Учитель. Мастер. Благотворитель
Проще всего помочь особенным детям деньгами, они, конечно, тоже нужны. Но он, Олег Миргородский, платит другой монетой — своей душой.Кузнец своего счастьяПисать о людях творческих всегда трудно. Ну как влезть в душу человека, который живет по каким-то своим правилам и законам. Как постигнуть его сущность, где рождается столько замыслов, столько идей, которые обретают свою жизнь не в чем-либо, а в металле!В Волгодонском художественном музее на выставке работ Олега Миргородского привлекает все, но мне особенно запали в душу его миниатюрные скульптуры на рыбацкие мотивы. Я трогаю рукой фигурки рыбаков, тянущих сеть, сидящих с удочкой у водоема или идущих с удочкой на плече. Все они больше похожи на знаменитого героя Сервантеса Дон Кихота. Долго стою у работы, где на тонкой сетке веера дверь в часовню и крыло птицы, от которой веет чем-то мистическим и таинственным. Смотрю на трофейную пушку без лака и грима. Кажется, что ее как когда-то выкатили из боя, так она и осталась стоять под открытым небом, напоминая о давно минувших боях и сражениях…Олег Миргородский профессию кузнеца, а именно так он ее называет, когда-то выбрал по призванию. Он хотел стать художником-реставратором, стал же кузнецом и выковал свое нелегкое счастье. А там, где творчество присутствует, оно и не бывает другим — слишком многое из личной жизни жертвуется на алтарь искусства. Уникального, необычного, но искусства.Учился он в Суздале, старинном русском городе, где находятся 36 церквей, пять монастырей, Кремль. Памятники Я старинного зодчества вместе с преподавателями училища стали лучшими его учителями. Миргородский четыре года постигал азы своей будущей профессии. Попал он туда за компанию. Рисовал Олег всегда неплохо и бегал в кружок в доме пионеров. Там преподавала рисование легендарная Нонна Павловна Почекутова. Он вспоминает, как однажды пришел на занятия, а там все ребята собираются после окончания восьми классов ехать учиться дальше в Горький, куда переехала любимая учительница. Так и поехали все вместе. В Горьком не поступили и рванули на свой страх и риск в Суздаль в художественное училище.К металлу парень прикипел сразу, хотя мог работать и с деревом, что в дальнейшем тоже пригодилось. Получил Олег диплом под номером сто и поехал по распределению в Великий Новгород трудиться художником-реставратором по металлу. Потом вернулся в Волгодонск, где жили мама и старенькие дедушка с бабушкой, и маме надо было помогать за ними ухаживать. Женился и пошел работать в кадетское казачье училище, где замыслили выпускать кузнецов-газосварщиков. Срастить эти две профессии не получилось, как, впрочем, со временем ненужной посчитали и профессию кузнеца. Однако по стопам учителя пошли многие ребята. Во всяком случае, все кузнецы, которые есть в городе, да и в округе, получили профессию именно у Миргородского. Они и сейчас есть: Сергей Светличный, Константин Гвоздь и другие. Имеют свои мастерские, а учитель как не имел ее в училище — не хватило, видно, у казаков как запала, так и денег, нет ее приличной и у самого мастера. На зарплату учителя много не разгуляешься, но, тем не менее, у Миргородского есть ЧТО показать. Ежегодно обновляются его выставки в «Радуге» и в художественном музее.Я тут недавно увидела по телевидению сюжет о человеке, который поехал в Украину, в Донецкую область, и наваял множество роз для женщин к 8 Марта. Сгодились и бомбы, и разбитое оружие, и разорвавшиеся мины. Так и наш Олег Миргородский — несут ему металл и друзья, и знакомые. Он даже из мусора может сделать чудо. Потому что большой Художник. Это нам кажется, что невозможно работать с твердым грубым металлом, а для Олега Григорьевича он как пластилин — гнется, закручивается, вытягивается и разрешает делать из себя все, что заблагорассудится автору. Конечно, не голыми руками, а инструментами.Чтобы идея воплотилась в металле, ее сначала надо нарисовать, выразить свой замысел на бумажном листе. И Олег Георгиевич делает наброски, улучшая и улучшая композиции, фигуры, лица своих героев. Если запала в голову мысль, то пиши — пропало. Носится он с ней как с малым дитем. Кует, ваяет, что-то меняет, что-то добавляет, что-то переделывает. И вот наступает момент, когда работу уже можно показывать людям.Сердце на ладониЕсть у Миргородского и другая ипостась: он продолжает работать с детьми. Сейчас ведет уроки труда в специальной школе-интернате «Восхождение» для детей с отклонениями в развитии. По его словам, своей педагогической жилкой он пошел в маму — Любовь Алексеевну, старейшую учительницу Волгодонска, которая много лет преподавала в школе № 1. После выхода на пенсию продолжала учительствовать в том же специнтернате, где теперь трудится и Олег Георгиевич.Урок Миргородского может длиться и час, и два. Для одного или трех, или десяти учеников, неважно. Главное — поддержать стремление у детей, когда они вырастут, быть полезными, нужными. Есть не так уж много профессий, что могут выбирать эти особенные дети, но та, которой обучает их Олег Георгиевич, одна из них.Классная комната, где проводит свои уроки Миргородский, больше похожа на мастерскую. На столах лежат недоделанные работы. В стадии завершения на одном из столиков — черепашка. Вот небольшой нож, который станет футляром для флешки. А на этом — уже готовая подставка для розы. Олег Георгиевич работает с детьми всего полгода, но в кабинете много таких работ. И хотя его непроходящая любовь — металл, с детьми он работает по дереву. Для меня специально мастер проводит небольшую экскурсию по детским работам. Например, на столе у него стоит денежное дерево, сделанное ребятами. Но это вовсе не денежное дерево, это — доска почета. На нее вывешиваются фотографии лучших учеников и снимаются, если они чуть-чуть подкачали.Сегодня в классе всего один ученик — Саша Сиднее из 9 «Б», который колдует над своим летучим голландцем. Он не все может мне рассказать о своем корабле, и летучий голландец для него пустой звук, но показывает, где будет висеть порванный парус, что корпус судна они покроют шпоном. Саша доверчиво смотрит мне в глаза, и взгляд у него добрый и открытый. В интернате все делается для таких детей, как он. «Восхождение» очень изменилось после ремонта. Занимаются дети по новой программе, благодаря которой и появился у ребят один из самых любимых предметов.Каким-то врожденным чувством Миргородский понимает, что нужно этим детям. Он учит их не только полезному делу, но и рассказывает, как оно может пригодиться им в дальнейшей жизни. По крайней мере, когда вырастут, они всегда смогут вносить свою скромную долю в семейный бюджет родителей.Недавно дети начали делать на деревянных глошках лики святых. Учитель, конечно, помогает довести работы пусть не до совершенства, но до логического конца. Детские творения рядом с работами Олега Георгиевича выставили в музее, и о них заговорили. Кто-то даже приобрел миниатюры. Загорелись и дети, и многие из них тоже захотели делать миниатюры, хотя раньше и не собирались. Поверьте, что и среди этих особенных детей тоже есть скептики. Учитель не против их желания — садитесь рядом с теми, кто уже поднаторел в деле, и учитесь.***фото: