«А Вы, учитель, ничего не приукрашивайте!..»
Так Вы за красных или за белых, Анна Юрьевна?Об этом ее спрашивают не только ученики. На Всероссийском съезде учителей истории, который прошел в Москве, тоже звучали трудные вопросы прошлого и настоящего. Значит, это важно знать и руководству страны: за белых или за красных учитель МБОУ средней школы №22 города Волгодонска Анна Бутова? Ведь на ее уроках формируется мысль учеников. Если мы не хотим упустить из рук будущее — должны быть честными с ним сегодня.Золотое правило учителя истории А.Ю. Бутовой: уважать мнение учеников. А мыслить самостоятельно способен только человек образованный и неравнодушный. Как у Александра Галича: «Спрашивайте, мальчики, спрашивайте. А вы, люди, ничего не приукрашивайте…». Историю, убеждена Анна Юрьевна, детям нужно изучать не только по учебникам, но и по воспоминаниям родных. Я побывала на одном из таких уроков по истории Великой Отечественной войны. Ученики шестых классов собрались в актовом зале школы на итоговое занятие в рамках патриотической акции «Безымянная высота». Ребята один за другим выходили на сцену и рассказывали, где воевали их деды и прадеды, что пережили бабушки и прабабушки. Это были живые человеческие истории, которые писали семьями. У одних были целые исследования с копиями архивных документов. Другие подготовили электронные презентации. Читали собственные стихи. Пели песни о войне. Все вместе стояли в минуте молчания.Даже не самые лучшие ученики на подобных уроках . раскрываются, становятся увереннее.Историю принято считать «не деятельностной» наукой — дающей знания, а не практические навыки. Но если прав классик, назвав историю шкалой бедствий с делениями в виде революций? Как отзовется вложенная в детские головы однобокая трактовка этих бед и побед?- На съезде учителей истории, — рассказывает Анна Юрьевна, — была большая дискуссия: нужно ли с ранних лет развивать в детях патриотизм, сознание национально-культурной идентичности? Мы с коллегами настаивали: нужно.Атмосфера значимости учительского форума подчеркивалась в послании президента В. В. Путина, в выступлении председателя Государственной думы и председателя Российского исторического общества СЕ. Нарышкина. Было много ярких выступлений ученых-историков-авторов учебников и учителей-практиков. Очень запомнилась речь учителя из Москвы Е.А. Ямбурга. В своих «Апрельских тезисах» он говорил, что в изменившемся мире мы не должны преподавать сказки. Только правда источника служит основой для восприятия. В кулуарах мы много говорили о том, что учительское сообщество еще не увидело результаты по истории в рамках историко-культурного стандарта, а нам уже предлагают кардинально новые подходы к содержанию курса обществознания. Мы как бы на разных волнах: учителя-практики и ученые мужи. Надеюсь, решения съезда помогут сблизить наши позиции и правильно повлиять на реформу исторического образования.- Анна Юрьевна, а как Вы относитесь к бесконечному переписыванию истории?- История подвержена течению общественной мысли. В числе трудных вопросов, с которыми мы ехали на съезд, — происхождение Древнерусского государства — тема чрезвычайно актуальная на фоне украинских событий. Много разногласий у историков в оценке личности Ивана Грозного, Петра I. Ну и. конечно, в трактовке событий 1917 года, советского периода.В следующем году — 100-летие Октября 1917 года. Давайте будем честными: это событие, потрясшее мир не меньше Великой французской революции, долго преподносилось однобоко и слишком политизировано. Сегодняшняя историография под термином «Великая русская революция» рассматривает уже цепь событий 1917-1922 годов: февраль, октябрь и гражданскую войну. Гражданская война, по новой трактовке, — это столкновение двух сил, у каждой из которых была своя правда. И революция, и гражданская война стали для народа трагедией, которая привела к огромным жертвам.Раньше нам было доступно только ленинское определение революционной ситуации, когда «низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». На современном этапе изучения событий 17-го года данное утверждение не находит подтверждения. И правда примиряет нас с иной точкой зрения.Надо ли говорить, что воспитать такого ученика способен лишь неравнодушный, влюбленный в свое дело Учитель?В течение восьми лет по инициативе А.Ю. Бутовой в школе проходит научная конференция «Россия. Нам есть чем гордиться» с участием старшеклассников. Эта конференция стала традиционной. Проектная деятельность позволяет определиться с гражданской позицией учащихся.В одной из своих авторских разработок А.Ю. Бутова процитировала американского писателя Уильяма Артура Уорда: «Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».Чтобы хорошо объяснять, показывать и вдохновлять, она сама не устает учиться. Выступает на вебсеминарах с участием областного института повышения квалификации, организует творческие практикумы для учителей истории города в рамках историко-культурного стандарта. Вместе с учителями истории города посещает музеи области. С работами А.Ю. Бутовой можно познакомиться на различных педагогических форумах. В каждом новом проекте Анна Юрьевна доказывает: знание прошлого дает ответы на трудные вопросы современности.Таков круг ее интересов. Стоит ли удивляться, что ученики Анны Юрьевны не только успешно сдают школьные экзамены, но и покоряют Воробьевы горы? С блеском выступают на областных краеведческих чтениях. Доклад одной из учениц об исторических памятниках и перспективах донского туризма занял первое место на областном форуме Академии юных исследователей. Учитель и ее ученики Сергей Мороз и Ирина Аленькова в этом учебном году как победители регионального этапа стали участниками всероссийской олимпиады «Наследие» в Переславле-Залесском.А сама Анна Юрьевна руководит городским объединением учителей истории, является региональным тьютером (преподавателем-консультантом в реализации историко-культурного стандарта). И еще она — уполномоченный по правам ребенка в 22-й школе. В свободное от работы время любуется просторами нашей страны и путешествует по миру. Согласитесь, к мнению таких педагогов стоит прислушиваться и министрам, и президентам — всем, кого волнует судьба России.Я- не за красных и не за белых. Мне нравится, что школа поворачивается к более глубокому осмыслению прошлого. Главное для нас увидеть в выпускнике неравнодушного человека, способного делать собственные выводы. Воспитать чувство любви к своей стране возможно только при совместном искреннем сопереживании опыта урока учеником и учителем.***фото: