Категории Новости

Игорь Письменный: «…Даже если будет иначе»

02.07.2016

Я вот думаю: почему мы так любим старые советские фильмы? Их часто ругают за излишнюю пафосность, за приукрашивание действительности, за пресловутую борьбу хорошего с прекрасным… А мы все равно смотрим снова и снова и «Девчат», и «Дело было в Пенькове», и «Дело «пестрых»…И ладно бы смотрели только те, кто вырос и большую часть жизни прожил в СССР — понятно, ностальгия по молодости. Так ведь смотрят и молодые, те, кто СССР помнить не может. На генетическом уровне эта любовь передается, что ли?А мы, те, кому хорошо за 50, кино, действительно, любили очень. И, думаю, не только потому, что других развлечений было немного. Что-то было в старых фильмах необычайно притягательное — мечта, вера в то, что счастье обязательно придет к тем, кто его заслуживает, что добро непременно победит… И можно сколько угодно иронизировать по тому поводу, что в советском кино все было «как в кино», но такова уж человеческая природа — верить в лучшее.Почти каждая дама, заговори о кино, вспомнит, что у нее в детстве был альбом, где красовались фотографии — нет, не любимых родственников — любимых артистов. Не поместившиеся в альбом складывали в коробки, а самые любимые были развешаны по стенам — вместо фамильных портретов. Лановой, Тихонов, Баталов, Стриженов, Матвеев… Наши дорогие члены семьи. Выход очередного номера журнала «Советский экран» был настоящим праздником, а фото любимого актера на обложке могло реально сделать счастливым.Иногда ради кумира приходилось идти на серьезный риск. Мне было 14 лет, когда на экраны страны вышел фильм Владимира Басова «Щит и меч». Исполнитель главной роли — советского разведчика Александра Белова — Станислав Любшин буквально потряс мое воображение. Я фанатично собирала все, что хоть как-то было связано с любимым артистом. И вот однажды в программе телевидения на неделю увидела анонс передачи, посвященной моему кумиру. Но идти она должна была в будний день, в дневное время, когда нужно быть на занятиях в школе!План созрел мгновенно. Сначала я реально попыталась заболеть, выскакивая раздетой на балкон (дело было зимой). Но разве ж заболеешь тогда, когда надо! Поняв, что иммунитет стоит насмерть, я сменила тактику: за три дня до передачи начала в присутствии мамы постоянно подкашливать и жаловаться на горло. На третий день моя ничего не подозревающая мама разрешила не идти в школу — чтобы не разболеться окончательно. Ей и в голову прийти не могло, что ее примерная дочь — активистка и отличница — способна на такую аферу! А я, счастливая, осталась дома наедине с телевизором, и уже на следующий день моя простуда чудесным образом прошла.Нынешнему поколению, воспитанному интернетом, не понять, какое это счастье — неожиданно попасть на любимый фильм, предварительно выстояв очередь за билетом, в жаркой схватке добыть пластинку (наверняка сейчас кто-то спросит: а что это такое?) с популярным хитом, случайно услышать по радио запавшую в душу песню… Интернет сделал нашу жизнь комфортнее, а многие вещи доступнее, но ценим-то мы больше то, чего как раз нужно добиваться…И все же, и все же… Кино было и остается не только «из всех искусств важнейшим», но и любимейшим. И наши любимые актеры как были, так и остаются СВОИМИ всегда. Изменить это, наверное, не в силах никакая научно-техническая революция. И это здорово.Новое время принесло новые фильмы, появились новые актеры. В начале девяностых волгодонцы, следящие за киношным Олимпом, с некоторым удивлением обнаружили среди его обитателей своего земляка — выпускника 11-й школы Игоря Письменного.Игорь родился на Урале, но приехал в Волгодонск с родителями, уроженцами этих мест, когда еще учился в начальной школе. В шестом классе его пригласили в городскую театральную студию Николая Задорожного — человека, бесконечно преданного театру и заразившего этой преданностью многих своих учеников. Занятия в школе, к сожалению, пришлось прервать из-за проблем со здоровьем, но именно тогда, пожалуй, Игорь впервые вдохнул театрального воздуха и «заболел» — как оказалось, навсегда.А вообще, шутит Игорь, стать актером ему пришлось бы по-любому — у него даже расписка есть.- Мы с другом смотрели какой-то фильм, и я сказал, что мог бы сыграть не хуже. Друг посмеялся в ответ, и тогда я написал расписку: обязуюсь до 30 лет сняться хотя бы в одном фильме, — рассказывал Игорь в одном интервью. — И действительно: в своем первом фильме я снялся задолго до заявленного срока, а к тридцати было сыграно уже несколько ролей.Но все это было потом. А сначала, закончив школу, Игорь поступил в филиал Новочеркасского политехнического института и, проучившись год, был призван в армию. Служба на границе с Афганистаном далеко не в тепличных условиях заставила похудеть до 65 килограммов при росте 180 см, но не сломила дух. Домой Игорь вернулся худым, повзрослевшим и полным планов. 1985 год — год, когда он поступил в Ростовское училище искусств, можно считать в его жизни точкой отсчета на пути к театру и кино — пути очень непростого и извилистого.После двух лет учебы в Ростове Игорь переехал в Ленинград — поступил на второй курс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. А в 1989 году ему впервые предложили сняться в кино. Фильм «Рок-н-ролл для принцесс» снимали в Ялте, и именно туда должен был отправиться молодой актер — всего на пару дней. Увы, вместо славы первый фильм принес скандал с преподавателем и уход из института.Закончить образование удалось только в 1994 году, и это был уже другой вуз — знаменитый ГИТИС. А в 1989 году у Игоря Письменного начался новый период в жизни — театральный. Московский театр «Эрмитаж» стал местом работы актера на целых 15 лет. Поначалу он буквально жил в театре — и не только потому, что был слишком увлечен служением Мельпомене, а потому прежде всего, что больше жить было негде. Правда, особого дискомфорта при этом не испытывал. Потом, казалось бы, ситуация изменилась к лучшему: Письменный женился на москвичке. Но брак оказался недолгим: жена и теща так и не смогли поверить, что зять из «понаехавших» женился не из-за московской прописки…Ас театром «Эрмитаж» через 15 лет актер тоже попрощался: говорит, сыграл все, что мог. Теперь его стихия — кино. За 26 лет актерской карьеры он снялся более чем в ста фильмах, среди которых — «Старые клячи» и «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, «Азазель» Александра Адабашьяна, «Герой нашего времени», «Инспектор Купер», «Бригада».Пробовал себя Письменный и в режиссуре: им сняты фильмы «13 километр», «Кумовские байки», «Иван Сила» (совместно с Виктором Андриенко).Наладились дела и на личном фронте: однажды на свадьбе друга Игорь встретил свою будущую жену. Правда, она на тот момент уже была замужем, и, как оказалось, они уже встречались раньше в родном Волгодонске (будущий супруг тогда произвел на Наталью странное впечатление — она все спрашивала у друзей: «Что это за придурок?»). Но все опять закончилось «как в кино»: несмотря на все препятствия влюбленные поженились, счастливы в браке и растят сына и дочь.Сегодня наш Игорь Письменный продолжает сниматься в кино, увеличивая и без того солидный список фильмов с его участием, нисколько не комплексует по поводу избыточного веса («Я большой, симпатичный, остроумный и обаятельный») и слывет непревзойденным рассказчиком анекдотов. Особенно любит анекдоты про собак, ну вот хоть этот, помните: приходит пьяная собака домой, хозяин спрашивает: «Пила?». Она головой мотает: «Не пила». «Ну тогда полай». «Лай-лай-лай-ла-лай-ла!»А еще Игорь считает, что не стоит обращать внимания, если видишь, что человек тебе завидует или пытается сделать подлость. Ибо «воздастся нам по заслугам нашим». Не сразу, так потом.Его любимое изречение — «Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе». Уж он-то точно знает: все именно так и будет.А мы — его земляки — просто готовы порадоваться за него, неважно, будет все так или иначе. Потому что земляки. И гордимся своими — и в кино, и в жизни.***фото: