Образование Общество

ВОЛГОДОНСКОЙ СЮТ — 50 !

Станции юных техников – 50!

   В сентябре  коллективом городской станции юных техников в парке «Победа» был второй раз проведен фестиваль технического творчества «Самоделкин». Поразило не только обилие представленных направлений технического творчества и сам размах мероприятия, но и то, что организаторы почти не повторились сравнительно с прошлогодним пилотным выходом. Впрочем, кто бы мог сомневаться в способности педагогов СЮТ творить такие праздники для горожан? За ними не просто огромный опыт и педагогический талант, но и целых полвека славной истории единственного в городе учреждения дополнительного образования технической направленности.

Рождение

Все это мощное течение зарождалось в далекие 60-е годы прошлого века в небольшом помещении Дома пионеров, где занимались ребята в авиамодельном кружке и Алексея Ракитцкого. Но Волгодонск в те годы поступательно развивался. Около нынешнего почтамта стремительно росла «химзаводская» жилая застройка, и первые этажи изначально планировались под объекты соцкультбыта. Руководство города во главе с председателем горисполкома Генрихом Цвеликом поступило очень мудро, решив передать площади в доме № 62 по улице Ленина юным моделистам и конструкторам (на этом месте теперь заседают общественные организации), и официально Алексей Ракитцкий с 1 января 1968 года вступил в должность директора Станции.

От желающих попасть в число кружковцев не было отбоя. Одними из тех первых счастливчиков, кому удалось записаться в кружок, были нынешние педагоги СЮТ Александр Никитенко и Леонид Терещенко. Совсем скоро они с авиамоделей переключились на другой технический вид спорта – начавший набирать популярность картинг. Родоначальник технического детского творчества сразу предпринял все усилия, чтобы направлений стало больше, и вскоре появились новые кружки – судо-, авто- и ракетомоделизма.

В ста метрах, на площади Победы, то и дело устраивали соревнования по авиамодельному спорту и картингу. В год открытия Станции юных техников в Волгодонске были проведены даже областные соревнования по картингу, и команды-участники подарили каждая по одной скоростной машине волгодончанам. Городская ТЭЦ помогла приобрести еще несколько единиц картов. Кстати, стоял за этим отец уже упомянутого педагога – Григорий Терещенко. Помимо того, что был машинистом турбины он активно сотрудничал с ДОСААФ, был инструктором и организовывал военно-прикладные соревнования. Пройдя войну, он понимал, что молодежи надо быть технически подготовленной. Такая забота об укреплении материально-технической базы благотворно повлияла на городской картинг. Прошло несколько лет, и самый молодой город на Дону прочно утвердил за собой статус сильнейшего в этом виде технического спорта. С 1974 года картингисты постоянно на верхней ступени пьедестала почета, юбилейные год – не стал исключением.

 Становление

 Город стремительно рос, со всей страны приезжали специалисты строить «Атоммаш». На рубеже 70-80-х годов прошлого столетия имеющейся площади Станции юных техников уже не хватало для проведения занятий. Как-то раз к авиамоделистам зашел сам Александр Тягливый – первый секретарь горкома партии. Он удивился обилию стружек на полу, и подумал, что в помещении несколько дней не проводится уборка. Но ему объяснили, что это накапливается всего за пару часов – слишком переполнен кружок, места недостаточно. Возможно, тогда в голове будущего почетного гражданина Волгодонска и созрело решение о том, что площади в новом строящемся доме по адресу Ленина, 112, предназначенные для магазина, надо перепрофилировать для целей размещения шахматного клуба и станции юных техников.

В 1981 году состоялся переезд в новое помещение; площадь увеличилась в разы и стала более 1000 квадратных метров. Одновременно началось активное насыщение этих площадей оборудованием, станочным парком. И всем этим процессом руководил директор Олег Лисицкий. Во время острого дефицита строительных материалов и свободных рабочих рук он умудрился сделать все для того, чтобы в обновленной Станции юных техников все было красиво, удобно и технологично. На новом месте открылась постоянно действующая выставка с лучшими образцами действующих и стендовых моделей, качественных поделок младших школьников. Число экспонатов доходило до полутора тысяч единиц!

Осенью 1984 года директором Станции юных техников была назначена Людмила Рязанкина, имевшая опыт руководства клубами по месту жительства «Дзержинец» и «Смена». Начальник отдела народного образования Валентина Бызова смогла ее убедить, что справиться с работой под силу, а молодость и беспартийность – не проблема. Молодой руководитель активно включилась в работу, в числе приоритетных задач поставила задачу расширения материальной базы и оснащения станочным оборудованием и материалами моделистов. А в партию так и не вступила, остается и по сей день беспартийной, отдавая всю свою энергию работе.

Станции активно помогала городская власть. Были налажены связи с шефами, и у каждого направления технического творчества были свои: автомоделистам помогал Волгодонский опытно-экспериментальный завод, авиамоделистам – химзавод, дирекция строящейся АЭС – картингистам. По очень сложным вопросам всегда можно было обратиться за помощью прямо к руководству «Атоммаша». Много уникальных специалистов, инженеров и техников, в свободное от работы время занимались с детьми, учили их постигать смысл технического творчества, направляли их в технические профессии. Плотно осуществлялось взаимодействие с местным отделением ДОСААФ, благодаря которому получали первые радиоуправляемые модели, новые машины-карты, оборудование для радиоспорта. Строились плодотворные долгосрочные взаимоотношения с Областной станцией юных техников. Благодаря ее директору Анатолию Коцу перед юными волгодончанами открылись широкие перспективы и новые города огромной страны. Ростовские коллеги помогли волгодончанам выйти на необозримые просторы России, наладить контакты с различными центрами и площадками развития детского технического творчества.

На весь город гремела слава о ШКБ – школьном конструкторском бюро Олега Анатольевича Бородина, который обогатил своим новаторством направление радиоконструирования, и вскоре ребят, занимающихся сборкой изделий из радиодеталей, стало больше всего в составе воспитанников. Ездили они по всей стране, были на ВДНХ.

В этот период в коллектив влились супруги Бильченко – Константин Дмитриевич и Галина Анатольевна, которые и сегодня прославляют учреждение своей работой. Благодаря их почти фанатичной преданности своей профессии небольшой фотокружок впоследствии перерос в фототехнический клуб и стал отдельным, мощным направлением, из которого выросла робототехника. Кроме того сам Константин Дмитриевич по праву может называться фотолетописцем Станции юных техников.

Также увлеченно работал с юными радиотехниками и другой ветеран учреждения – Владимир Васильевич Кузьменко: вместе они тогда делали усилители звука, ремонтировали магнитофоны, радиоприемники ветеранам войны – а достижения подкрепляли патентами на полезные модели. Эти номерные официальные документы, подтверждающие факт изобретения, и сегодня находятся рядом с самыми статусными дипломами и грамотами, заслуженными коллективом учреждения.

Развитие

С началом Перестройки Станция юных техников начинает переживать трудные времена. Предприятия, которые постоянно помогали станции, сами начинают испытывать затруднения, а многие вскоре прекратят свое существование – так рушится система шефских связей. Иссякает, казалось бы, до того такой надежный источник финансирования образовательной деятельности. Социальная составляющая отходит на второй план, вокруг все повсеместно борются за выживание – как могут. И у Станции юных техников тоже стояла задача выжить – ведь закрывались такие же учреждения по всей России.

Но на Станции юных техников нашли силы, чтобы не просто удержаться «на плаву», но и использовать представившуюся возможность укрепить кадровую базу. Парадоксально, но это десятилетие – период динамичного развития учреждения. Как никогда укрепился кадровый состав педагогов. Потерявшие работу на производстве опытные специалисты влились в коллектив учреждения, и остались здесь работать на долгие годы, а многие трудятся и сегодня. Решая задачу кадрового усиления, директор понимала, что новички должны сочетать в себе как «золотые умные руки», так и педагогический талант, необходимый для передачи своего бесценного практического опыта подрастающему поколению. А чтобы они закреплялись, оставались в обойме учреждения, их надо было мотивировать, создать внутри коллектива такую комфортную атмосферу, которая бы позволяла в полной мере им раскрывать свои творческие способности и таланты.

В это время начал активно плодотворно работать с юными автомоделистами инженер радиозавода Сергей Александрович Меркулов, а в 1993 году он перешел в штат сотрудников Станции. Это человек всей душой преданный своему делу: пятикратный чемпион РСФСР, 4-кратный призер чемпионата СССР и чемпион СССР, мастер спорта СССР по автомодельному спорту. Он не только сам достигал высокие цели, – и его ученики стали чемпионами области и всей страны, и нынешний юбилейный год – не исключение.

Определенный стимул приобрел авиамоделизм – благодаря таким мастерам как Алексей Засько, Евгений Малычев, Виктор Ребенок, Петр Рябичков, Сергей Нелидин, Андрей Аникин, Андрей Гаптразманов Салигданович, Виктор Гробушкин, династия Меркуловых – два Максима – старший и младший. Судомоделизм не достиг бы такой высоты, если бы не болели за свое дело всей душой Михаил Мухин, Петр Чепурко и Владимир Клюев.

Немного в ракетомоделизме женщин-педагогов во всей России, и одна в Ростовской области, в Волгодонске – Галина Дружкова, которая не просто уникальна тем, что женщина в такой специфической отрасли, но еще и тренер команды, которая не покидала областных соревнований по ракетомодельному спорту без золотых, серебряных или, на крайний случай, бронзовых медалей. Вот только в этом году не повезло – областные соревнования отменили из-за Чемпионата мира по футболу.

Оставшиеся без поддержки клубы по месту жительства влились в структуру Станции юных техников со своими коллективами, так Станция стала достаточно большой и разветвленной структурой. Пытались даже зарабатывать сами, став прообразом малой авиации – на дельталетах с воздуха химикатами обрабатывали узкие клинья фермерских наделов. Много оборудования и мебели для учреждения было сделано руками самих педагогов! Примеров развития много. Например, этот период запомнился, прежде всего, массовыми мероприятиями на дамбе, где на уникальном для Юга России картодроме проходили несколько раз в год областные и российские мероприятия, занесенные в российский календарь проведения соревнований по картингу. С трибун на склоне открывался прекрасный вид на извилистую трассу, на которой маневрировали и показывали мастерство пилотажа картингисты со всех концов России.

Учащиеся и педагоги вышли со своими работами на российский и международный уровень, расцвели научно-проектная деятельность. На станции кто только не был в гостях в этот период: космонавты, китайские делегаты, именитые ученые. Неподдельным было и внимание со стороны городской власти. Глава администрации города Вячеслав Хижняков и его заместитель Валерий Гелас постоянно посещали мероприятия. Укрепилось взаимодействие со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов, областным и федеральным центрами технического творчества учащихся. Волгодонская станция юных техников оказалась вовлечена в орбиту статусных областных и российских соревнований, конкурсов и фестивалей.

И еще один важный момент – в этот период заявили о себе на всю Россию, проводя всероссийский слет «Юный техник» на базе детского центра «Жемчужина Дона». Со всей страны к нам приезжали молодые таланты, чтобы передать свой опыт и позаимствовать наш – волгодонский.

 Совершенствование

В конце 90-х годов прошлого века ситуация в стране начала стабилизироваться. У учреждения появился широкий круг поддержки – социальные партнеры. Станция начинает ежегодно по инициативе директора проводить научно-практические конференции «Дети. Техника. Творчество». В донскую столицу из Волгодонска отправляли на конференцию ДАНЮИ автобусами – численность доходила до 45 человек. Много сил приходилось отдавать педагогу Татьяне Банниковой, чтобы организовать такие поездки, да еще и добиться при этом высоких результатов. И поэтому ростовскими партнерами было предложено открыть в Волгодонске филиал Донской Академии наук юных исследователей, что и было сделано.

Волгодонской науке юных было на кого опираться – в коллективе появились такие талантливые педагоги как Ирина Жукова, Светлана Пономаренко, Виктория Баранова, Елена Бородина, Алла Малюгина, Вероника Голикова, Лариса Физикова, Владимир Котельников.

Особое направление освоила Лариса Жукова. Ребята, мечтавшие о покорении космического пространства вышли с уровня банального фантазирования и встали на путь научного проектирования, стали участниками и лауреатами всероссийских научно-практических конференций в известных «наукоградах», в том числе в центре подготовки космонавтов в городе Королеве.

Развитие научно-технического направления логично переплеталось и интегрировалось с образовательными учреждениями города. Для всего школьного образования стали проводиться на постоянной основе мероприятия в рамках программы «Академия дорожной безопасности» — «Безопасное колесо», «Веселый светофор». А совместно со Всероссийсим добровольным пожарным обществом проводились соревнования по пожарно-спасательному спорту.

В ногу со временем продвигалась Станция юных техников, и тому подтверждение – приобретение первого компьютерного класса – одного из трех первых, которые поступили в наш город, и в этом заслуга Николая Речкина. Компьютерный парк стремительно увеличивался, нагрузка на технику была большая, и трудно было бы работать, если бы не инженер-электроник Александр Болохов с его талантом оживлять и реанимировать технику.

В конце период начинается смелый эксперимент, который покажет себя через несколько лет и раскроет свою эффективность – для подготовки к областным соревнованиям начинают проводиться ежегодные спортивно-технические сборы.

В 2001 году СЮТ участвовала в Первом Областном конкурсе, который проводило региональное министерство общего и профессионального образования, и завоевала право называться Лучшим учреждением дополнительного образования детей Ростовской области». В 2004 году за большие достижения в научно-практической деятельности по обучению и воспитанию учащихся учреждению присвоено звание Академической школы – соответствующие свидетельство подписал известный ученый в области педагогики Леонид Рувинский.

В 2005 году Станция юных техников побеждает в областном конкурсе учреждений дополнительного образования детей в номинации «Станция», выходит на межрегиональный уровень и также успешно занимает 1 место на окружном этапе 2-го Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей в профильной номинации. В 2005 году в ходе проведения Всероссийского открытого конкурса авторским коллективом станции была успешно защищена программа создания учебно-тренировочного комплекса Станции юных техников г.Волгодонска, что послужило прологом со знаковым событием следующему десятилетию жизни учреждения. Ведь как в воду смотрели – скоро такой появится на берегу залива

Инноватика

В 2008 году в истории Станции юных техников произошло еще одно событие, в корне улучшившее положение учреждения. Проекты и начинания коллектива и руководства Станции находили безусловную поддержку в Управления образования города под руководством начальника управления Татьяны Анатольевны Самсонюк. А благодаря главе города Виктору Александровичу Фирсову в структуре появляется долгожданный Учебно-тренировочный комплекс. Это отдельно стоящее здание на берегу Сухо-Соленовского залива, на улице Весенней. Сразу же здесь разместилась секция картинга – закончилась эпопея наших гонщиков, обитавших на «птичьих» правах в неприспособленных гаражных боксах на городских задворках. К этому необыкновенно дорогому подарку города подошли творчески, со всей ответственностью, стали вынашивать идеи дальнейшего развития различных проектов для детей  на его базе. Началось строительство Малой картинговой трассы  и Автогородка. Все это было в унисон с расширяющейся программой «Академии дорожной безопасности». Городские соревнования и конкурсы касались велосипедистов, скутеристов, популярность приобрели такие мероприятия как «Папа, мама, я и безопасная дорога».

«Робототехника» – особого размаха она достигло именно в этот период: с 2008 года волгодонские конструкторы роботов завоевывают лидерство не только в области, но и на Юге России, а затем выходят последовательно на российский и международный уровень. В этот несомненно большую роль играет второе поколение семьи Бильченко – педагог Александр Бильченко, имя которого хорошо знают его коллеги по всей России. Примечательно, что юные технари в своем образовательном процессе гармонично развивают и гуманитарное направление: педагоги и учащиеся, а также их родители чуть ли не еженедельно совершали походы в окрестностях города по краеведческой тематике.

Растим кадры сами. Этот лозунг вполне подходит к Станции. 20 лет работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе Марина Хохлачева. В свое время она была воспитанницей педагога Константина Бильченко. Потом стала дипломированным специалистом, работала инженером на радиозаводе, а затем пришла на станцию и стала передавать свои знания детям. Когда педагоги фототехнического клуба учредили Некоммерческое партнерство «Карьера», Марина Васильевна стала исполнительным директором этой структуры, продвигающей техническое творчество юных. У Станции появился новый союзник: тандем бюджетной образовательной организации и некоммерческого партнерства дал толчок целому интересному проектному направлению с привлечением грантовских средств.

В это же время в структуре учреждения появляется объединение «Телестудия», с юными тележурналистами начинает работать педагог Евгений Николаевич Кириченко, который со своими воспитанниками создает множество фильмов о жизни не только Станции юных техников, но и охватывает интересные страницы истории города. Учащиеся становятся победителями конкурсов российского уровня и прославляют Волгодонск в медиасфере, далеко за пределами Волгодонска.

Всю деятельность Станции описывает и выводит на просторы интернета методист Андрей Быстров. Сайт Станции юных техников попадает в рейтинг школьных сайтов и получает знак «Отличный сайт», а в профильном конкурсе он победил в номинации «Позитивный контент».

Логическое завершение получает музейная тематика. 17 марта 2015 года «Музей техники» Станции юных техников получил официальное юридическое оформление – свидетельство Министерства образования и науки Российской Федерации закрепило за ним статус музея образовательного учреждения. В этом определенная заслуга педагога Станции юных техников, кандидата исторических наук Александра Карпенко, которые провел огромную организационную работу.

В коллектив в этот период влилось много молодых, продвинутых, талантливых людей. Но для освоения этой профессии требуется много усилий, знаний и воли к самосовершенствованию.  И для этого старший методист Инна Литвинова стала вести «Школу молодого педагога», которая помогла в полной мере освоиться молодым специалистам в выбранной профессии.

Новое дыхание и импульс приобрела Академия юных исследователей. Вокруг станции юных техников образовалось сообщество из таких же учреждений дополнительного образования, которые стали самостоятельными площадками в период проведения научно-практической конференции, вышедшей на более высокий уровень. А потом к этому сообществу примкнули и общеобразовательные учреждения Волгодонска. Теперь АЮИ – это большой праздник науки для детей и молодежи нашего города и ближайших районов.

Свою деятельность показал за последнее десятилетие методический отдел. Методисты, педагоги-организаторы выступили своеобразным человеческим материалом для концентрации идей, воплощенных впоследствии в проекты, получившие финансирование от операторов грантовской поддержки. За пятилетку, с 2013 по 2018 год совместно с НП «Карьера» выиграно 13 грантов на общую сумму  более 2,0 млн. миллионов рублей. Среди реализованных проектов такие известные в городе акции как Научно-практический конкурс использованием информационно-компьютерных технологий «Дети. Творчество. Атом» — проводился дважды, открытый фестиваль роботов-пожарных – проводится ежегодно, Фестиваль дорожной безопасности «Город атомщиков – город безопасности». Одно из недавних достижений – Фестиваль «Самоделкин».

Но главное – благодаря самоотдаче педагогов дети с огромным удовольствием занимаются творчеством на Станции юных техников, здесь для них созданы условия для раскрытия интеллектуального потенциала. Одаренные дети достигли больших высот – 39 воспитанников Станции стали лауреатами президентских премий.

Станция юных техников Волгодонска сегодня связана с крупнейшими академическими и научно-исследовательскими центрами – участвует в значимых российских мероприятиях под эгидой МГТУ имени Баумана, институтов МИФИ, «Станкин», Политехнического музея, Южного федерального и Донского государственного технического университетов. Многие годы педагоги и их воспитанники – непременные участники в таких статусных программах как «Шаг в будущее», «Фестиваль науки Юга России», «Созвездие», «Образование. Карьера. Бизнес», «Школа Росатома», «Инженерные таланты – сильной России» и многих других. СЮТ стала одной из основных площадок престижного «Ломоносовского турнира» – крупнейших российских академических соревнований. Буквально две недели назад в очередном турнире приняло участие более пятисот учащихся города и соседних районов.

Станция юных техников становится визитной карточкой интеллектуального потенциала молодежи города. Коллектив вносит весомый вклад в дело формирования интеллектуальной элиты России, без которой невозможно представить завтрашний день.

Юбилей Станция юных техников встречает достойно: входит в пятерку лучших учреждений дополнительного образования технической направленности в региональном рейтинге. Показатели отличные: вторые – по массовости, первые – по результативности.

СЮТовцы всегда готовы удивить, порадовать своими достижениями земляков, и лучшее подтверждение сказанному – постоянное участие со своими выставками на городских праздниках и значимых мероприятиях.

Олег Вологдин