Категории Новости

Стражи комфорта

Нет ни одного человека в стране, кого бы не волновали вопросы удобной жизни: чистая вода из-под крана, вовремя включенное отопление, разумный счет за услуги. Когда все хорошо — живи и радуйся. Но если есть серьезные проблемы — обращайся в ГЖИ. О наболевшем и перспективах мы побеседовали с начальником Государственной жилищной инспекции — главным государственным жилищным инспектором Ростовской области Павлом Асташевым.- Павел Владимирович, с 1 января 2017 года расходы на общедомовые нужды перенесены из коммунальных в жилищные. Теперь в квитанции эта статья называется «коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества». Помнится, общедомовые нужды всегда были «хитом» жалоб. Скажите, теперь обращений на эту тему в Госжилинспекцию области стало меньше?- Обращений меньше не стало. Их даже больше, но не потому, что люди не согласны с изменениями в законодательстве. Просто сейчас такой период, когда эти изменения еще не до конца понятны и их просят разъяснить, уточнить.- А много ли нарушений?- Мы рассматриваем каждый случай. Есть и нарушения. Например, размер платы за ОДН не должен превышать плату по нормативу. Если приборы учета в доме показывают, что нормативы превышены , расчет все равно должен осуществляться только по нормативу. Разница в таком случае падает на управляющую организацию. Это логика закона, направленная на стимулирование энергосбережения в многоквартирных домах. УК могут сократить свои убытки, если будут использовать приборы учета потребления ресурсов, будут вовремя проводить текущий ремонт. С этим же связана и идея применения повышающих коэффициентов — кстати, мотивирующая ставить приборы учета, экономичные лампы, теплые окна и так далее.- Какого характера нарушения удалось выявить?- В целом, мы фиксируем, что плату УК рассчитывают исходя из нормативов потребления, но обнаружилась другая проблема. По нормативу рассчитывают и тех, у кого по общедомовым приборам учета расход ниже норматива. В законе такое положение дел учтено не было, но в ближайшее время будут внесены изменения.Или, например, откровенное нарушение — некоторые УК начисляют норматив по водоотведению для общедомовых нужд. А его еще нет, он будет определен только с 1 июня этого года, и до этой даты начислять его нельзя. Также согласно постановлению №306 при расчете платы за ОДН учитываются площади чердаков и подвалов. УК их сразу посчитали. Только не везде эти площади были внесены в техническую документацию — физически есть, а по документам нет. Так вот, такие начисления неправомерны. Если нет актуальной технической документации, то площади эти не могут приниматься в расчет.- А как в целом меняются отношения людей и управляющих компаний?- Главная задача сегодня довести до людей информацию об их правах и возможностях, чтобы сформировать активного собственника, способного эффективно взаимодействовать с УК. И сейчас появляются собственники, понимающие свои права, грамотно требующие от УК четкого исполнения их обязанностей.- Становятся ли активными управляющие организации?- Да. Лицензирование помогло, оно вообще заметно всколыхнуло рынок. Если до этого в области было 360 управляющих компаний, то сейчас уже получили лицензию более 480. Многие ушли, но появилось и много новых компаний. При этом УК знают, что нарушение лицензионных требований наказывается большими штрафами — от 200 до 300 тысяч рублей — и что устранить нарушения выгоднее самим. Стараются устранить их даже до того, как придет проверка. Это, безусловно, очень хорошо, но это также сказывается на эффективности работы инспекторов.- Каким образом? Когда все хорошо — и проверять нечего…- В томто и дело. Люди иногда обращаются к нам, даже не обратившись в управляющую организацию, ТСЖ. Мы запускаем проверку — а это процесс регламентированный и, к сожалению, просто не можем быть на месте, — а когда инспектор прибывает на дом, зачастую объективно все уже исправлено и людей ничего не беспокоит. На такие бесполезные проверки тратится время, которое инспектора могли бы использовать на проведение действительно нужных контрольно-надзорных мероприятий.Мы хотим обратиться к федеральному законодателю, чтобы в законе было предусмотрено: обращаться в жилинспекцию только после того, как УК на жалобу не отреагировала или же собственник не согласен с тем, как УК проблему решила.Следует также предусмотреть и предварительные проверки, то есть дать возможность инспектору перед выходом на проверку обратиться к заявителю и уточнить, есть ли необходимость вмешаться в телефонном режиме, а также позвонить в УК в ресурс оснаб-жающие организации, чтобы убедиться в необходимости и актуальности проведения проверки.По итогам прошлого года в инспекцию поступило Ф почти 29 тысяч обращений.***фото: