Категории Новости

«Революция почемучек» и «цифра» в современной школе

28.04.2018

Завершающим этапом марафона педагогического мастерства стал круглый стол образовательных политиков, за которым встретились вышедшие в финал конкурса участники трех номинаций: «Учитель года», «Воспитатель года» и «Сердце отдаю детям». Вот они — финалисты! муниципального этапа конкурса «Педагог года-2018»: учитель математики школы № 11 Федор Максимов, учитель истории школы № 21 Надежда Радченко, учитель начальных классов лицея № 24 Наталья Семенова; воспитатели Людмила Вдовикина — д/с «Тополек», Светлана Кириллова — д/с «Катюша», Мария Рогачева — д/с «Голубые дорожки»; педагоги дополнительного образования Ирина Димитрова — «Центр детского творчества», Вячеслав Борисов и Андрей Быстров — «Станция юных техников». Тема дискуссии: «Тенденции образования: вызовы, ожидания, реальность».А началась полемика с вопроса о месте российской системы образования на карте мира: является ли она элементом глобальной мировой системы или в ней преобладает национальная специфика? Мнения участников круглого стола разделились. Одни считают, что наше образование находится в мировом тренде и достойно выдерживать вызовы времени. Другая точка зрения — в современном образовании наметился прогресс, но все только начинается. И третья позиция — российское образование особенное, у него свой менталитет. И не стоит российскую школу подгонять под какой-либо шаблон, просто подражать кому-то — надо брать лучшее в других системах, сохраняя свое, особенное российское культурное наследие.А какая она, современная российская школа? — пытаются выяснить педагоги. — Что помогает развитию школьного образования, которое имеет высокие показатели по результатам международных исследований: мировые достижения российских учащихся бывают часто на порядок выше показателей их сверстников из других стран. Влияет ли на это лидерство внедрение в школьное образование стандартов нового поколения, которые появились более десяти лет назад?Педагоги согласны — роль инноваций велика, они ощущают это в своей практической работе, как в плане технического оснащения, так и информационных возможностей учебного процесса и дополнительного образования. Но в то же время общественное мнение довольно критично в отношении сегодняшней школы — многие считают прежнюю школу более эффективной.Конкурсанты с таким мнением не согласны и полагают, что так рассуждают лишь дилетанты — на самом деле у сегодняшних школьников гораздо больше возможностей для получения знаний и развития кругозора, чем это было 15-20 лет назад. В последние годы произошла настоящая «революция почемучек», результатом которой стала работа по стандартам нового поколения с одаренными детьми. Это они повышают мировой рейтинг российского образования, завоевывая награды на престижных международных конкурсах и олимпиадах. А здесь велика роль родителей, благотворительных фондов и спонсоров, помогающих одаренным детям. В Волгодонске это ежегодные стипендии и премии талантливым школьникам — победителям олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, проекты «Школы Росатома» и т.д. И огромная сеть бесплатных кружков и секций системы дополнительного образования, посещать которые могут все желающие.Следующим поводом для дискуссии стал тезис ректора «Высшей школы экономики» Ярослава Кузьминова: «Основной тренд в образовании — это цифровая революция. У нас есть пять-семь лет до вытеснения бумажного учебника. Искусственный интеллект станет доступным и сломает основную методику общеобразовательной школы». Школа вынуждена будет кардинально перестроиться. Это потребует качественных изменений квалификации педагога, от которого потребуются широкая образованность, проектное мышление, умение организовать дискуссию и выполнение функции профессионального консультанта.Обсуждение этой темы вызвало «особое оживление в зале». Конкурсанты-воспитатели категорически высказались против «роботов» в дошкольном образовании — они не заменят живого общения с детьми, не дадут человеческого тепла, а ведь для малышей важен живой контакт — погладить по головке, обнять плачущего. Педагоги дополнительного образования не против онлайн-обучения, но пять-семь лет для перехода на новые формы, считают они, — это очень мало. А вот школьные педагоги уверены: в ближайшем будущем искусственный интеллект не завоюет российскую школу. Элементы онлайн-образования сегодня существуют, они доступны как педагогам, так и учащимся. А вот школьного учителя не заменят ни робот, ни формат обучения. Искусственный интеллект сыграет свою роль — поможет ребенку проявить интерес к знаниям. И это очень важно.Не обошлась дискуссия и без роли родителей в современном школьном образовании. Здесь участники круглого стола высказали свою модель взаимодействия с семьей и ребенком. Одни считают, что педагоги и родители должны быть партнерами — только так можно добиться положительного воспитательного результата. Для других самое важное — быть на связи, в том числе в социальных сетях. Это поможет родителям всегда быть в курсе всех школьных дел и внешкольных мероприятий. И самое важное — личный контакт педагогов и родителей, проведение совместных мероприятий с детьми. Педагог, знающий родителей своих учеников по имени-отчеству, обязательно получит обратную связь. Это проверено опытом и временем — высказала свою точку зрения опытный педагог Надежда Радченко.В завершение дискуссии участники круглого стола отметили приоритетные направления развития российского образования. Лучшие педагоги города считают, что обучение должно оставаться доступным на всех уровнях, от дошкольного до вузовского. Задача школы — не только обучать, но и воспитывать личность. Для совершенствования профессионального мастерства педагогов важно развивать наставничество. А в дополнительное образование привлекать увлеченных специалистов, любящих детей.Свой путь к успеху прошли девять талантливых педагогов города. Из них жюри выберет троих самых достойных и присвоит им звания «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям». И еще трое станут победителями в новых номинациях: «Педагог-психолог», «Учитель здоровья», «Педагогический дебют». Но, как принято по традиции, интрига сохранится до церемонии награждения.