный. Мы задумывались в том числе и над темой восстановления аэропортового комплекса. Он сегодня находится в федеральной собственности, а все что там есть — в неработоспособном состоянии и сегодня не может эксплуатироваться. Считаю, что единственный путь, который в перспективе позволит что-то решить, — участие в федеральной программе развития региональной авиации. А что касается автодороги — очевидно, что мы будем ее доводить до ума, это совершенно точно, и на это я обратил отдельное внимание министерства транспорта. Очевидно, что вопрос требует сопровождения и в дальнейшем. Eсли говорить о водном транспорте, то буквально вчера (23 января — прим. ред.) я говорил об этом с руководителем федерального водного агентства. Эта тема в целом для Ростовской области актуальна и в Стратегии 2030 тоже обозначена. Но все определяет экономика, и в убыток себе работать никто не будет. Нужно искать взаимовыгодные варианты: либо государственно-частное партнерство, либо иная схема.

Таким образом, в ближайшее время именно автотранспорт по-прежнему остается для Волгодонска самым доступным способом сообщения с окружающим миром. При этом, отвечая в ходе конференции на вопрос о создании Агентства по туризму, Василий Голубев отметил, что туристический потенциал Ростовской области сегодня реализован только наполовину. А среди наиболее приятных ему моментов в Донском регионе отметил, увы, не «Великий шелковый путь на Дону», а фестиваль бардовской песни в станице Романовской, которому в 2018-м исполнилось 20 лет. Значит, у нас еще все впереди?!

Газ, мусор и городская среда

Несколько раз по ходу пресс-конференции журналисты возвращались к теме взрыва бытового газа в жилом доме города Шахты. Спрашивали, например, какие проблемы выявила эта трагедия и к каким мерам прибегнут областные власти по результатам массовых проверок газового оборудования в регионе.

По словам Василия Голубева, проверки в Шахтах выявили случаи, когда при установке газового оборудования нарушались элементарные правила. Проверить, по-хорошему, необходимо теперь все города области, причем как многоэтажные дома, так и частные домовладения. Но при этом порядка трети жителей вообще не пускают в свои квартиры проверяющих из газовых служб. «На уровне законодательства Российской Федерации должно быть принято правило, которое все обязаны выполнять. В противном случае наши усилия бессмысленны», — отметил глава региона и подчеркнул, что совместно с ЗС РО администрация области готова над такими законодательными инициативами работать и вынести свои предложения на федеральный уровень.

Также волнует прессу и реализация в регионе федеральной программы «Комфортная городская среда» — точнее, та ее часть, которая касается благоустройства дворов. Тем более что не так давно в законодательство внесены изменения, которые участие дворовых территорий в программе существенно усложняют. — Действительно, на федеральном уровне принято решение, что федеральные деньги теперь идут только на общественные пространства, на дворы там денег нет, — ответил Василий Голубев. — Но поскольку в финансировании этой программы есть и региональная составляющая, мной в прошлом году было принято решение увеличить средства на эти цели на 400 миллионов рублей. Некоторые территории действительно находились в сложном положении в связи с изменением порядка финансирования. Но, как я часто говорю, самая сложная проблема — это проблема исполнения. Eсли бы муниципалитеты и министерство ЖКХ основательно над этой проблемой подумали — выход из нее был бы найден. В этом году, помимо 1,6 миллиарда рублей, которые пойдут на реализацию программы, к ней будет добавлена сумма тоже примерно в 400 миллионов, и пойдет она в том числе и на дворы. Но есть одно твердое правило, к которому придется привыкнуть: каждый проект должен пройти проверку Центра компетенций по развитию городской среды. Нам нужно делать именно комфортную среду, а не обычное благоустройство — оно и так постоянно идет в текущем режиме. Но в данном случае мы говорим о несколько ином подходе и к качеству проектирования, и к качеству выполнения работ.

Непростая ситуация, как выяснилось, сложилась в муниципалитетах и в связи с изменением правил вывоза мусора. К примеру, людей волнует, почему при фактическом отсутствии раздельного сбора мусора так изменилась цена на его вывоз и переработку. Или — как платить за тех, кто в квартире прописан, но фактически не проживает.

Василий Голубев «успокоил»: процесс отладки этого нового для региона процесса будет идти еще долго, а сегодня мониторинг ситуации Министерством ЖКХ идет каждый день. За первые две недели нового года там зафиксировали более трех с половиной тысяч обращений граждан, из которых 1800 просили разъяснений, а еще полторы тысячи жаловались на «мусорные» проблемы. В лидерах, безусловно, Ростов, отметились также Таганрог, Азов, Шахты, Каменск и пр. Вообще, полностью обновить систему работы с мусором регионы должны до конца 2020 года, создав «правильные» полигоны (один из которых, как напомнил губернатор, строится под Волгодонском), отладив систему сбора и уплотнения мусора, его сортировки, а также переработки или утилизации. И, кстати, к тому времени мы должны избавиться от всех существующих свалок.

А пока работает все та же проблема исполнения. В ряде муниципалитетов примерно 10-20 процентов контейнерных площадок на начало года оказались не внесены в реестр регионального оператора — и мусоровозы туда, разумеется, не приехали. Существуют проблемы с размещением временных площадок, на которых спрессованный мусор должен складироваться до дальнейшей переработки — районы не горят желанием их у себя размещать. Большинство юридических лиц — 80-90 процентов — до сих пор не заключили договора на вывоз мусора с региональным оператором и, вероятно, сбрасывают свой мусор в контейнеры для населения. И, наконец, до сих пор идут споры по тарифам на вывоз и переработку мусора и по нормам его накопления, а чтобы было время прийти к какому-то компромиссу, в конце прошлого года было принято решение о субсидировании этой деятельности.

Eще шесть губернаторских лет?

В ходе почти трехчасовой пресс-конференции Василий Голубев ответил более чем на 60 вопросов, которые касались и культурной жизни отдаленных районов, и развития там дополнительного образования детей, и обучения молодежи рабочим профессиям, и возрождения казачества, и проблем взаимодействия властей внутри формирующейся ростовской агломерации, и развития в регионе видов спорта, помимо футбола, и многого другого.

В частности, его спросили, планирует ли он отчитываться перед Правительством РФ о выполнении нацпроектов в Ростовской области через пять лет. Учитывая, что глава региона был переизбран на свой пост в 2015-м и срок его полномочий истекает в 2020 году, это фактически вопрос о планах участвовать в губернаторских выборах, и Василий Голубев ответил на этот вопрос утвердительно. А на вопрос, не хочет ли он быть президентом страны, сказал словами Чапаева, мол, «малость подучиться надо».