Левша. Кулибин. Игорь Цыпляков
Ближнему кругу он больше известен как Кулибин — из-за невероятных способностей, умения делать руками то, что, кажется, сделать вообще невозможно. По той же причине возникает еще одна ассоциация — Левша. Ну да, тот самый, что подковал блоху. Блоху нашему Левше ковать пока не приходилось, но, думается, смог бы, случись необходимость.А по паспорту он — Игорь Цыпляков. Вполне обычный с виду человек. Разве что день рождения празднует раз в четыре года — угораздило родиться 29 февраля…Круиз длиною в жизньИнтерес ко всякой технике проявился у будущего Кулибина очень рано. Сколько помнит себя — всегда возился с какими-то железками, велосипедами и самокатами, причем не просто ремонтировал — старался усовершенствовать. А тут как раз — очень вовремя — на советском телевидении появилась передача «Это вы можете». Приглашенные гости — самодеятельные конструкторы, механики и прочие народные умельцы — демонстрировали созданные ими образцы техники. Особой популярностью пользовалось самодеятельное автомобилестроение. Показанные на экране чудо-автомобили, созданные не автопромом, а собственными руками энтузиастов, по признанию Игоря Цыплякова, производили на него неизгладимое впечатление. Через какое-то время стало ясно: семена, брошенные с телеэкрана, попали на благодатную почву. Игорь решил попробовать создать собственный автомобиль.- Не сразу, конечно, — вспоминает детали Игорь. — Сначала были мотоциклы — к ним я тоже всегда был неравнодушен. Первый свой мотоцикл купил, когда вернулся из армии. И, конечно, переделал так, как хотел. Автомобили начались позже.Семья жила тогда в Дагестане, в Махачкале. После армии Игорь работал на заводе. Договорился с начальством: в первую смену работает, во вторую — делает свой автомобиль.Этим первым автомобилем стал семиместный микроавтобус — настоящая дача на колесах. Два дивана, стол, телевизор, панорамная крыша. Двери открывались, как у самого «навороченного» в то время автобуса — «Икаруса». На этом микроавтобусе Игорь исколесил почти всю Россию и Украину. Не заметить такой автомобиль, конечно, не могли. О молодом конструкторе заговорили. А в местной прессе впервые назвали мастером — золотые руки.И мало кто знал, что это чудо техники построено без единого чертежа и практически полностью вручную.- Все размеры я снимал с РАФиков — автомобилей скорой помощи, которыми в те годы были укомплектованы советские больницы, — улыбается Игорь. — Благо станция «скорой» была рядом с заводом. Выскочил через проходную, замерил — и обратно на завод.Это первое авто цвета «спелая вишня» Игорь назвал «Круиз». Название стало, можно считать, символическим. Не только потому, что на своем «Круизе» его создатель «накрутил» тысячи километров. Автомобилестроительный «круиз» Игоря Цыплякова продолжается с тех пор вот уже больше тридцати лет и прекращаться не собирается.Через некоторое время Игорь ушел с завода на СТО, а потом открыл собственную мастерскую и стал, помимо создания новых машин, заниматься ремонтом начавших появляться в постсоветской России иномарок.Но лихие девяностые уже начали свое мрачное шествие по стране. В 1993-м семья Игоря Цыплякова на том самом «Круизе» в статусе беженцев перебралась в Волгодонск. Предстояло начинать жизнь с чистого листа.А я сяду в кабриолет…Жизнь на новом месте поначалу складывалась совсем не радужно. Первые три месяца Игорь не мог найти работу, потом устроился на СТО. Приняли учеником сварщика (в юности Игорь, действительно, получил профессию сварщика). Правда, через пару месяцев, узнав, что «Круиз» сделан руками «ученика», начальник тут же поручил ему ремонт иномарок.Игорь и в Волгодонске не оставлял любимого занятия, по-прежнему занимался машинами. Одна из самых памятных — «Рыжик», джип, созданный на базе «Волги-2410 «при участии» раритетного военного «Виллиса». С «Волги» взяли большую часть узлов и агрегатов, все кузовные панели и раму изготовили заново, доработали рулевое управление — это сократило радиус разворота автомобиля до четырех метров. А поскольку машина была открытой, особое внимание уделили охранной системе. Помимо сигнализации с обратной связью, установили еще под водительское сиденье мощный электролитический конденсатор, обеспечивающий угонщику принудительное катапультирование. Автомобильснабдили дистанционным запуском двигателя, мощной музыкой и оптикой. А в довершение покрасили кузов в ярко-рыжий цвет, а салон обтянули натуральной кожей того же оттенка (потому и «Рыжик»).Но, пожалуй, самые узнаваемые и самые любимые горожанами «произведения» Кулибина и его сподвижников — два роскошных кабриолета — «Хорьх» и «Опель». Их волгодонцы и жители округи часто видели не только на городских магистралях, но и на многих праздниках. А «Хорьх» вошел в историю еще и как автомобиль, который его создатели хотели подарить Президенту России. Увы, не случилось — сделать подарок первому лицу государства, как оказалось, дело очень непростое.Большинство из тех, кто видел эти сказочные автомобили, уверены, что это — восстановленные «подлинники», олдтаймеры, возвращенные к жизни народными умельцами. А на самом деле обе машины, как и большинство созданных Игорем Цыпляковым — репликары — копии старинных автомобилей с современной «начинкой». Что, впрочем, нисколько не умаляет их достоинств.Причем, и эти копии с поразительной точностью сделаны тоже без всяких чертежей — по картинке в журнале…Знаменитые кабриолеты были знамениты не только на малой родине — их нередко приглашали на самые разные мероприятия за пределами города. С «Хорьхом» произошел однажды забавный случай. Владельцы дилерского центра «Ауди» в Ростове на открытие попросили пригнать раритетный кабриолет для украшения экспозиции. В качестве ведущего церемонии был приглашен известный актер и шоумен Николай Фоменко. Он приехал на роскошном «Porsche», остановился у «Хорьха» и произнес задумчиво: «Да, умели немцы делать… »И когда ему сказали, что делали-то не немцы, категорически отказался в это верить, пока вместе с Кулибиным прямо в парадном смокинге не залез под машину и не разглядел следов отнюдь не немецкой сборки…И еще один автомобиль особенно дорог Цыплякову. Огромный внедорожник, названный «Терминатором», вполне, впрочем, этому имени соответствующий. Сила, мощь, «неубиваемость» — все присутствует в этой машине в полной мере. Она проедет там, где не проедет никто. Если в двух словах — машина для настоящих мужчин.Приходилось Игорю создавать и вовсе фантастические вещи. Как, например, шнекоход, сделанный на базе автомобиля-амфибии по заказу одного любителя рыбалки в труднодоступных местах. После многочисленных доработок и усовершенствований этот агрегат оставлял в непролазном камыше просеку, как бензопила «Дружба» в сибирской тайге. Даже в МЧС заинтересовались такой машиной, хотели заказать пару-тройку для собственных нужд.Но есть в коллекции Кулибина и полная противоположность брутальному «Терминатору». В это трудно поверить, но иногда он делает… кареты. Легкие, изящные, элегантные, словно каким-то неведомым ветром занесенные из чопорного 18-го века…Впрочем, когда узнаешь Кулибина ближе, не удивляешься уже ничему. Потому что проще перечислить, чего он не умеет делать. А умеет — практически все. За пару часов превратить заурядную рубашку в модный батник. Сделать точную копию жутко дефицитного (80-е годы!) мотоциклетного шлема, имея под рукой только пару килограммов медицинского гипса. Сложить камин. Отремонтировать крышу. Ну и, само собой, сделать любую машину, глядя на картинку на стене. Не зря, наверное, говорят, что талантливый человек талантлив во всем…Кстати, сейчас в возрожденной мастерской Игоря Цыплякова начинается работа над новым проектом: Опель Супер-6 1937 года выпуска. Что-то подсказывает, что результат будет ошеломляющим. И это будет уже началом третьего десятка автомобилей, созданных талантливым самоучкой…«Custom Shock MCC»: мотоцикл как образ жизниМотоциклы — еще одна большая любовь Кулибина. И даже, пожалуй, первая.А полтора десятка лет назад как-то сама собой сложилась компания любителей двухколесных «коней». Их переделывали, в основном, из широко известных «Уралов», но на «выходе» стандартный «Урал» узнать было уже невозможно.Потом клуб решили официально зарегистрировать под весьма говорящим названием — «Custom Shock MCC» («Шокирующая самоделка»). Президентом стал Игорь Цыпляков — в байкерской среде его авторитет непререкаем.У многих обывателей байкеры и их объединения вызывают исключительно негативные ассоциации: эдакие бородатые, злобные, не всегда трезвые дядьки в косухах и кожаных штанах, готовые в любой момент нарушить правила — и дорожные, и человеческие. А, между тем, под суровой внешностью большинства байкеров скрывается трепетная душа неисправимых романтиков, беззаветно влюбленных в свой мотоцикл и дорогу, дающую ощущение бесконечной свободы… Байкерское братство — не пустой звук. Это своеобразный кодекс чести, верность друзьям и традициям. А косуха — не простодань байкерской моде, но и жестокая необходимость. Попробуйте ради эксперимента проехать на мотоцикле со скоростью за сотню километров, когда любой вылетевший из-под колес встречной машины камешек превращается в артиллерийский снаряд, в футболке или легкой куртке — поймете.Главное для большинства членов байк-клубов — любовь к технике вообще и к мотоциклам особенно. Перебирать своих железных коней, обсуждать их достоинства и недостатки они могут бесконечно. Правда, находят еще время и для участия во всевозможных байк-шоу, слетах, праздниках, выставках.Байкеры из «Custom Shock MCC» вот уже несколько лет подряд участвуют в городском параде Победы, других городских праздниках, выезжают на мероприятия и в соседние районы.Будущей весной «Шокирующая самоделка» готовится отпраздновать 15-летний юбилей. Подготовка идет полным ходом, ожидается большое количество гостей из других клубов. Организаторы уверены: праздник будет ярким и запоминающимся….Наверное, большинство из нас вряд ли когда-нибудь станет обладателем эксклюзивного ретро-авто. Но, увидев такую машину где-нибудь на городской улице или загородной дороге, непременно оглянется вслед. И пока существует такая красота и не перевелись люди, создающие ее — все не так уж плохо. Встреча с талантом — неважно, в какой сфере реализуемом, всегда вызывает сильные чувства. А чувства делают жизнь более яркой и осязаемой. И даже, наверное, более осмысленной…Кстати, оказалось, Кулибин, действительно, левша. Так, может, в этом все дело?..***фото: «Рыжик»; «Терминатор»; Чудо техники – шнекоход; Карета подана; …и «Опель»; 9 Мая; Знаменитые «Хорьх»…; Тот самый «Круиз»