Особенный «Парус» в океане детства
1 апреля 1987 года для своих первых особенных воспитанников открыл двери детский сад «Парус». За 30 лет существования его выпускниками стали более тысячи деток с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из них продолжили расти и развиваться, как и их обычные сверстники. Кто-то стал музыкантом, художником или математиком, кто-то плотником, поваром или сапожником. Но все это стало возможным благодаря работе команды специалистов.РАЗНЫЕ ДЕТИ — НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕДетский сад «Парус» — это дошкольное образовательное учреждение для «особых» детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом учебном году здесь занимаются 80 малышей от 4 до 8 лет с самыми разными проблемами развития. Особенности здоровья воспитанников детского сада характеризуются системными нарушениями познавательного, речевого, моторного и соматического развития. Есть дети, у которых одновременно нарушены несколько систем — это сложно-сочетанные и множественные нарушения развития. Некоторые проблемы развития при создании особых условий могут компенсироваться, какие-то останутся на всю жизнь. Однако главная задача коллектива детского сада «Парус» — предоставить каждому ребенку возможность, то есть обеспечить равный доступ к образованию, несмотря на особенности здоровья и развития.Над этой задачей ежедневно трудятся 44 неравнодушных человека — специалисты своего дела под руководством заведующей Натальи Валерьевны Горенко. 24 из них — высокопрофессиональные педагоги: воспитатели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, инструктор физической культуры…- В три года, как и все дети, моя Пера посещала обыкновенный детский сад, — делится Наталья Григорьева, мама воспитанницы детского сада «Парус», воспитатель в этом детском саду и председатель родительского комитета.- Однако она совсем не могла говорить. А ведь в этом возрасте ребенок должен хоть немного владеть фразовой речью. Мы обратились в психолого-медико-педагогическую комиссию, где нам и поставили диагноз: задержка психоречевого развития. Ее речь развивалась настолько медленно, что в три года она не произносила и десяти звукокомплексов. Сейчас, после годичного пребывания в «Парусе», Пера разговаривает словосочетаниями! И все это потому, что здесь к каждому ребенку индивидуальный подход.Педагоги активно взаимодействуют с родителями малышей, создавая единое пространство «семья — детский сад», в котором всем участникам уютно и комфортно. Они предлагают мамам и папам не просто время от времени посещать родительские собрания, а используют самые разнообразные формы работы с родителями. Организовали клуб «Родительские встречи» и речевую школу «Моя мама — логопед»; проводят тематические тренинги и групповые консультации; открытые занятия с участием родителей и индивидуальные или семейные психологические и педагогические консультации. Совместные занятия, конкурсы, выставки, творческие вечера не только сближают всех участников этого нелегкого образовательного процесса, но и помогают как детям, так и родителям справиться с трудными эмоциональными проблемами. Ведь только представьте, как должно быть тяжело маме и папе видеть, как ребенок хочет что-то сказать, но физически не может этого сделать. И каким счастьем I светятся глаза родителей, когда ребенок начинает говорить и даже выступать на празднике!Здесь, как и в обычных детских садах, работают группы полного дня (12-часового пребывания), но также имеется возможность для самых «особенных» ребят посещать детский сад от одного до четырех часов (группы кратковременного пребывания) или, если необходимо родителям, оставаться круглосуточно — как правило, это дети из близлежащих районов. «Золотые рыбки», «Капельки» и «Дельфинчики», «Кораблик», «Ракушечки» и «Жемчужинки» — милые и ласковые названия групп, как и сами дети.- В каждой группе образовательную деятельность осуществляют два воспитателя и один учитель-дефектолог, который имеет специальное коррекционное образование. В течение дня специалисты успевают поработать с каждым малышом как в групповом, так и в индивидуальном режиме, — говорит старший воспитатель Елена Николаевна Полонец. — Отдельно хочется выделить нашу группу кратковременного пребывания для детей со сложно-сочетанными нарушениями развития (учитель-дефектолог Радионова Наталья Дориевна, воспитатель Векшина Валентина Георгиевна). Эту группу посещают семь детей, и для каждого из них разработан индивидуальный график, свой собственный коррекционно-развивающий маршрут. У каждого ребенка своя точка роста. Для кого-то из них достижением является уже то, что он может самостоятельно взять в руки кружку, карандаш. В группе одновременно находятся два ребенка. Один занимается с воспитателем продуктивной деятельностью (играет, рисует, лепит), другой — с учи-телем-дефектологом развивает познавательные и речевые процессы, сенсорную и сенсо-моторную сферу.Именно группа кратковременного пребывания детского сада «Парус» считается самой эксклюзивной и уникальной в городе. Многие воспитанники данной группы не могут самостоятельно передвигаться, некоторые даже не могут самостоятельно сидеть. Удивительно, как иной раз справляются педагоги и родители! Например, чтобы ребенок-инвалид, который не ходит самостоятельно, смог посещать занятия в группе, его привозят родители, и до того, как он начнет общение с педагогом, его закрепляют на специальном оборудовании, которое приобрели в прошлом году благодаря участию в конкурсе благотворительных проектов АО НИАЭП. Детский сад «Парус» предложил проект «Разные дети — на одной планете», и благодаря этому в сад было привлечено 100 тысяч рублей внебюджетных средств. На эти деньги было закуплено специализированное оборудование для кабинетов педагога-психолога и учите-ля-дефектолога: стул на колесах ортопедический, набор мягких модулей для реабилитации инвалидов группы «А», набор матов «Ручки, ножки, каблучок», а также детские игровые маты, универсальная массажная дорожка, терапевтическое кресло для релаксации «Куб» и ноутбук.- Раньше мы старались обходиться подручными средствами… Как заниматься с ребенком, если он даже не может самостоятельно удерживать голову вертикально и ее нужно фиксировать? И вот однажды мама одного нашего ребенка предложила использовать автомобильное кресло, сказав, что ее малыш дома прекрасно в нем сидит. И нам этот вариант подошел, — вспоминает учитель-дефектолог детского сада «Парус» Наталья Дориевна Радионова. — Пусть это не высокотехнологичные средства, но они работали. Для того, чтобы я начала полноценно заниматься с ребенком-инвалидом, необходимо, чтобы ему было комфортно. Только потом можно налаживать продуктивное взаимодействие.Наталья Радионова работает с особыми детками в «Парусе» уже более десяти лет и может рассказать множество историй о малышах с очень сложными проблемами здоровья, которые смогли преодолеть свой недуг или начали активно развиваться. Одним из таких малышей был Максим. Воспитатели между собой называли его Такаташка: он мог целый день бегать по комнате и твердить одно: «таката-таката-такатака-та…», — с разной интонацией в зависимости от своего настроения. На то, чтобы привлечь его к сотрудничеству, ушел год!- У Максима был очень сложный смешанный диагноз. А однажды он просто замолчал. Мы все были растеряны. Но потом поняли, что он не просто замолчал — он стал внимательно молчать! Максимка прислушивался к нашим словам, нашей интонации и совсем скоро начал повторять некоторые услышанные от нас звуки. Иногда он часами стоял около говорящей азбуки и нажимал на одни и те же буквы, прослушивая раз за разом одни и те же слова. Мы его не торопили. В последний год пребывания у нас, между семью и восемью годами своего возраста, Максим начал говорить! После «Паруса» он начал заниматься в специализированной школе №14, а потом с родителями уехал в один из сибирских городов. И не так давно родители Максима прислали нам письмо с фотографией. Какое же это счастье, видеть нашего Такаташку на коньках с клюшкой — счастливого, активного подростка! Ради этого хочется жить и работать!Способность к общению с необычными детьми педагогов детского сада «Парус» поражает. Терпение, понимание, любовь — вот что видишь в их глазах. Многолетнюю заботу и педагогическое мастерство дарят деткам уважаемые воспитатели — Татьяна Федоровна Максименко, Людмила Павловна Филоненко, Наталья Васильевна Федотова, Татьяна Яковлевна Ячмень, Светлана Анатольевна Твердохлебова; учителя-дефектологи Валентина Владимировна Минакова, Александра Владимировна Конкина, Елена Николаевна Горинова; незаменимый специалист и удивительной души человек, музыкальный руководитель Тамара Александровна Андриенко, гордость учреждения — учитель-логопед Татьяна Ивановна Кузькина.В 30 ЛЕТ ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ…Дни рождения принято отмечать в кругу семьи и самых близких друзей. Вот и на юбилейный праздник «Паруса» пришли те, кто стоял у его истоков, видел его рождение и помогал расти, а также те, кто просто неравнодушен к детям, знает о труде воспитателей и ценит его. Это и строитель «Паруса» Равиль Баширов, и его первая заведующая Любовь Николаевна Видишенко, и первые педагоги, и нынешний рулевой — заведующая Наталья Валерьевна Горенко. Конечно же, пришла и Елена Васильевна Воропаева, которая начала работать в «Парусе» еще в 19% году учителем-дефектологом, а с 1999 года «встала у штурвала» на целых 13 лет. Сегодня Елена Васильевна заведует детским садом «Лазорики», но благодарит свой первый и самый любимый коллектив со слезами на глазах.Даша Ишкова — красивая милая девушка с чудным голосом и роскошными длинными волосами — выпускница «Паруса» 2009 года. Вместе с мамой Екатериной она спела песню «Мама и дочка», растрогав своих первых педагогов. Родному детскому саду Даша подарила картину, на которой изобразила лодку с белоснежным парусом, окруженную белыми чайками, парящими в предзакатном небе. Символично, но нынешние воспитанницы сада — три маленькие девчушки — подготовили танцевальный подарок, в котором они — белые чайки, кружащие над морскими волнами…Символ детского сада — бело-голубой парусник — вручали почетным гостям праздника, которые пришли поздравить коллектив, воспитанников и их родителей. Подарки, теплые слова и сердечные пожелания, музыкальные номера, подготовленные воспитанниками, их родителями и педагогами, выступление народного ансамбля «Казачий Дон» — праздничная атмосфера обволакивала «Парус» в день его 30-летия. И не было в музыкальном зале детского сада ни одного равнодушного человека: каждый, кто видит, как трудно порой даются успехи в работе с особыми детками, подчас еле сдерживал слезы…Как сказала психолог детского сада Наталья Корчагина: «Парус» — это особенная жемчужина в ожерелье дошкольных учреждений нашего города. Семейная атмосфера, особый психологический климат, когда к проблемам каждого малыша не равнодушны все сотрудники сада, включая вахтера». Если каждый человек в детском саду не равнодушен к судьбе особого ребенка и знает, как ему помочь в преодолении трудностей — это действительно что-то необычное. Девиз детского сада гласит: «Парус» — это дом, в котором все окна распахнуты в детство».А мы, в свою очередь, поздравляем коллектив детского сада «Парус» с 30-летним юбилеем: спасибо, что вы есть, спасибо, что вы такие! Поздравляем и воспитанников детского гада, и их родителей: крепкого здоровья и счастливых улыбок! Пусть детство каждого ребенка будет счастливым и прекрасным!***фото: