Школа ремонта. Капитального
13 многоэтажек в 2015 году прошли школу капитального ремонта по региональной программе. 27 домов предстоит капитально отремонтировать в 2016 году. По итогам прошлого года региональный фонд капремонта поставил себе положительную оценку. Об этом было заявлено на пресс-конференции директора НКО «Фонд капитального ремонта» Владислава Крюкова в конце ноября 2015 года (газета «Парламентский вестник Дона»). Сегодня мы рассказываем о том, как оценили капремонт в Волгодонске его непосредственные участники.Когда главный — чужой дядяДом № 91 по улице М. Горького попал в первую волну капитального ремонта по региональной программе. Как и в большинство МКД Волгодонска, способом накопления средств на капремонт «по умолчанию» стал «общий котел» у регионального оператора, поскольку собственники дома не провели общего собрания и не выбрали другой способ. Можно сказать, что дому постройки 1971 года повезло — многим более старым многоэтажкам дожидаться своей очереди придется еще долго.В этом пятиэтажном доме в 2015 году по плану регионального оператора предстояло отремонтировать фасад здания, заменить системы электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации и газоснабжения. В доме восемь подъездов, 128 квартир.И снова никаких согласований с собственниками: ни по видам работ, ни по сметам расходов. Подрядную организацию жители тоже не выбирали — это взял на себя Фонд капитального ремонта, выступивший в роли заказчика, исполнителя и контролера. Можно сказать, сам себе режиссер.Собственную активность по проведению собрания жители дома не проявили, хотя многие об этом позже пожалели. К примеру, в смету расходов по ремонту фасада не было заложено укрепление балконов, а лишь их обшивка. Вносить же изменения в проектную документацию в ходе ремонта было уже поздно. Хотя многими балконами в доме опасно пользоваться — могут обрушиться. Когда теперь они дождутся ремонта, неизвестно. Не оказалось в смете и заделки стен после их штробления для укладки электропроводки, прокладки трубопроводов инженерных коммуникаций. Как составлялась проектно-сметная документация — непонятно. Чтобы добиться выделения дополнительных средств на заделку открытых каналов, собственникам пришлось обращаться во все инстанции: от городской власти до губернатора области.При ремонте теплоснабжения предстояло установить теплообменник, поскольку в доме отсутствовала система циркуляции при подаче воды, и приходилось терпеливо ждать, когда из крана горячей воды перестанет течь холодная. Новая система разрешала эту проблему, но и здесь не обошлось без конфуза: сложная система теплообмена даже не была спроектирована — пришлось все делать с колес в процессе монтажа.При замене труб теплоснабжения в квартирах возникла еще одна проблема, которая и сегодня продолжает беспокоить жильцов дома. В каждой квартире установлены специальные регулирующие краны — тоже веяние времени — для регулировки тепла. Но вся беда в том, что эти устройства периодически «взрываются», текут и доставляют массу неудобств.- То пи сами краны некачественные, то ли установлены не по стандартам неквалифицированными мастерами, — жалуются жители. — В нашем восьмом подъезде такое очень часто случается. К тому же мы оказались в заложниках — случись порыв в любой из квартир, добраться для перекрытия общего стояка в выходные дни, вечерние часы или ночью невозможно, так как на первом этаже расположен «Единый расчетный центр ВТС», через помещения которого можно добраться к запорной арматуре. Такое «стихийное бедствие» мы уже испытали в праздничные дни и позже.Видимо, свой прокол поняли и организаторы капремонта — теперь взамен «взорванных» устанавливают краны другой модификации, которые считаются более надежными, хотя следовало бы, учитывая горький опыт, поменять краны во всех квартирах.Жители перечисляют и другие недоработки капремонта.- Установили в подъездах электрические датчики света на движение, но не везде они выполняют свое назначение — свет часто загорается после того, как ты миновал темное место. А на некоторых лестничных площадках лампы горят круглосуточно. И кто это должен отрегулировать? Из Ростова мастера вызывать?Большой скандал в доме вызвала замена системы газоснабжения. Против новых газовых труб никто из жителей не возражал, а вот напористость газовиков, буквально заставлявших всех собственников устанавливать индивидуальные газовые счетчики, вызвала не просто недовольство, но и открытый протест. И обоснованный, поскольку Федеральным законом № 466 от 29.12.2014 года была отменена обязательная установка газовых счетчиков в квартирах МКД, где, кроме плит, нет дополнительного газового оборудования. Однако газовики буквально измором брали жильцов, перекрывали подачу голубого топлива, пока те не соглашались на установку ИПУ.В конечном итоге в доме был сорван отопительный сезон, капитальный ремонт многоэтажки завершился вместо планового октября в декабре.- Если его можно считать завершенным, — говорят активисты, — собрания по итогам капремонта в нашем доме не было. Кто подписал акты выполненных работ, нам тоже неизвестно. Ведь, по сути, каждый собственник должен принять работы, которые выполнялись в его квартире, и подписать акты. Но этого до сих пор не произошло. Не думали мы, что желанный капитальный ремонт нашего дома обернется такой неразберихой и безответственностью.Обо всех этих бедах редакции «ВП» поведали активные собственники дома № 91, благодаря которым удавалось разрешать конфликтные ситуации, добиваться выполнения необходимых работ, обращаясь в администрацию города, в прокуратуру и даже к губернатору Ростовской области.Дом № 91 по ул. М. Горького относится к управляющей компании «Чайка-Дон», директором которой является Юрий Мичурин.На вопрос нашего корреспондента, принят ли в эксплуатацию дом после капремонта, Юрий Степанович ответил, что это не предусмотрено ни законом, ни Жилищным кодексом, — приемку всех работ должны осуществлять собственники.- Это, на мой взгляд, неправильно, — считает директор УК «Чайка-Дон». — Управляющие компании отстранены как от контроля за ходом ремонта, так от проведения испытаний при введении в строй новых систем. А разве каждый житель в состоянии проверить, правильно ли установлены те же краны в его квартире? Вот и «взрываются» краны, текут. Но устранять недоработки «чужого дяди» приходится нам. Мы выставили претензии региональному Фонду капремонта на оплату устранения возникших аварийных ситуаций. Дождемся ли результата? Я в этом не уверен.Первый опыт капремонта в доме по Горького, 91 оказался отрицательным. К сожалению, не только в этом доме. Организаторы и исполнители важнейшей региональной программы могут все списать на русскую пословицу «первый блин комом», хотя лучше было бы следовать другой народной мудрости — «семь раз отмерь, один — отрежь».***фото: