В Волгодонске учат на отлично!
Образование нашего города лучшее на ДонуЕще одна хорошая новость: 17 марта на заседании коллегии Минобразования Ростовской области по итогам 2015 года были торжественно объявлены результаты рейтинга донских образовательных учреждений. Уже второй раз подряд Управление образования Волгодонска заняло первое место в этом рейтинге.О слагаемых успеха, ближайших задачах и проблемах, решением которых сейчас занято городское педагогическое сообщество, — наш разговор с заместителем начальника Управления образования г. Волгодонска Ириной ЮДИНОЙ.- Мы искренне рады поздравить в Вашем лице, Ирина Ивановна, всех-всех-всех Ваших коллег с большой профессиональной победой. Элю неожиданный итог, или город ждал только первое место?- Спасибо. Конечно, мы очень надеялись именно на победу. Ведь столько сил было положено, проведена такая целенаправленная работа! Но надо ли говорить, как волновались перед коллегией? Конечно, первое место окрыляет и воодушевляет. Мы, в свою очередь, сердечно поздравляем с победой все коллективы, подведомственные Управлению образования, каждого педагога, каждого работника нашей системы и всех наших воспитанников. Ведь оценивался наш коллективный труд на протяжении целого года, и одержана заслуженная нелегкая победа — одна на всех!- Соперники, догадываюсь, тоже были сильны?- Конечно! Это очень сильные творческие команды, с которыми мы дружим, сотрудничаем и довольно тесно соперничаем не первый год. На второе место вышел Батайск, на третье — Каменск-Шахтинский. Весьма и весьма достойные соперники!- По каким критериям оценивали вашу работу? Был среди них главный, определяющий?- Нет. В этом, на мой взгляд, и состоит основная трудность такого соперничества. Но зато достигнутые результаты объективны, потому что работу системы образования оценивали со всех сторон. В рейтинге учитывались 28 показателей работы образовательных учреждений: и средний балл наших школьников по итогам ЕГЭ; и возможность получения дошкольного воспитания (государственного и негосударственного); и деятельность органов опеки и попечительства; и повышение квалификации педагогов; и процент выпускников, не получивших аттестаты; и исполнение бюджета; и количество победителей и призеров олимпиад не ниже российского уровня.Учитывалось обеспечение школьников двухразовым горячим питанием, условия, созданные в образовательных учреждениях, для учебы детей с ограниченными возможностями здоровья… Я могу еще долго называть критерии, но поверьте: разработанная министерством общего и профессионального образования Ростовской области система оценки охватывала все стороны нашей деятельности.- И все же главная составляющая, секрет успеха есть всегда. Может, он в командном духе?- Пожалуй, это главное — грамотные управленческие решения и то, что мы работаем единой командой на единую цель: обеспечение высокого качества образования в городе Волгодонске в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. Образовательные — в самом широком смысле. Сейчас приоритет деятельности всех образовательных учреждений — усиление воспитательной доминанты. Государство требует от нас наполнить учебный процесс не только образовательной составляющей. Детский сад, школа, система дополнительного образования вместе с семьей — это среда, где ребенок должен впитать первые уроки любви к Родине, гражданской активности, нравственности.- Какие важные цели! Ведь даже от студентов столичных вузов сейчас можно услышать, например, что русской армией в битве под Бородино командовал маршал Жуков. Как в наших школах, детсадах, детских творческих коллективах выправляется этот крен? Чтобы из средней школы не выходили Иваны, родства не помнящие?- В настоящий момент в сфере образования уделяется огромное внимание не только на то, сколько новейшей аппаратуры получают школы, детские сады для максимального усвоения учебного материала. А и на то, например, какими туристическими маршрутами прошли наши воспитанники по своей малой Родине в этом учебном году. Приятно, что наши и детские сады, и школы, и система допобразования города очень творчески работают в этом направлении. Хорошие примеры можно привести из практики «Центра детского творчества», центров «Пилигрим» и «Радуга»: там организуют и пешие, и виртуальные экскурсии по родному краю, причем для всех Волгодонских детей и совершенно бесплатно. Во многих наших школах, гимназиях успешно действуют музеи, музейные уголки. Сейчас стоит задача, чтобы такие центры патриотического воспитания были в каждом образовательном учреждении. Мы в ответе за то, чтобы каждый ребенок, живущий на донской земле, знал свои корни и гордился ими.- И еще одна тема, которая занимает все более важное место в сфере образования: «Доступная среда». Волгодонск и здесь в лидерах?- Да. Не случайно на заседании коллегии областного Минобразования, где подведены итоги рейтинга, начальник Управления образования Е.Н. Тимохина поделилась опытом создания условий в муниципальной системе образования для обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Хороший опыт в этом плане есть у педагогов наших школ: «Центра образования» и лицея N9 24. А в этом году участником федеральной программы «Доступная среда» стал волгодонский детский сад «Одуванчик». Он становится центром инклюзивного образования, смысл которого в том, чтобы погрузить деток с физическими проблемами в общий воспитательно-образовательный процесс со всеми остальными ребятами.Накануне коллегии по инициативе министерства образования Ростовской области. Управления образования в Волгодонске организовали областной семинар по теме инклюзивного образования. К нам приехали более 60 коллег из городов и сельских поселений области. Опыт, который наглядно показали гостям педагоги «Одуванчика», «Центра детского творчества» и «Гармонии», лицея №24, «Центра образования», вызвал огромный интерес. И что особенно приятно подчеркнуть: многие наши педагоги активно включились в процесс инклюзивного образования по зову души, не дожидаясь команды ; сверху или включения их коллективов в специальные федеральные программы. В наших учреждениях дополнительного образования более 300 ребят с различными проблемами здоровья уже не год и не два успешно рисуют, лепят, танцуют и поют. «Одуванчик» тоже включил- ! ся в эту тему, когда о программе «Доступная среда» в городе еще никто не слышал. Просто педагоги искренне хотят помочь всем детям больше времени проводить в среде своих сверстников, а это ведь очень важно не только для инвалидов, но и для здоровых ребят.- Бесспорно. Ирина Ивановна, социологи все чаще говорят о том, что скоро станут более востребованными детсадовские группы для детей от 1,5 лет. Готов ли к этому наш город?- Эта задача, действительно, становится для нашей сферы одной из приоритетных. И в указах Президента страны, и в областных программах совершенно четко сказано: до 2017 ‘ года мы должны дать возможность всем желающим семьям для получения дошкольного образования детей от 1,5 лет.Серьезная проблема, и наш город ею занимается. Несколько групп раннего возраста в наших детских садах уже действует. В этом году планируется открытие еще четырех. Серьезные надежды в этом плане мы возлагаем на строящийся детский сад «Лазорики», открытие которого планируется в четвертом квартале. Задача поставлена так: чтобы группы для детей раннего возраста действовали в разных районах города.Кстати, в решении этой проблемы не стоят особняком наши негосударственные дошкольные учреждения. Не зря же их деятельность учитывается в рейтинге, о котором мы говорим. Город тесно сотрудничает с частными детскими садиками, мы оказываем методическую помощь в организации образовательного процесса, так что и на их участие в решении общих проблем тоже рассчитываем.- Ну что ж, о делах школьных и дошкольных можно говорить еще долго. Давайте на этом пока остановимся. Еще раз поздравим Волгодонское педагогическое сообщество с победой и пожелаем на ней не останавливаться. Спасибо за беседу!