Категории Новости

Кому в школе жить хорошо

В двух тысячах городских семей грядет эпохальное событие, способное перевернуть их жизнь кардинальным образом. 1 сентября 2000 новых первоклассников сядут в Волгодонске за парты. Практически во всех образовательных учреждениях работали подготовительные курсы. Пока дети получают первые представления о том, чем детский сад отличается от школы, родителям тоже не мешало бы подумать, чем будут наполнены ближайшие 9 или 11 лет и с каким багажом их отпрыски вступят во взрослую жизнь.Отправной точкой для подобных размышлений может стать статья Заслуженного учителя школы России, доктора философских наук, профессора Николая Степановича Речкина «Гимн «троечнику» и синдром «отличника» («ВП» №№ 7-9 от 28 января 2017 г.). Корреспондент «ВП» перечитал статью вместе с директором лицея № 24 Ниной Владимировной Белам.- Нина Владимировна, давайте напомним содержание статьи Николая Степановича тем, кто забыл или не читал. Заслуженный учитель России приводит далекие и близкие примеры успехов школьных «бездарей» (именно так однажды назвал Эйнштейна его учитель физики). Говорит, что троечники психологически более гибкие и устойчивые во взрослой жизни, потому что с детства познали вкус унижения, неудач и маленьких побед: «Отличники начинают, троечники выигрывают». Но, признает Н. Речкин, троечник может так и остаться троечником. Отличники, по его мнению, пребывают в вечном стрессе, потому что погоня за пятерками — тяжелый труд. Они не умеют отдыхать и расслабляться. Не умеют проигрывать. Панически боятся возможных провалов. Зависят от чужого мнения. Не умеют дружить, потому что подходят к сверстникам с завышенными требованиями. Если бы в выводах профессора последовало предложение запретить учиться на отлично, я бы не очень удивилась. Но Николай Степанович не столь категоричен. Он советует еще в детстве искать таланты у троечников и уменьшать нагрузку на отличников. Мне показалось интересным еще одно обстоятельство: и троечник, и отличник у автора статьи пребывают в кавычках. То есть он ставит под сомнение «лобовое» применение этих определений к детям.- И в этом я с Николаем Степановичем согласна. Троечник — это не приговор, а результат того, что ребенок не сумел раскрыться, а взрослые ему не смогли помочь. Я больше скажу: если у ребенка одна-две тройки, то, как директор, я считаю своим долгом побеседовать с преподавателями, которые поставили эти оценки.- 0 чем побеседовать?- 0 том, что ребенок в целом может успевать и успевает, что же мешает пониманию какого-то одного предмета на четверку? Надо понять и устранить причины.- Наверное, Вы правы. Но я хочу закончить с содержанием статьи и дать Вам возможность ее прокомментировать. Так вот: я восприняла выступление Николая Степановича как успокоительный бальзам для родителей троечников. Можно расслабиться и ждать, когда в твоем чаде проклюнется Эйнштейн.- Примеры успехов троечников взяты из жизни гениев — в науке, в искусстве, в бизнесе. Это исключение из правил, хотя сейчас принято говорить, что это и есть правило. У гениев может быть все наоборот, но это не общая тенденция в образовании. Я предлагаю вывести их за рамки нашего обсуждения — это все-таки совершенно особые люди и их единицы. А в реальной жизни нас окружают «троечники», «хорошисты», «отличники». 0 чем мечтать родителям, учителям, к чему стремиться детям?Я выбираю отличника. Я считаю, что современная школа и ее отличники и хорошисты — это дети, которые правильно используют ситуацию успеха. Вытаскивают все свои потенциальные способности и таланты и реализуют их на уроках. И не только на уроках, а начиная от предметных олимпиад и завершая разнообразными конкурсами. Развивают личность, так это называется. Как показывает школьный опыт, они рано ставят перед собой жизненные цели, хорошо учатся потом в институтах, хорошо устраивают зою личную жизнь. Кстати, я не согласна, что они задавлены комплексами. У них нет комплексов, они их погасили в ситуации успеха. Зато у троечников эти комплексы могут развиваться. Не успел за мыслью преподавателя на уроке, плохо ответил — и рождается комплекс: не понимаю, не догоняю, я везде последний. Весь мой опыт говорит, что у троечников больше комплексов. А это страшные враги развития личности. Сегодня в современной школе стоит задача выпустить не просто образованного человека, а развитую личность. Воспитание не менее важно, чем обучение.Мы анализируем и отслеживаем судьбу наших выпускников: троечники слабее устраиваются в жизни, чем отличники, их достижения не сравнить. Отличники успешнее и на работе, и в профессии, и в семье.И это совершенно объяснимо. Что такое отличник в школе? Это ребенок, который хочет и может учиться, ставит цели (отличные оценки) и научается трудиться. Он не зубрит — он добывает знания, не стесняется спросить. И когда потом молодой человек стремится к профессии, а позже приступает к работе, эти качества ему помогают.Надо хорошо учиться — это не банальная фраза. Это философия, если хотите, мировоззрение.- Нина Владимировна, я согласна с Вами. Но мы не обижаем троечников?- Мы хотим их подвигнуть на труд. Я уверена, что с детьми надо вести себя так же, как со взрослыми. Они отвечают на это таким же правдивым, честным поведением.В сентябре к нам придут первоклассники. В начальной школе они проведут последние четыре года детства — под крылом единственного преподавателя, в несколько тепличных условиях, когда их опекают и водят за ручку. А потом взрыв — пятый класс, старшая школа. Свобода от опеки — и можно, и надо воспользоваться этой свободой. Как? Каждый решает сам. А мы должны помочь. Мы — это школа и семья. Только вместе, врозь нам не справиться.А в заключение хочу сказать спасибо Николаю Степановичу Речкину за поднятую тему и спасибо «Волгодонской правде» за внимание к этим проблемам.- Спасибо Вам за откровенные ответы.***Фото: