Память Чернобыля: 30 лет со дня аварии на ЧАЭС
16:26. Время не изменитьсуществовании этого памятного знака я узнала три года назад из газетной статьи «Волгодонск помнит о Чернобыле». И была немало удивлена тому, что не замечала его в старой части города раньше, хотя тема Чернобыль с 26 апреля 1986 года для меня остается значимой. И не только потому, что в том недалеком прошлом произошла крупнейшая в истории ядерной энергетики катастрофа, унесшая человеческие жизни. Но еще и потому, что в этот апрельский день группа туристов, в основном состоявшая из атоммашевцев, рекомендованных к турпоездке в СФРЮ (Югославию), прибыла проездом в Белград, из Ростова в Киев. Среди них была и я. Все мои воспоминания имеют одну точку отсчета: 26 апреля 1986 года. В этом году исполняется 30 лет с момента наступления событий, таких разных по жанру, сложносочиненных по написанию названий мест, где они происходили.Верю, что 26 апреля к этому памятнику придет больше, чем обычно, горожан. Будут среди них и туристы-атоммашевцы. Кто правдивее их расскажет, как воспринимала Европа пожар на ЧАЭС. Как реагировали СМИ западных стран, простые люди, находящиеся по разные стороны границы СССР, когда поступающая с телеэкранов информация об аварии на атомной станции мало чем отличалась от военных сводок времен Великой Отечественной войны. Те же названия европейских стран на картах с нанесенными разноцветными стрелками, указывающими направление движения радиоактивных облаков, а не войск… Страшно оказаться иностранцем в такой ситуации, без знания языка. Нам в этом плане немного повезло. До 10 мая мы находились среди дружественных нам сербов, черногорцев, македонцев. Они сочувствовали, старались раздобыть сведения «посвежее».Не передать словами то состояние, которое испытывали мы, туристы, ожидая вылета самолетом «Аэрофлота» из средиземноморского города Дубровник на родину рейсом СУ 680. Нам предстояла посадка в аэропорту «Борисполь» с ночлегом в киевской гостинице «Братислава». Билеты на поезд №31 «Киев-Баку» гарантировали туристам прибытие в Ростов-на-Дону 12 мая в полдень. Но не все волгодонцы продолжили путь по обозначенному маршруту.Насмотревшись и наслушавшись о происходящем, так или иначе связанном с последствиями, вызванными аварией на ЧАЭС, некоторые из них решили навестить родственников, проживающих в Гомельской и Ивано-Франковской областях. Никто этому не удивился и не препятствовал.Там, в аэропорту «Борисполь», на тот момент в своей стране СССР мы вновь почувствовали себя иностранцами, как ни странно это звучит. Потому что многого, о чем писала советская пресса о катастрофе, не знали и как маленькие дети удивлялись увиденному, постоянно задавали вопросы работникам сопровождающих служб, на некоторые нет однозначных ответов и по сей день.Как сейчас помню нескончаемую череду автомашин-бетономешалок, выстроенных вдоль автотрассы «Борисполь-Киев». Мы ехали автобусом из аэропорта в Киев уже ночью, а они стояли на обочинах и как коровы медленно «пережевывали» — переворачивали то, что было внутри. Бетон? Все, что попадало в поле моего зрения, вызывало вопрос: почему?Запомнился Киев в цветущих каштанах с постоянно поливаемыми водой тротуарами. Переполненные поезда, увозящие из него взрослых и детей на восток. Сводки об уровне радиации, передаваемые по радио на определенную дату, несколько раз в сутки…Что-то подобное было пережито людьми в годы Великой Отечественной войны. Разница лишь в том, что теперешний враг не был виден. А все остальное, как тогда: героизм соседствовал с предательством.Прошло тридцать лет. Уже нет на политической карте мира СССР и Югославии. Нет и того мирного существования среди народов, за которое они боролись. В проживаемом нами времени наряду с ростом «горячих конфликтов» в мире участились попытки ядерного шантажа. Хочется, чтобы об этом помнили все. А профессионалы-атомщики и те, кто проявляет интерес к ядерной физике, мечтая связать свою жизнь и будущую профессию с этой отраслью, обеспечили безопасные способы работы АЭС. За незнание мы заплатили жизнями лучших сынов в схватке с «белой смертью», имя которым — участники и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. Их становится все меньше. Сказываются тяжелые болезни, требующие довольно часто неотложной медицинской помощи, на которую не всегда хватает средств, сил и времени. Но их подвиг не имеет себе равного в истории человечества. Мы так мало знаем о жизненном подвиге каждого из них, тридцать лет назад вставших на борьбу с ядерной стихией. А ведь воины-ликвидаторы, в том числе призванные из запаса, в одном строю с гражданскими специалистами, учеными и медицинским персоналом в схватке с «белой смертью» спасали планету от неминуемых последствий катастрофы XX века. Я спешу сказать им спасибо!А еще предлагаю волгодонцам: приходите к памятному знаку, установленному на улице 30 лет Победы (в районе Дома торговли) 26 апреля и приводите с собой детей, внуков. Рассказывайте им, как хрупок мир, в котором мы живем. Возлагайте цветы к подножию в знак благодарности тем, кто прошел Чернобыль.А тем, кто вместе со мной тридцать лет назад отбыл в качестве туриста в красивейшую страну Югославию, предлагаю встретиться здесь же, на «тридцатнике», у Памятного знака в 16 часов 26 минут — по времени прибытия в Киев поезда №26 «Кисловодск-Киев» из Ростова-на-Дону.