Категории Новости

Начало «бережливой» положено

Почти месяц детская поликлиника №2 по улице Гагарина, 40 работает в качестве «бережливой». Точнее, состоялась официальная презентация ее в этом новом качестве, сами же новые принципы работы внедрялись в медучреждении постепенно, практически «в ручном режиме», так что коллектив смог поделиться первым своим опытом и впечатлениями.НАПОМНИМ, само понятие «Бережливая поликлиника» появилось в России весной нынешнего года. Под «бережливостью» здесь имеется в виду экономия времени и сил медработников и их пациентов, а стало быть — улучшение качества медицинского обслуживания. Предложили здравоохранению эту систему работники совсем другой отрасли — атомной. Там уже давно внедряется в жизнь ПСР — производственная система Росатома, задача которой — обеспечить постоянное совершенствование любых производственных процессов. Поскольку принципы ПСР, по сути, универсальны, их решили применить в сфере сугубо гуманитарной — в медицине. В Волгодонске эксперимент начали с медсанчасти РоАЭС, а также, по настоянию главы администрации города Виктора Мельникова, с детской больницы — с ее подразделения на Гагарина, 40.Перемены здесь видны еще с улицы. У самого крыльца почетных гостей торжества встретила новая «Лада-Ларгус» с надписью «скорая педиатрическая помощь». Это та самая машина для доставки педиатра на вызов, о необходимости которой главный врач городской детской больницы Сергей Ладанов говорил уже давно и которая была, наконец, приобретена в рамках проекта «Бережливая поликлиника». Теперь врач сможет оперативно прибыть к маленькому пациенту в любую точку города, включая дачные массивы и коттеджные поселки.У входа — крытый навес, под которым можно оставить детскую коляску. А также дверь с надписью «кабинет неотложной медицинской помощи». Теперь пациенту, к примеру, с признаками инфекционного заболевания в поликлинику заходить не обязательно.Холл поликлиники из мрачноватого помещения в стиле 80-х превратился в светлый и современный, обставленный яркой мебелью, снабженный электронным расписанием и пунктом для самостоятельной записи посетителей на прием к врачу. Но главное…- Главное здесь — регистратура. Такая у нас в городе пока единственная, — говорит Сергей Николаевич. — Она разделена на три подразделения: непосредственно открытая регистратура, в которую можно обратиться, придя в поликлинику; картохранилище, работник которого занимается сортировкой и доставкой медицинских карт в кабинеты врачей; а также колл-центр, принимающий телефонные звонки. Так что теперь «загнанный» регистратор, пытающийся одновременно ответить на звонок, дать пояснения больному и найти его карточку — это явление ушедшего прошлого. Компьютеры регистратуры соединены в единую сеть с компьютерами врачей, так что регистратор сам может увидеть «окна» в графике приема и направить туда пациента. А записавшись на прием дистанционно (по телефону или через интернет), значительная часть пациентов сразу идет к врачу, минуя регистратуру и не создавая очередь.Также компьютеризированы и кабинеты врачей — в основном ради того, чтобы подключиться к ЕГИСЗ — единой государственной информационной системе здравоохранения. Она позволяет не только связаться с любым специалистом в пределах детской больницы, но и — в перспективе — с любым медицинским учреждением города и страны, в том числе и с помощью IT-телефонии. А также — собирать электронную карту каждого пациента, занося в нее все сведения о всех проведенных исследованиях, назначенном лечении и пр. Правда, пока, согласно существующим нормативам, привычные бумажные амбулаторные карты обязаны быть, но все же работать с ними стало проще — хотя бы потому, что в кабинетах появились принтеры.Еще одна задача, которая была поставлена, — разделение потоков здоровых и заболевших детей и оптимизация профилактических осмотров. Под медосмотры выделили отдельный этаж и отдельные дни в неделю — вторник и четверг. По словам работников поликлиники, постепенно эти дни стали у персонала любимыми: самые спокойные и упорядоченные. Родители малышей, получив СМС-напоминание, приходят к назначенному времени и получают в регистратуре маршрутный лист — в какой кабинет и к какому времени им нужно подойти. В результате сдать анализы и пройти всех специалистов получается примерно за один-два часа. Процесс ускоряет и новое оборудование — анализатор мочи, который делает работу лаборанта практически мгновенно, проводя в час до 200 анализов.Конечно, человеческий фактор никто не отменял. Недавно таким «фактором» стала, к примеру, бабушка одного из маленьких пациентов, которая, проигнорировав маршрутный лист, пошла с внуком по кабинетам так, как ей самой показалось правильным. В результате — сбой в работе, задержка десятков пациентов. Но зато все — и персонал, и посетители — получили наглядный пример того, как здорово, когда система отлажена, и как важна в этом деле общая дисциплина.Большое значение в проекте «Бережливая поликлиника» было уделено доступности помещений поликлиники для пациентов. Для этого наконец-то куплен новый гусеничный подъемник, который позволяет преодолевать ступеньки детям с ограниченными возможностями здоровья, а при проведении дальнейшего ремонта в помещениях появятся и другие приспособления для удобства таких пациентов. Кроме того, все помещения снабжены навигацией — яркими указателями.НА данном этапе реализация проекта «Бережливая поликлиника» — результат совместной работы Министерства здравоохранения Ростовской области, госкорпорации «Росатом» и администрацииВолгодонска. Всего на проект потрачено 17 039,10 тысячи рублей, из которых 10 774,90 тысячи рублей выделены из регионального и местного бюджетов и 6 264,20 тысячи рублей получены от атомщиков. Причем работы смогли удешевить — первоначально на них планировалось потратить порядка 20-ти миллионов.- То начало, которое здесь осуществлено, получит свое продолжение, — уверен Виктор Мельников, глава администрации Волгодонска. — Дел здесь еще очень много: нужно ремонтировать верхние этажи, менять мебель, запустить лифты… Но сама идея замечательная, и наша задача — все остальные поликлиники сделать не хуже.Доволен и Андрей Сальников, директор Ростовской атомной электростанции:- Это еще раз показывает, что инструмент, который мы предложили, правильный, и не важно, что он называется «Производственная система Росатома» — ее можно внедрить практически в любую отрасль. Понятно, что когда и врачам, и пациентам комфортно и удобно, это положительно сказывается на здоровье людей.А Владимир Бачинский, начальник городского управления здравоохранения, сказал:- Как руководитель городского здравоохранения могу отметить, что у меня на порядок уменьшилось количество жалоб на работу этого подразделения.Высоко оценила проделанную работу и министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская, посетившая поликлинику на Гагарина, 40 спустя две недели. По ее словам, такая организация деятельности муниципального медучреждения есть пока только в Волгодонске. Это новый опыт, и его, безусловно, нужно распространить, причем главное в этом случае — изменение мышления руководящих работников и медперсонала:- Формат «бережливой поликлиники» получит свое воплощение и в других медицинских учреждениях на территории Ростовской области, в первую очередь в Волгодонске. Мы благодарны госкорпорации «Росатом» за эту замечательную технологию, которой они с нами поделились. Мы уже многому научились у атомщиков и надеемся обучить еще несколько наших менеджеров от здравоохранения. В проект на сегодня вложено 17 миллионов рублей, но здоровье детей, разумеется, стоит любых денег.***фото: