Категории Новости

Учитель здоровья

Новую модель в системе медицинской профилактики планируют создать в России. Одним из пионеров станет Ростовская область, где с 1 сентября стартует пилотный проект «Школьная медицина».Суть его проста: в каждой школе медработник будет не только наблюдать за физическим состоянием учащихся, но и выполнять просветительские функции.- Это ведь довольно обширная составляющая профилактической работы. Детям будет полезно и важно для их последующей здоровой жизни знать, как правильно питаться, как одеваться и как заботиться о себе, чтобы прожить полноценную и радостную жизнь, — считает министр здравоохранения области Татьяна Быковская.Пилотный проект планируется реализовать в течение 2016-2018 годов. «Лабораторией» для него станут пока ростовские площадки — детская поликлиника №1, гимназия №19, школа №44, «лаборантами» — специалисты поликлиники, учебных заведений и разработчики аппаратно-программных комплексов АР МИС. Но если реализация проекта покажет себя эффективной, эта практика будет распространена на все школы региона и страны.Побывавшая с рабочим визитом на донской земле замминистра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева отметила, что у нас при сравнительно отлаженной школьной медицине здоровые дети составляют 33% учащихся. По стране этот показатель ниже — всего 29% ребят могут считаться абсолютно здоровыми. Функциональные отклонения в здоровье имеет большинство — около 57% современных школьников. Но у каждого из них есть шанс перейти в группу здоровых при выполнении определенных условий и правил жизни и поведения.- О хронических заболеваниях у школьников мы речь не ведем, но проблемы с осанкой и зрением встречаются часто, — поясняет Татьяна Быковская. — А еще есть проблемы психологические — очень уж большие нагрузки и напряженный режим дня у современных учеников, особенно у старшеклассников.Тутто и понадобится помощь школьного медработника. Заниматься профилактической работой на постоянной основе-отслеживать состояние здоровья, психологический фон и так далее — может не обязательно врач.- Мы пришли к выводу, рассказала Татьяна Яковлева, — что это может быть л бакалавр или фельдшер, который имеет право на выполнение двух третей функций врача — и прививки делать, и первую помощь оказывать, и профилактические беседы проводить.При том, что школьные кабинеты не должны превращаться в лечебницы, но они будут иметь тесную связь с поликлиниками, в ведении которых и останется лечение.- Конечно, это в некотором роде переломная идея. Будет не только формироваться новая система в здравоохранении, но и сознание меняться, — считает глава донского Минздрава. — Родители у нас нередко уповают на участкового врача, но он видит ребенка, как правило, уже заболевшего, когда поздно говорить о профилактике и работе на опережение. Идея «Школьной медицины» как раз в том, чтобы всегда находиться в авангарде.В связке, согласно идее нового проекта, нужно будет работать и педагогам, и психологам, и родителям — рекомендации школьного медика обязательны к исполнению всем заинтересованным сторонам. Школьный доктор сможет вносить коррективы в программу физического воспитания школьников, а также следить за качеством питания в школьных столовых.На Дону к «Школьной медицине» готовы — есть нормативно-правовая база и свои наработки, которые будут на руку школьным медработникам. В Минздраве РФ созданную у нас систему называют базовой: на наш опыт, возможно, будут опираться другие регионы. В первую очередь это касается законодательного сопровождения и, конечно, АРМИСов, зарекомендовавших себя как доброе подспорье при выявлении проблем со здоровьем у школьников на ранних этапах.Напомним, что с сентября 2012 года в 100 общеобразовательных школах области начали работать аппаратно-программные комплексы диагностического назначения «АРМИС». Сейчас уже более 200 школ располагают ими. АРМИСы позволяют качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществлять комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма. Данные поступают в поликлинику, и ребенка уже «ведут» специалисты. До 1 сентября 2017 года комплексы будут работать во всех 550 базовых школах региона — параллельно с реализацией пилота «Школьная медицина».Школьному медицинскому работнику предстоит стать промежуточным звеном и тем профи, который построит в юных умах модель здорового образа жизни на фундаменте пропаганды спорта и отказа от вредных привычек. Ему можно будет задать любой вопрос, касающийся здоровья человека и заботы о себе.***фото: Главный врач детской поликлиники №1 Владислав Ерофеев обсудил с замминистра здравоохранения РФ Татьяной Яковлевой детали пилотного проекта