Категории Новости

Гимн «троечнику» и синдром «отличника»

28.01.2017

Николай Степанович РЕЧКИН, Заслуженный учитель школы России, доктор философских наук, профессор ВИ ЮФУ, — о стереотипах в воспитании и о том, как с ними бороться.Ребенок учится на «отлично» — это очень хорошо! Ученика относят к «троечникам» — это, конечно, плохо. Такой стереотип воспитан у всех нас с детства, мы и не пытаемся думать по-другому. А правильно ли это? Давайте разберемся.Обратимся, например, к фактам из биографий некоторых знаменитых «неуспевающих»: Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн учился средне, его учитель физики как-то сказал: «из такого бездаря никогда не выйдет ничего путного!».Писатель Николай Васильевич Гоголь многократно получал неудовлетворительные оценки из-за того, что не умел писать сочинения.Поэт Осип Мандельштам — знакомые называли его «ходячей энциклопедией», так как его знания были поистине глубокими, однако это не мешало ему проваливать экзамены один за другим.Александр Стеценко, глава банка «Демарк» — в его табелях были сплошные двойки и тройки, но он удивил всех и стал известным банкиром.Мой опрос некоторых успешных руководителей Волгодонска показал, что более 50 процентов имели проблемы с учебой в школе по некоторым предметам.Выпускник одной из школ Волгодонска Д. трижды был чемпионом мира по математике среди школьников, но получил простой аттестат. На предложение помочь ему написать сочинение, чтобы получить хотя бы серебряную медаль, ответил: «А зачем мне это надо?». Сейчас он работает в Москве в одной престижной, известной в мире фирме.Два брата-погодки из школы в старом городе делали в сочинениях по 20 ошибок на одной странице, но знали почти весь курс высшей математики. Были приняты в Бауманское училище по итогам собеседования и успешно его закончили.Почему же такое происходит? Еще работая в школе, я определил для себя три группы учащихся: первая — с развитым стремлением познать окружающий мир, из них вырастают «отличники»; вторая группа состоит из ребят, которые стремятся преобразовать мир, они становятся людьми с «золотыми руками»; третьи видят мир, наполненный эмоциями, чувствами, красотой, именно они составляют актив поющих, пляшущих, рисующих, пишущих стихи и музыку.Именно две последних группы имеют трудности в учении. Недаром Спенсер, английский философ 19 века, писал, что школа — это социальное сито. Через него проходят только те, кто отвечает требованиям учебного заведения. Талантливые, оригинальные, творческие и направленные на практические дела с трудом преодолевают ячейки «социального сита».В этом году выпускница ВИ ЮФУ Ангелина Данилова написала дипломную работу по обсуждаемой теме и защитила диплом на «отлично». Приведем некоторые данные из ее исследования.«Троечник» с детства знает, что такое неудачи. Уже за школьной партой ему приходится выкручиваться, когда не может решить задачу, ходить с повинной головой, справляться с унижением и радоваться небольшим победам. Это делает «троечников» более гибкими в общении и психологически более устойчивыми. Можно даже предположить, что троечникам легче добиться хороших результатов в жизни, потому что они привыкли свободно проявлять свое творчество и не боятся совершать ошибки. Недаром есть фраза: «Отличники начинают, троечники выигрывают». Однако троечник может так и остаться троечником, если не найдет свое «жизненное призвание», цель в жизни.Об отличниках. Стремление все в жизни делать на «отлично» чаще всего зарождается в раннем детстве. Это одно из проявлений юношеского максимализма. Растет способный мальчик или умненькая девочка — кумир в семье, все его нахваливают, все им любуются. И постепенно этот кумир тоже начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший. Он хочет все делать лучше всех или уж вообще не делать то, что не может сделать лучше других. Он получает удовольствие от того, что другие думают, какой он молодец, насколько он успешный.Так человек превращается в пленника чужих ожиданий. Окружающие люди ждут от него успехов и достижений, и он боится не оправдать их надежд, хочет и дальше слышать в свой адрес похвалу и восхищение. Поэтому он старается изо всех сил, не давая себе отчет в том, что, возможно, те или иные достижения, на которые будет потрачено много сил и времени, не внесут в его жизнь по сути ничего полезного или важного.В последнее время появилось понятие «синдром отличника». Под ним мы понимаем обобщающее название ряда комплексов и психологических проблем, характерных для учащихся, обучающихся отлично.Безусловно, есть и положительные, и отрицательные стороны у подобного рода ученика-отличника. Среди положительных можно выделить:1. Остаточные знания отличники выпускаются из школы с большим «багажом» знаний, большей начитанностью.2. Дисциплинированность.3. Оценки — все же отличные оценки играют большую роль.4. Чувство достоинства — отличник является постоянным примером подражания для всех своих сверстников, как следствие, у него развиваются самоуважение, чувство собственной значимости, что делает ученика более уверенным в себе и своих действиях.Негативные же последствия «синдрома» можно наблюдать уже в юном возрасте, а с годами его проявления могут серьезно помешать гармоничной жизни.1. Вечный стресс — отличные оценки даются детям не за «красивые глаза» и не только за способности, а за постоянный тяжелый труд. Неумение отдыхать и расслабляться, а также боязнь поражения приводят ребенка в стрессовое состояние.2. Неумение проигрывать — любая неудача для них воспринимается как катастрофа. Возникает две проблемы: во-первых, после первой неудачи отличник может сразу опустить руки и забросить все дело; во-вторых, он часто боится приниматься за новое дело и брать на себя больше ответственности из-за панического страха перед возможным провалом. Следовательно, такой человек упускает многие интересные возможности в жизни.3. Чувство недооцененности — дети с синдромом отличника часто из «кожи вон лезут», чтобы получить похвалу и одобрение.4. Зависимость от чужого мнения — это мешает им самостоятельно мыслить и находить свои пути решения проблемы.5. Все и сразу — такие люди обычно не умеют выделять важное и второстепенное, что приводит к тому же стрессу и переутомлению.6. Проблемы с общением — часто люди с синдромом отличника — не самые лучшие друзья и товарищи. Они предъявляют повышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Собеседникам эта манера не слишком нравится, и они постепенно дистанцируются от такого человека, который в итоге остается в одиночестве.Само собой, что негативные последствия можно и нужно предотвращать и что они не обязательно возникнут у ребенка, если тот старается отлично учиться. Однако в большинстве случаев человек сам не осознает, что подобные проблемы у него есть, он в недоумении, почему будучи «золотым» ребенком, во взрослой жизни ему порой трудно наладить отношения с окружающими, построить карьеру, добиться того, о чем мечтал.Как видим, на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо, однозначного ответа нет. Следуя восточной мудрости, можно сказать, что в каждом хорошем есть доля плохого, а в каждом плохом — доля хорошего.В качестве вывода можно сформулировать следующее: стало очевидным, что всем «отличникам» в разной степени присущ данный «синдром». Негативным последствиям «синдрома» подвержена в большей степени женская половина. В то же время, проанализировав, мы определенно можем утверждать, что и среди так называемых школьных «троечников» немало одаренных и талантливых детей, которые впоследствии достигают высоких профессиональных достижений. Для гармоничного развития и успешного воспитания обеих категорий важно, чтобы как педагоги, так и родители еще со школьных лет ребенка нашли соответствующий подход: 1) не принижать интеллектуальные способности «троечников», а искать и раскрывать их таланты в других областях; 2) ограничивать нагрузку на «отличников»; 3) не требовать от «отличников» безупречных оценок по всем предметам, а учить их вычленять самое важное.Главное пожелание всем взрослым: любите детей и превращайте все плюсы и минусы их развития им на пользу.Вопросы и комментарии направляйте: rechkin50@ yandex.ru***фото: