Категории Новости

Двенадцать правил

18.03.2017

Донские потребители учатся защищать себя от обмана со стороны продавцовВРостовской области подготовили 12 рекомендаций потребителям товаров и услуг. Поводом для этого стали жалобы жителей региона.На Дону в органы местного самоуправления в прошлом году поступило более 50 тысяч заявлений о нарушении прав потребителей. При этом примерно десять тысяч обратившихся жаловались на низкое качество купленных товаров и не знали, как их вернуть в магазин.Проанализировав различные ситуации, специалисты регионального департамента потребительского рынка дали каждому покупателю 12 советов.- Как показал анализ обращений граждан, они мало знают о своих правах, к примеру, о том, что многие товары можно вернуть в магазин в течение даже двух лет с момента их покупки, а не только гарантийного срока эксплуатации. Кроме того, есть и другие аспекты, которые нужно знать каждому покупателю. Мы постарались составить список наиболее важных, — говорит директор департамента потребительского рынка региона Ирина Теларова.1. Все ошибки, включая «устаревшую» стоимость на ценнике, — проблемы продавца, которые потребителя не касаются Донские потребители часто жалуются на различие в стоимости товара на магазинной полке и на кассе. Специалисты департамента по защите прав потребителей советуют в этом случае смело платить по ценнику, аргументы, что его не успели исправить, не имеют законной силы.2. При отсутствии кассового чека возврат товара возможенБытует стереотип, что нельзя вернуть товар в магазин без чека, подтверждающего покупку. Поэтому люди не возвращаются в магазин, если чек выбросили или потеряли и только потом обнаружили дефект вещи. На самом деле факт покупки можно подтвердить любыми другими способами: свидетельскими показаниями, фирменной упаковкой, этикеткой и так далее.3. Можно вернуть деньги за некачественный товар в пределах двух лет со дня покупкиПравда, при этом продавец вправе потребовать у потребителя заключение независимой экспертизы, подтверждающее, что недостатки являются скрытым производственным браком.Например, девушка решила вернуть в магазин пару сапог, так как подошва на одном из них отклеилась. Загвоздка была в том, что гарантийный срок на товар давно истек, со времени покупки прошло полгода. На удивление, в магазине предложили оставить сапоги на экспертизу.- Я была уверена, что от меня таким образом хотят просто отвязаться, а эксперты напишут, что обувь испорчена по моей вине. Оставалась надежда, что магазин хотя бы сделает ремонт за свой счет, на большее и не рассчитывала, — признается девушка.Но вскоре продавец вернул покупательнице полную стоимость товара.4. Продавец не вправе отказывать в ремонте товара без гарантийного талонаВ гарантийной мастерской или сервисном центре можно подтвердить, что гарантия еще не истекла, чеком, свидетельскими показаниями и другими способами.5. Потребитель имеет право на время ремонта вещи получить аналогичный товар в пользование в трехдневный срокПрежде всего, это касается товаров длительного пользования: бытовой техники, гаджетов и других. Во временное пользование не выдаются лишь некоторые товары, их список есть в законе о защите прав потребителей. Например, в него входят автомобили, мотоциклы, мебель, гражданское оружие и предметы личного потребления — электрические бритвы, чайники, зубные щетки, некоторые другие вещи.6. Технически сложный товар, в котором обнаружился дефект, возвращается в течение 15 дней со дня покупкиЕсли они истекли, возможен только ремонт.7. В течение 14 дней возможен обмен качественного товара при условии сохранения его товарного вида и этикеткиТо есть платье или обувь можно вернуть в магазин и приобрести взамен другое, даже если товар без дефектов, а просто разонравился.Но и здесь есть ограничения: некоторые вещи нельзя обменять или сдать — по постановлению правительства РФ от 19.01.1998 г. №55.8. Покупатель вправе потребовать неустойку при нарушении срока передачи заранее оплаченного товараЗа каждый день просрочки неустойка составляет 0,5 процента от стоимости. Если нарушен срок выполнения работ или услуг — в размере трех процентов в день от стоимости заказа. Размер неустойки не может превышать стоимости услуги.9. Отказаться от интернет-покупки можно без объяснения причин, и вам обязаны вернуть ее стоимостьЛюди ошибочно считают, что приобретенную на сайтах вещь нельзя вернуть. Это не так. Причем на отказ от товара дается семь дней после его доставки покупателю. Речь идет о любых товарах, в том числе технике, косметике и так далее. Главное условие — им не должны пользоваться, сам товар должен сохранить товарный вид. Единственное исключение — вещи, изготовленные по заказу покупателя: от них отказаться нельзя. Еще один важный момент, о котором вообще практически никто не знает: если к доставленной вещи не прилагается письменная памятка с напоминанием о семидневном сроке отказа от нее, срок продлевается до трех (!) месяцев.10. Клиент вправе требовать двойную цену за испорченную вещьСпециалисты советуют гражданам смело пользоваться своими привилегиями в случае порчи вещи, например, в прачечной, химчистке, ателье или ремонтной мастерской.11. Если при конфликте покупателя и продавца дело не удалось решить мирным путем, при обращении в суд потребитель освобождается от уплаты госпошлины12. Если требования истца не выполнены добровольно, суд взыщет с продавца штраф в пользу покупателя в размере 50 процентов суммы искаКонечно, бывают различные нюансы. Так, пример жителя Таганрога не укладывается в список из 12 правил, тем не менее, магазин пошел ему навстречу. Мужчина приобрел в крупном супермаркете музыкальные колонки для автомобиля, на следующий день одна из них сгорела. Покупатель хотел вернуть деньги или обменять технику на аналогичную. Продавец пообещал отдать товар на экспертизу, но по его поведению было ясно, что ее результат будет не в пользу покупателя. Тогда покупатель написал заявление, что при получении колонок магазин не проверил их на пригодность к эксплуатации. После предъявления письменной претензии покупателю тут же предложили обменять товар на другой, проверенный, и конфликт был исчерпан.Так что во взаимоотношениях покупатель — продавец есть еще одно правило: к знанию закона подчас нужно «приложить» еще и настойчивость.P.S. При покупке спиртных напитков стоит проверить, есть ли у магазина лицензия на торговлю спиртным, ее ксерокопия должна висеть в уголке потребителя. Если есть, можно надеяться, что в нем не торгуют контрафактом. Кстати, как показывает практика, владельцу торговой точки по продаже алкоголя невыгодно нарушать закон, иначе он лишится лицензии, госпошлина за которую стоит 65 тысяч рублей в год.***Как вести, себя в конфликтной ситуации в магазине- Если приобретен продукт с истекшим сроком годности или продукт утратил свои качества до положенного срокаПотребителю должны заменить товар на свежий или вернуть уплаченную сумму. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.- Если магазин не принимает устную претензиюПотребитель должен оформить ее письменно (с подписью администратора о принятии претензии на экземпляре потребителя).- Если претензию в магазине брать отказываютсяПотребитель должен отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес (дубль на фактический) торговой организации, в ведении которой находится магазин.- Если претензии не принимают:- аккуратно упакуйте продукт в целлофан и положите в холодильник или морозилку;- заручитесь показаниями свидетелей (соседи, члены семьи) о недоброкачественности продукта;- зафиксируйте нанесенный вред у врача (справка), если вы пострадали от принятия в пищу продукта;- сохраняйте рецепты и чеки, если употребление продуктов потребовало лечения и вы в связи с этим покупали лекарства;- обратитесь в Роспотребнадзор или экспертную организацию. Напишите заявление и отдайте товар на экспертизу.***Для обращения в общество защиты прав потребителей или суд необходимы следующие документы:- экспертное заключение о недоброкачественности продукта;- чек (при отсутствии такового письменные показания свидетелей);- письменная претензия с требованием возместить материальный и моральный ущерб;- другие документы (справка от врача, рецепты и чеки на лекарства и др.).***фото: