Категории Новости

Туризм как точка роста

Развитие туризма в Волгодонске — одна из самых давних «нерешаемых» задач. Создавалось впечатление, наши чиновники от инвестиций с этой «нерешаемостью» смирились и дежурно отчитывались перед областным руководством и местными депутатами: туризм в Волгодонске представлен базами отдыха — и, в общем-то, все. Тем удивительнее наблюдать в течение буквально трех последних месяцев непривычно активные действия городской администрации в этом направлении. Похоже, новая команда действительно верит, что в Волгодонске есть что показать и на что посмотреть и что городу и его жителям от развития туризма будет реальная польза.ЗАЧЕМ НАМ ТУРИЗМВнутренний туризм в цивилизованном мире — явление очень распространенное, хотя и не слишком заметное. За толпами туристов со всего света, стекающихся к объектам всемирного наследия, как-то теряются скромные туры по соседним провинциям, в которые охотно ездят те же итальянцы или французы. Что касается внутреннего туризма в России, то в последнее время он объявлен национальным приоритетом — дабы граждане больше знали и ценили свою страну и меньше вывозили за рубеж свои сбережения (они и российской экономике пригодятся).Заместитель главы администрации Волгодонска Светлана Цыба (на фото) в беседе с нашими корреспондентами уделила развитию Волгодонского туризма большую часть времени. Тем более что Светлана Яковлевна более 20 лет работала в администрации соседнего Волгодонского района, где в туристическом направлении сделано ощутимо больше. И хотя до территорий, где туризм является основным источником дохода, еще далеко, положительный опыт уже есть.Так, за счет средств, заработанных на приеме экскурсий (они в Романовскую приезжают, в основном, на теплоходах — до 30-ти в сезон), районный музей краеведения сделал ремонт и пополнил фонды. Казачий хор, предлагающий туристам участие в обряде казачьей свадьбы, оплатил часть своих поездок на конкурсы и фестивали. А содержание романовской пристани благодаря причальному сбору уже не висит тяжким бременем на районном бюджете. Не говоря уже о местных жителях, которые продают приезжим плоды своего сада и огорода и даже не вспоминают, что когда-то выйти на пристань к теплоходу их просто уговаривали…- Туризм — не просто отрасль экономики, способная пополнять бюджет, — считает Светлана Яковлевна. — Это — часть развития территории в целом, показатель ее культуры, позитивный имидж, который немало способствует, к примеру, привлекательности города для инвесторов.ЧТО ТАКОЕ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕРКонечно, считать экономические выгоды пока рано — сначала, как считает Светлана Цыба, нужно что-то сделать. И уж поскольку Волгодонск в деле создания туристического кластера выступил инициатором, ему и заниматься организационными вопросами.Пока сделан первый шаг: в мае в Волгодонске по инициативе главы городской администрации Виктора Мельникова собрались руководители 11 сельских районов — Волгодонского, Дубовского, Заветинского, Зимовниковского. Пролетарского, Константиновского. Мартыновского, Орловского, Ремонтненского, Семикаракорского и Цимлянского. Они обсудили идею и подписали соглашение о создании туристического кластера с центром в Волгодонске. Соглашение сугубо добровольное: трудный путь государственной регистрации новой структуры решили отложить на потом, а пока заняться практическими вопросами.Наш город сам по себе богат на достопримечательности и готов предложить свой туристический продукт. Но в рамках объединения возьмет на себя, как неформальная столица востока области, еще и роль координатора. Обеспечит туристов необходимыми инфраструктурой и комфортом: гостиницами, ресторанами, транспортом и прочим. А сельские районы достойно представят гостям зои достопримечательности, которых, как выяснилось, немало.Задача местных администраций в этом процессе — создание максимально благоприятных условий для развития туристического бизнеса. Остальное, по идее, он сделает сам.ЧЕМ БОГАТЫОднако на практике туристический бизнес Волгодонска почти полностью сориентирован не на ввоз, а на вывоз туристов. Подавляющее большинство фирм предлагают горожанам поездки в Турцию, Грецию и другие теплые страны, а из российских направлений — в Абхазию и Сочи. В то же время крупные туристические компании страны — к примеру, ростовская «Рейна-тур» — проявляют большую заинтересованность в развитии «местечкового туризма» и своем в нем участии. Это наглядно показал недавний большой инфотур в Волгодонске, на который съехались представители туристического бизнеса со всей страны — посмотреть, что им могут предложить организаторы нового кластера.По итогам своей поездки наши гости обозначили направления, которые им в Волгодонске и окрестностях показались наиболее интересными. Во-первых, конечно, традиционный пляжный отдых на многочисленных донских базах, поскольку именно в наших местах Дон наиболее чистый. Как оказалось, в Волгодонске иногородним приезжим также интересен и промышленный туризм — например, информцентр АЭС и музей Атоммаша. Явно будут и дальше востребованы интерактивные казачьи программы в Романовской. Перспективен водный туризм, например, яхтенный. Интересна история Цимлянского гидроузла, особенно в сочетании со шлюзованием по малому кругу Волго-Донского канала. Сюда можно добавить туризм событийный — на фестиваль «Струны души», например — и даже паломнический — по новым храмам Волгодонска и старым храмам окрестных районов.Приятной неожиданностью для гостей стали местные возможности гастрономического туризма: донская вяленая рыба и сальские раки под качественное пиво, сваренное в Волгодонске; сыр «ручной работы»; большой выбор гаражных вин из Цимлянского и Мартыновского районов и даже натуральное растительное масло нашего маслозавода, которое гости тут же купили.СЛОВО ЗА БИЗНЕСОМВолгодонск находится довольно далеко от областного центра, и, чтобы заманить сюда туриста и его здесь удержать, нужно предложить действительно качественный и интересный продукт и высокий уровень сервиса. И, разумеется, не испортить имидж не только конкретной компании, но и всего города.- У нас была ситуация, когда туристическую группу в одной из организаций попросили приехать в будний день, а сегодня, мол, выходной… Так что очень важны готовность оказывать услуги и гибкость в этих вопросах. Чтобы наработать практику приема гостей, нужно сначала поездить друг к другу, хотя бы в форма-те туров выходного дня. Нам очень многому еще предстоит учиться, например, нужно подготовить грамотных экскурсоводов — а это целое искусство и проблема всероссийского масштаба, и в этом мы очень рассчитываем на ДПУ, который с этого года будет действовать в Волгодонске в новом формате.Развитие туризма без активного включения и заинтересованности бизнеса просто невозможно, — подытожила Светлана Цыба. — И чем больше компаний хотят пробовать свои силы в туристической отрасли, тем лучше. Однако если хотят заниматься внутренним туризмом многие, то реально могут пока единицы. Поэтому, чтобы «встряхнуть» бизнес, в начале августа в Волгодонске состоится гражданский форум, посвященный проблемам туризма.***P.S. Татьяна Нечепаева, гендиректор компании «Рейна-тур», во время инфотура в Волгодонск выразила надежду, что наш город станет для туристического бизнеса «новой ступенью развития», а кластер, который здесь создан, будет точкой роста нашего региона.***фото: