Инвестиции — кровный интерес
В Волгодонск на прошлой неделе приехали губернатор и шесть областных министров. Здесь состоялся выездной совет по инвестициям в экономику Ростовской области.Деньги для отличниковНе нужно думать, что многомиллионные инвестиции в регион и город — это некая высокая сфера, которая не касается простых смертных. Вложение денег в реальный сектор экономики -а именно об этом шла речь на выездном совете — сегодня кровное дело. Это и развитие промышленности, и новые рабочие места, налоги в бюджет, и как следствие — повышение качества жизни всего населения.Кроме того, инвестиционная политика регионов с нынешнего года становится объектом особого внимания правительства страны. Вступило в силу Положение о внедрении регионального инвестиционного стандарта, и объем федеральных денежных поступлений в регион теперь напрямую увязан с выполнением плана по инвестициям. К примеру, частных инвестиций в экономику области в этом году должно быть не менее 235 миллиардов рублей. К счастью, наш регион демонстрирует один из самых высоких в стране темпов промышленного развития.Второй после РостоваНаш город для проведения второго в этом году инвестиционного совета выбран не случайно: объем вложений в городскую экономику за прошлый год составил 30 миллиардов рублей -это второе место в области после Ростова-на-Дону. Таким образом, Волгодонск оказывает существенное влияние на инвестиционный облик донского края. Например, свой предварительный прогноз о некотором снижении объемов инвестиций в экономику региона в наступившем году министр экономического развития области Максим Папушенко объяснил завершением в области ряда больших проектов, среди которых — строительство Ростовской АЭС. Расположенная в Волгодонске атомная станция входит в число десяти процентов предприятий области, формирующих 65 процентов ее экономики.Конфликт интересовПравда, Волгодонск по отношению к инвестициям является еще и весьма «особенным». И это подтверждает ситуация со строительством в городе ТРЦ «Мармелад», против которого выступила часть депутатов городской Думы, местного предпринимательства и общественности. Этой деликатной темы коснулась в своем выступлении директор департамента потребительского рынка области Ирина Теларова.По словам Ирины Вячеславовны, инвестиционное соглашение Правительства области и компании «Инпром Эстейт» было заключено еще в 2014 году, и в то время как в Таганроге проект компании — ТРЦ «Мармелад» — реализован, в Волгодонске он увяз на этапе согласования земельного участка.Напомним, ООО «Инпром Эстейт» предлагает построить в Волгодонске торгово-развлекательный комплекс семейного формата инвестиционной стоимостью два миллиарда рублей. Компания просит у городских властей выделить ей шесть гектаров земли на территории парка «Молодежный» вне конкурса, а взамен обещает вложить 30 миллионов в обустройство прилегающей к ТРЦ территории парка, создав там зону для спорта и отдыха, а также рассматривает возможность строительства круглогодичного катка в качестве смежной инфраструктуры. По словам Ирины Теларовой, другое размещение этого торгового объекта, как и другие территории области, инвесторами не рассматривается, поэтому отказ в выделении земли поставит его реализацию под угрозу.Василий Голубев назвал создавшуюся ситуацию «конфликтом интересов» и поручил Виктору Мельникову «в этом основательно разобраться, подойти со всех точек зрения и найти оптимально приемлемое решение»:- Если инвестор сегодня приходит на территорию муниципалитета и готов реализовывать дополнительные проекты, такие как спортивные комплексы, катки — это меняет уровень комфорта в городе. Понятно, что в любом случае должны учитываться интересы местного бизнеса. Можно, конечно, вообще ничего не строить и не заниматься развитием — ну тогда и будем жить в 20-м веке. Если проект соответствует времени, соответствует тому, что интересно населению, городу, нужно просто здраво к этому подходить.Коротко о главномРеестр инвестиционных проектов, реализуемых в настоящее время в Волгодонске, как доложил глава администрации Виктор Мельников, включает 21 пункт на общую сумму 104 миллиарда рублей. В этом году крупные инвестиционные проекты реализуют, например, «АЭМ-технологии», «Атом-машэкспорт», НИИ ПАВ, «Полесье» и «Масло Волгодонска».На особом контроле находится строительство завода «ДонБиоТех» по глубокой переработке зерна. Объем инвестиций в него — более 15 миллиардов рублей: основные работы здесь должны быть завершены до конца года. Еще один важнейший объект — от-ходоперерабатывающий комплекс стоимостью почти в миллиард. К сентябрю нынешнего года администрация города намерена заключить концессионное соглашение с частным инвестором на его строительство и эксплуатацию.В настоящее время проходит процедуру регистрации на федеральном уровне Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения. Как заявил Виктор Мельников, есть предложение по созданию в Волгодонске индустриального парка на базе АО «АЭМ-Технологии», а также строительного и мебельного кластеров.Третий мост и пробка в Красном ЯруОднако есть в Волгодонске ряд острых проблем, которые не только мешают жить волгодонцам, но и существенно снижают привлекательность нашего города в глазах потенциальных инвесторов.Главная из них, по словам главы администрации Виктора Мельникова, -проблема транспортная. В Волгодонске нет работающего аэропорта, не действует речной порт, город удален от федеральных автотрасс. Его собственные дороги находятся в плачевном состоянии, а транспортные развязки устарели и не рассчитаны на повышенный транспортный поток. Прогресс произошел в последнее время только в железнодорожном сообщении: месяц назад возобновлено движение грузовых поездов по реконструированной ветке Волгодонск-Морозовск. Однако если к концу года РЖД, как и обещали, увеличат нагрузку на новую железную дорогу до 20-ти пар составов в сутки, наш город ждут бесконечные пробки у двух основных железнодорожных переездов. А с запуском в начале следующего года завода «ДонБиоТех», к которому пойдут тяжелые грузовики с зерном, ситуация еще более усугубится. В этой связи строительство третьего мостового перехода через Сухосоленовскую балку становится уже просто неотложной задачей.Министр транспорта Ростовской области — им недавно назначен бывший глава администрации Волгодонска Андрей Иванов — комментируя выступление Виктора Мельникова, напомнил, что улучшить транспортную доступность завода «ДонБиоТех» должно расширение улицы 2-й Заводской и части Жуковского шоссе, на которой находится тот самый железнодорожный переезд. Ориентировочная стоимость работ — 400 миллионов рублей. В сентябре Минтранс ждет от инвестора готовую ПСД, но хотел бы работать по ней поэтапно — в течение нескольких лет (а городу в это время придется, видимо, постоять — прим. авт.). Губернатор, в свою очередь, настоял на «особом сопровождении» проекта, чтобы реконструкция железнодорожного переезда в Волгодонске обязательно вошла в областной бюджет следующего года.Также Василий Голубев фактически дал указание начать формальные процедуры, предваряющие строительство третьего моста:- Путепровод, о котором мы сейчас говорим, проект-то имеет, но ему больше трех лет, он требует корректировки. Этому тоже нужно сейчас «приделывать ноги» — тогда уже мы можем входить в федеральный Минтранс и просить нам помогать. Они, очевидно, нам скажут, что этот проект внутри города, значит, он либо муниципальный, либо региональный. И, тем не менее, у нас примеры участия Минтранса в таких проектах есть — Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону: более миллиарда рублей в прошлом году мы там получили.Появляется надежда и на возрождение в Волгодонске речного порта — в связи с предстоящим введением в строй Багаевского гидроузла, который увеличит возможности мелеющего Дона для судоходства.Холодный приемВторая проблема, которая тормозит развитие промышленности в Волгодонске — ограничения по потреблению газа. Проект новой ветки от магистрального газопровода в Дубовском районе к Волгодонской ВЦ-2 был в свое время заморожен, и теперь новые предприятия не имеют возможности получать газ в промышленных масштабах для своих нужд. Разумеется, это огромный минус для тех, кто хотел бы развивать в нашем городе новое производство.Яркий тому пример — все тот же завод по переработке зерна компании «ДонБиоТех», строительство которого застопорилось более чем на год из-за судебного конфликта инвестора с местным монополистом в поставках тепла — «Лукойл-Ростовэнерго». В итоге предприятию пришлось строить собственную котельную.Комментируя проблему, министр промышленности и энергетики области Михаил Тихонов сказал:- Строительство нового газопровода — это и долго, и дорого, а вот реконструкцию существующего мы обсуждали на уровне Газпрома совсем недавно. …Буквально в этом году реконструкция должна начаться. Там остался «кусок» порядка 30-ти километров, который позволит увеличить пропускную способность газопровода — ее будет достаточно и для действующих заявок, и для нового развития, по крайней мере, на ближайшую перспективу.На прощаниеПеред отъездом Василий Голубев провел двустороннюю встречу с Виктором Мельниковым и в дополнение к объектам, которые область уже готова поддержать (реконструкция коллектора К-5, ремонт одного из корпусов первой горбольницы и освещение квартала В-15), пообещал дополнительные средства на ремонт дорог, а также одобрил строительство школы в квартале В-9.Таким образом, в ходе своего визита в наш город губернатор продемонстрировал большую заинтересованность областного правительства в инвестиционном развитии Волгодонска и готовность максимально этому содействовать.***Фото: В ходе своего визита в Волгодонск губернатор Василий Голубев посетил ООО «Масло Волгодонска» и завод по производству мебели ООО «Дриада». Глава региона ознакомился с нынешними возможностями предприятий, обсудил с их руководителями перспективы дальнейшего развития этих производств, а также возможные меры их поддержки.