Категории Новости

Крепкие корни

Вы можете представить золотистое море пшеницы на месте первого микрорайона в новом городе? А чуть поодаль, у залива — пастбище, где паслись отары овец? Лисы и зайцы первое время приходили на стройку, как к себе домой.ПАРК «ДРУЖБА»ГДЕ: новый город, на пересечении улиц Энтузиастов и МолодежнойЗАЧЕМ: 40 лет назад деревья здесь сажали всем миром и знаменитости со всего мираДа, мало кто помнит, что не только на месте этого сквера, но и вообще на месте Волгодонска когда-то не было ни домика, ни кустика. Каждое деревце здесь кем-то посажено, выращено. И ведь зеленый получился город! А что самое поразительное — какой бы засушливой ни была наша степь, а ни одно дерево, посаженное сорок лет назад в этом сквере, не погибло!Сегодня мой гид по скверу «Дружба» — Почетный гражданин города Волгодонска Сергей ШЕРСТЮК.- Но ведь это знак, Сергей Леонидович: все было не зря?- Согласен. И скажу вам, делалось все с умом. Я имею в виду подходы к проектированию и строительству города, этого парка «Дружба». Город строился на перспективу. Сколько лет прошло, а мы ведь не задыхаемся в пробках, хотя транспортный поток вырос несопоставимо1. Конечно, далеко не все выдержало проверку временем. Но и 40 лет спустя Волгодонск выглядит современно, здесь приятно жить. А в сквер «Дружба» я люблю приходить с внуками. Им интересно, как все начиналось. Иногда рассказываю и вижу в глазах недоверие: приукрашивает дед, так не бывает! Да, многое кажется неправдоподобным, но я ничего не придумываю.В самом начале, до 70-х годов прошлого века, на месте нынешнего сквера «Дружба» было кладбище. Именно поэтому проектировщики решили не размещать здесь увеселительных заведений. Пусть будет спокойная красивая зеленая зона. Перед закладкой парка в присутствии близких и родственников, кого смогли найти, останки перезахоронили. Перенесли на новое место и безымянные, сколько-нибудь сохранившиеся могилки: вдруг объявятся близкие люди. Вот по этой причине здесь и расположен именно такой тихий объект, хотя в строящемся молодом городе были очень нужны и Дворец культуры, и кинотеатр. Они появятся, но позже.А в тот момент при острейшей нужде в жилье для прибывающих в город сотен тысяч людей, страна все-таки нашла силы на строительство парка.Причем парка очень своеобразного, по тем временам суперсовременного. Ведь здесь кипела Всесоюзная ударная комсомольская стройка. Как вспоминает Сергей Шерстюк, было четкое понимание: возводится уникальный завод, и город должен быть ему под стать. Строительство шло под контролем ЦК КПСС, а это значило очень много.Парк «Дружба» был торжественно открыт в ноябре 1977 года. Имя — как зеркало эпохи. В Волгодонск часто приезжали иностранные делегации, а город и Атоммаш строили посланцы союзных республик бывшего СССР. 5 ноября, как написано в исторической справке, в аэропорту «Волгодонск» приземлился самолет с партийно-правительственной делегацией из бывшей ГДР под руководством Вилли Штофа — члена Политбюро ЦК Социалистической Единой партии Германии. На Атоммаше прошел митинг советско-немецкой дружбы. А в новом городе, на тогдашнем бульваре Дружбы, высокие гости посадили первые молодые деревца.Так была заложена Аллея дружбы. В конце ноября Атоммаш встречал летчика-космонавта Виталия Севостьянова, который тоже посадил свое дерево в «Дружбе», уже получившей статус парка культуры и отдыха.СЛ. Шерстюк в те годы руководил Управлением капитального строительства объектов жилья и соцкультбыта (сокращенно ЖилУКС). Мы не выбираем маршрут, однако ноги сами ведут к пятачку, откуда 1 июня 1979 года стартовала знаменитая «Малютка» — паровозик, катавший детвору по детской железной дороге. Как и наши дети, с этим восторженным впечатлением вырастали дети тысяч молодых семей, обживавших новорожденный город в степи. Паровозик и вагончик подарили студенты и преподаватели Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Город Шахты поставил рельсы, которые по чертежам изогнули специалисты Ростовского трамвайного депо. А рабочие Атоммаша с помощью студентов Новочеркасского политехнического института (НПИ) смонтировали в парке детскую железную дорогу. Сергей Леонидович говорит, что атоммашевский «БАМ», как гласит история, протянулся на 350 метров. Его путь пролег под горбатым мостиком, через цветной тоннель-ангар, «лес» и лужайку. На крышах вагонов «зайцами» ехали Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!», Чебурашка и крокодил Гена. Некогда в тени деревьев даже можно было встретить и деревянные статуи Кота-Баюна, Совы, Бабы Яги и Кощея…Апотом в парке заработали колесо обозрения, много качелей-каруселей, горок и т.д. Традиция торжественной посадки молодых деревьев жила еще несколько лет. В память о каждом таком событии оставалась металлическая табличка, сообщавшая, когда и кем посажены молоденькая сосенка, ель, каштан…- А в Вашей памяти, Сергей Леонидович, какое событие из истории «Дружбы» остается самым ярким?- Запомнился один сплошной яркий эпизод: работа с утра до вечера. Просматривая теперь хронику тех лет, я понимаю: здесь находились люди двух категорий. Одни были призваны создавать идеологический антураж, придавать происходившим событиям ореол исторической важности. Но я к этой категории не принадлежал. Суть нашей работы была в словах «давай-давай!». Обыденный труд с утра до ночи. Резиновые сапоги. Однажды меня на объект доставила… милиция.- ?.’.’- Мы выполняли армирование на очередном объекте. Ночью нужно было принять фундамент перед бетонированием. А как попасть на объект? На штабе сказали: ничего, найдем транспорт! И подъезжает дежурная милицейская будка. Оказывается, «Воронок»-то за мной. Ну, это была нештатная ситуация. А в обычном режиме на очередную смену строители заказывали через диспетчерскую автотранспортной службы дополнительные КамАЗы для прорабов, иначе было не добраться до нужной точки. Бытовала шутка: чем меньше начальник, тем больше у него служебный автомобиль.-А Вы на чем перемещались?- У меня был служебный микроавтобус польской марки «Ныса» с народным названием «Нюська».- Да, вот и промелькнули 40 лет!..- Одним мигом!.. Была у «Дружбы» и полоса упадка, когда здесь все рушилось. Слава Богу, теперь город дружными усилиями восстанавливает бывший парк, ставший сквером «Дружба» (по современным стандартам площадь парков не меньше 10 гектаров, а здесь — всего 2,8). Но не в статусе главное! Гораздо важнее, что уцелели все деревья из той самой Аллеи дружбы, которая положила всему начало. Подросли новые. Сегодня в сквере деревья 46 наименований: клены, катальпа, прунус, войлочная вишня, каштаны… Они создают неповторимый колорит, прохладу. По-моему, это самое уютное место нового города с очень правильным именем. Сегодня сквер дружно реконструируют предприниматели, общественность, все неравнодушные горожане.- А Вы знаете судьбу тех самых памятных табличек?- По городу ходит легенда, якобы кто-то из старожилов, когда началась разруха, собрал таблички и где-то хранит, чтобы они не попали в металлолом. Если это правда, я бы сказал этому человеку спасибо и очень просил его вернуть таблички для истории. Ну а если это не так, предлагаю таблички восстановить. Ведь одним из пунктов туристического кластера, который мы сейчас создаем, может стать Волгодонск как город мирного атома. Уверен: горожанам и гостям города будет интересно узнать, кто, когда и в связи с каким событием посадил вот эти редкую голубую ель или сосну, мимо которых мы сейчас идем. И тогда дополним историю новыми фактами.Да, пышные красавицы, дивная история! «Дружба» пустила крепкие корни на нашей земле. Все было не зря.***фото: В прошлом году в сквере реконструировали дорожки; Теперь возрожденная «Малютка» перекочевала к главному входу в сквер со стороны улицы Энтузиастов и стала еще одним памятником той эпохе; Общественные субботники в парке «Дружба» стали традицией