Орехов Александр Андреевич
В свое время они жили рядом с нами, были нашими соседями, друзьями, родственниками
и оставили в Волгодонске свой след, о котором мы должны знать и беречь память о них
И этот шаг — длиннее жизни…
До своего 32-летия он не дожил чуть больше месяца. Его запомнили молодым, веселым, обаятельным и бесконечно преданным — профессии, долгу, семье. Александр Орехов, пожарный, майор внутренней службы, 28 октября 2004 года сделавший свой шаг в бессмертие…
Герои остаются молодыми
— Я был начальником ВПЧ-12, когда к нам на должность начальника караула пришел служить Александр Орехов, — вспоминает заместитель начальника 1-го отряда Федеральной противопожарной службы по Ростовской области Владимир Корольков. — Было это в январе 1995 года. Высокий, подтянутый, улыбчивый, Александр сразу располагал к себе. А когда узнал его поближе, оказалось, что Саша — очень грамотный и компетентный специалист. В коллективе он быстро завоевал авторитет, и авторитет этот был непререкаемым.
Молодой лейтенант сразу удивил сослуживцев своей необыкновенной способностью быть «на ты» с любой техникой. Он не считал зазорным помочь водителю отремонтировать автомобиль, виртуозно управлялся с любыми инструментами, мог дать дельный совет по ремонту самых разных механизмов. И не просто дать совет — показать все на практике. При этом никогда не забывал о данных поручениях и за их выполнение спрашивал строго.
— Территория, закрепленная за Сашиным караулом, всегда сияла чистотой, — рассказывает Владимир Федорович. — При этом начальник караула никогда не стоял в стороне — мог и клумбу вскопать, и деревья обрезать. Ну а о том, что касается службы, и говорить не приходится — в его подразделении всегда был полный порядок и боевая готовность.
Александр Орехов был из тех людей, которых называют душой компании. Его невозможно было не заметить — хоть на службе, хоть на отдыхе. Как они пели вместе с женой Аллой на наших праздниках! Саша прекрасно играл на баяне, и вместе с супругой они составляли замечательный дуэт.
Через несколько лет, 15 июля 2004 года, Александр Орехов был назначен заместителем начальника службы пожаротушения 1-ОГПС МЧС России по Ростовской области и ему было присвоено звание майора внутренней службы
В то октябрьское утро его дежурство фактически уже закончилось, когда на пульт диспетчера поступил сигнал о возгорании на территории мясокомбината. Накануне в заброшенном холодильном корпусе предприятия работали сварщики, и пожарные были уверены, что они до сих пор находятся там. Спасти людей и вынести взрывоопасные баллоны — такая задача была поставлена перед пожарным расчетом. Первыми в корпус вошли Александр Чуйков, Иван Иванин и Андрей Мельник. Задымленность в помещении оказалось такой сильной, что идти пришлось буквально на ощупь. Через какое-то время воздух в дыхательных аппаратах стал заканчиваться. Сначала потерял сознание один пожарный, потом другой… В этот момент и появился майор Орехов.
Первым он поднял Иванина, понес его к выходу. Дал ему свой аппарат. Самому воздуха не хватило…
Александр умер в машине «скорой помощи» от отравления угарным газом не приходя в сознание. Через два дня его похоронили на кладбище Цимлянска, его родного города. А еще через несколько дней Иван Иванин назвал родившегося сына Александром — в честь своего спасителя.
Орден Мужества, которым был посмертно награжден майор Александр Орехов, через год после гибели сына вручили отцу — Андрею Александровичу Орехову…
«Ваш сын и брат»
Маленький уютный двор на окраине Цимлянска. Беседка со столом и скамейками, виноград на шпалерах, отцветающий клематис у калитки…
— Тут много чего руками Саши сделано, — кивает на дом мама, Лидия Ивановна. — Вдвоем с отцом и достраивали, и ремонтировали…
Они рассказывают о сыне, как о живом, улыбаются, вспоминая забавные случаи из детства, с гордостью показывают фотографии и грамоты. И лишь иногда на мгновение повлажнеют глаза и прервется голос: 12 лет — слишком малый срок, чтобы затянулась такая рана. Да и есть ли он, срок давности для родителей, потерявших детей…
Саша родился воскресным утром — 3 декабря 1972 года, здесь же, в Цимлянске. Он был лидером и организатором едва ли не с пеленок. Вокруг него всегда все вертелось и крутилось, всегда было множество друзей, и все безоговорочно признавали его лидерство. Он строил со сверстниками «домики» прямо на ветвях раскидистой тютины, что росла у дома, гонял на велосипеде, а классе в седьмом мог уже проехать на мотоцикле и даже на машине — отец, профессиональный водитель, учил всему, что умел сам.
В шесть лет Саша Орехов совершил свой, пожалуй, первый взрослый поступок. Детсадовская группа, в которой он был самым младшим, осенью должна была в полном составе отправиться в первый класс. А Саше не было еще семи! И тогда он решил не откладывать обучение в долгий ящик — сам пошел в школу, нашел директора и попросил записать его в первый класс.
Вечером так и сказал родителям: «Я записался в школу, но вас просили зайти». Педагоги уговорили Лидию Ивановну не лишать ребенка еще одного беззаботного года детства, и в школу Саша Орехов пошел в следующем сентябре.
Чего только не было в его школьной жизни! Учеба давалась легко, а кроме нее находилось время и на спорт, и на серьезные занятия фотографией, и на многочисленные ближние и дальние экскурсии, и на дискотеки — в старших классах Саша был их бессменным ведущим.
А еще в этой жизни было лето — каникулы, отдых в пионерском лагере или с родителями на море и, конечно же, поездки к бабушке и дедушке в казачий хутор Великанов.
В дом Пелагеи Васильевны и Александра Макаровича (в его честь и назвали Сашу) Ореховых съезжались 16 внуков — от семерых детей! Саша был за старшего, и с этой ролью справлялся блестяще, обеспечивая двоюродным братьям и сестрам и трудовое воспитание, и полноценный отдых.
Будущий пожарный с детства с огромным уважением относился к военной форме. В 11 лет, когда вернулся из армии двоюродный брат, примерил его китель — и снимать уже на захотел. Так и вышло: после школы Александр поступил в Харьковское пожарно-техническое училище. А когда закончил его — приехал служить в родные места.
За неделю до трагедии Саша проводил маму в Сочи — уговорил полечиться мацестинскими ваннами. Звонил практически каждый день, подолгу разговаривали.
— Моя соседка по палате все удивлялась: впервые вижу, чтобы мать со взрослым сыном вот так обо всем говорила, — вспоминает Лидия Ивановна. — С дочкой не с каждой такие теплые отношения бывают… А Саша всегда был таким — любящим, заботливым, добрым. Очень часто со мной советовался. И никогда не обманывал, даже в мелочах…
Накануне страшного события мама с сыном разговаривали особенно долго. Кто мог знать, что этот разговор — последний! На следующий день ее срочно вызвали домой. .. И впервые за много лет сын ее не встретил…
Жизнь продолжается в детях
Все, кто знал и знает семью Ореховых, говорили о том, какие необыкновенно теплые отношения связывали ее членов. Вот такую же семью — по образу и подобию родительской — хотел создать и Александр Орехов. И ему это удалось . С супругой Аллой они были удивительно гармоничной парой — и не только внешне. А когда родилась долгожданная дочь Настенька — счастье семьи стало полным и, казалось, нескончаемым.
— Саша был супругом с большой буквы, — говорит Алла Васильевна.- Каждый день, прожитый с ним, был настоящим праздником. Его энтузиазм и необыкновенное чувство юмора помогали достойно выходить из самых сложных ситуаций.
Нашу дочь Настеньку Саша просто боготворил. Пеленал, купал, вставал по ночам и называл не иначе, как «мое сокровище». Когда дочь подросла, отдал ее в спортивную школу и всячески поддерживал.
Сегодня Настя уже не маленькая девочка, а вполне взрослая девушка, только что закончившая школу. Когда я позвонила Алле Васильевне, чтобы договориться о встрече, оказалось, они обе в Москве — Настя поступает в вуз. Не скажу, что я очень сильно удивилась, узнав, какой это вуз — Академия государственной противопожарной службы МЧС России. Наверное, выбор дочери такого отца вполне объясним.
— Настя очень много времени проводила с папой, — рассказывает Алла Васильевна. — Он брал ее и в походы, и на охоту, и на работу. Наверное, то, что заложено в детстве, остается с человеком навсегда. И спортом она начала заниматься с его подачи ( и никогда не оставляла этих занятий, сегодня Настя — кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике — ред.). И многие отцовские черты характера ей передались. Так что ничего удивительного в ее выборе, наверное, нет.
…Улица Черникова, получившая свое имя в честь прославленного командира партизанского отряда, воевавшего в гражданскую, предка Александра Орехова (Черниковы — родня по материнской линии — ред.), уже есть в Волгодонске. А одна из новых улиц города будет называться именем Александра Орехова. Пока она существует только в планах перспективной застройки, но обязательно появится — с красивыми индивидуальными домами для многодетных семей, с устремленными ввысь многоэтажками, детским садом, зелеными газонами и тенистыми аллеями. А раскинется эта улица вдоль Ростовского шоссе, совсем недалеко от того места, где шагнул в бессмертие Александр Орехов. Жизнь продолжается — в детях, в памяти, в названиях улиц. И в этом — ее высшая справедливость.