Категории Новости

«А Вы, учитель, ничего не приукрашивайте!..»

11.06.2016

Так Вы за красных или за белых, Анна Юрьевна?Об этом ее спрашивают не только ученики. На Всероссийском съезде учителей истории, который прошел в Москве, тоже звучали трудные вопросы прошлого и настоящего. Значит, это важно знать и руководству страны: за белых или за красных учитель МБОУ средней школы №22 города Волгодонска Анна Бутова? Ведь на ее уроках формируется мысль учеников. Если мы не хотим упустить из рук будущее — должны быть честными с ним сегодня.Золотое правило учителя истории А.Ю. Бутовой: уважать мнение учеников. А мыслить самостоятельно способен только человек образованный и неравнодушный. Как у Александра Галича: «Спрашивайте, мальчики, спрашивайте. А вы, люди, ничего не приукрашивайте…». Историю, убеждена Анна Юрьевна, детям нужно изучать не только по учебникам, но и по воспоминаниям родных. Я побывала на одном из таких уроков по истории Великой Отечественной войны. Ученики шестых классов собрались в актовом зале школы на итоговое занятие в рамках патриотической акции «Безымянная высота». Ребята один за другим выходили на сцену и рассказывали, где воевали их деды и прадеды, что пережили бабушки и прабабушки. Это были живые человеческие истории, которые писали семьями. У одних были целые исследования с копиями архивных документов. Другие подготовили электронные презентации. Читали собственные стихи. Пели песни о войне. Все вместе стояли в минуте молчания.Даже не самые лучшие ученики на подобных уроках . раскрываются, становятся увереннее.Историю принято считать «не деятельностной» наукой — дающей знания, а не практические навыки. Но если прав классик, назвав историю шкалой бедствий с делениями в виде революций? Как отзовется вложенная в детские головы однобокая трактовка этих бед и побед?- На съезде учителей истории, — рассказывает Анна Юрьевна, — была большая дискуссия: нужно ли с ранних лет развивать в детях патриотизм, сознание национально-культурной идентичности? Мы с коллегами настаивали: нужно.Атмосфера значимости учительского форума подчеркивалась в послании президента В. В. Путина, в выступлении председателя Государственной думы и председателя Российского исторического общества СЕ. Нарышкина. Было много ярких выступлений ученых-историков-авторов учебников и учителей-практиков. Очень запомнилась речь учителя из Москвы Е.А. Ямбурга. В своих «Апрельских тезисах» он говорил, что в изменившемся мире мы не должны преподавать сказки. Только правда источника служит основой для восприятия. В кулуарах мы много говорили о том, что учительское сообщество еще не увидело результаты по истории в рамках историко-культурного стандарта, а нам уже предлагают кардинально новые подходы к содержанию курса обществознания. Мы как бы на разных волнах: учителя-практики и ученые мужи. Надеюсь, решения съезда помогут сблизить наши позиции и правильно повлиять на реформу исторического образования.- Анна Юрьевна, а как Вы относитесь к бесконечному переписыванию истории?- История подвержена течению общественной мысли. В числе трудных вопросов, с которыми мы ехали на съезд, — происхождение Древнерусского государства — тема чрезвычайно актуальная на фоне украинских событий. Много разногласий у историков в оценке личности Ивана Грозного, Петра I. Ну и. конечно, в трактовке событий 1917 года, советского периода.В следующем году — 100-летие Октября 1917 года. Давайте будем честными: это событие, потрясшее мир не меньше Великой французской революции, долго преподносилось однобоко и слишком политизировано. Сегодняшняя историография под термином «Великая русская революция» рассматривает уже цепь событий 1917-1922 годов: февраль, октябрь и гражданскую войну. Гражданская война, по новой трактовке, — это столкновение двух сил, у каждой из которых была своя правда. И революция, и гражданская война стали для народа трагедией, которая привела к огромным жертвам.Раньше нам было доступно только ленинское определение революционной ситуации, когда «низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». На современном этапе изучения событий 17-го года данное утверждение не находит подтверждения. И правда примиряет нас с иной точкой зрения.Надо ли говорить, что воспитать такого ученика способен лишь неравнодушный, влюбленный в свое дело Учитель?В течение восьми лет по инициативе А.Ю. Бутовой в школе проходит научная конференция «Россия. Нам есть чем гордиться» с участием старшеклассников. Эта конференция стала традиционной. Проектная деятельность позволяет определиться с гражданской позицией учащихся.В одной из своих авторских разработок А.Ю. Бутова процитировала американского писателя Уильяма Артура Уорда: «Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».Чтобы хорошо объяснять, показывать и вдохновлять, она сама не устает учиться. Выступает на вебсеминарах с участием областного института повышения квалификации, организует творческие практикумы для учителей истории города в рамках историко-культурного стандарта. Вместе с учителями истории города посещает музеи области. С работами А.Ю. Бутовой можно познакомиться на различных педагогических форумах. В каждом новом проекте Анна Юрьевна доказывает: знание прошлого дает ответы на трудные вопросы современности.Таков круг ее интересов. Стоит ли удивляться, что ученики Анны Юрьевны не только успешно сдают школьные экзамены, но и покоряют Воробьевы горы? С блеском выступают на областных краеведческих чтениях. Доклад одной из учениц об исторических памятниках и перспективах донского туризма занял первое место на областном форуме Академии юных исследователей. Учитель и ее ученики Сергей Мороз и Ирина Аленькова в этом учебном году как победители регионального этапа стали участниками всероссийской олимпиады «Наследие» в Переславле-Залесском.А сама Анна Юрьевна руководит городским объединением учителей истории, является региональным тьютером (преподавателем-консультантом в реализации историко-культурного стандарта). И еще она — уполномоченный по правам ребенка в 22-й школе. В свободное от работы время любуется просторами нашей страны и путешествует по миру. Согласитесь, к мнению таких педагогов стоит прислушиваться и министрам, и президентам — всем, кого волнует судьба России.Я- не за красных и не за белых. Мне нравится, что школа поворачивается к более глубокому осмыслению прошлого. Главное для нас увидеть в выпускнике неравнодушного человека, способного делать собственные выводы. Воспитать чувство любви к своей стране возможно только при совместном искреннем сопереживании опыта урока учеником и учителем.***фото: