Категории Новости

Встречная полоса

09.02.2019

Заместитель главы администрации по городскому хозяйству Сергей Вислоушкин рассказал о перспективах развития пассажирского движения в Волгодонске

— Конечно, транспортные маршруты должны меняться и подстраиваться под меняющуюся инфраструктуру и потребности горожан. Но в этом вопросе главное — не навредить, здесь у нас принцип, как у врачей, — отметил Сергей Анатольевич.

— Известный факт: резкие движения в Ростове-на-Дону поменять транспортную систему, изменить ее кардинально привели к коллапсу, и до сих пор погасить его еще не удалось. Нам однозначно нужна реорганизация. Но менять будем постепенно, грамотно, взвешенно.

КТО НА ЛИНИИ

Схема организации пассажирских перевозок основана, прежде всего, на данных мониторинга пассажиропотока. Всего в городе 20 действующих маршрутов, в том числе четыре троллейбусных, десять — для автобусов большой и средней вместимости (из них четыре — дачные) и шесть маршрутов малой вместимости. Общее количество перевезенных пассажиров за 2018 год составляет без малого 21 миллион.

Работу на городских маршрутах осуществляют девять перевозчиков. Согласно действующему расписанию маршруты №№ 12, 16, 22, 51, 4 и 4А в будние дни обслуживают 38 автобусов большой и средней вместимости.

На троллейбусных маршрутах №№ 1, 2, 3 и ЗА работают 32 машины. Также задействованы 45 маршрутных такси (маршруты №№ 22А, 23, 23 А, 25, 52). Обслуживание дачных маршрутов в весенне-летний период осуществляют семь автобусов большой вместимости (№№ 28, 29, 29А, 30). Круглогодично горожан, проживающих в садоводствах, обслуживает один автобус по маршруту № 29.

ЧEМ МЫ НEДОВОЛЬНЫ

В прошлом году больше всего претензий и нареканий было на маршрут №12. Он нерентабельный, убыточный. На этом маршруте девять графиков и разные перевозчики: кто-то нарушает, а кто-то ведет себя ответственно; у кого-то техника старая, а у кого-то водителей нет. Делать вид, что власть ничего не замечает, было бы неправильным. Закон позволяет ввести маршрут по нерегулируемому тарифу.

— Мы хотим, чтобы № 12 был у одного перевозчика, с которого можно будет спросить, — высказал свое мнение Сергей Вислоушкин. — Договор, который проработали юристы департамента, предусматривает штрафные санкции за срыв графика, за грязный салон автобуса, за хамское отношение кондукторов… 5000 рублей, и штрафовать можно хоть каждый день. Но я, правда, не знаю, выставится ли еще кто-то на эти торги.

По данным мониторинга в 2018 году процент выполнения рейсов в МУП «ГПТ» составил 90,8 для автобусов, 90,4 для троллейбусов. Это очень хороший показатель. Однако есть перевозчики, у которых процент выполнения графика составляет 75 и даже 70 процентов, и, к сожалению, договоры, по которым они работают, не предусматривают никакого наказания за срыв графика, кроме расторжения контракта. Но в этом случае оголятся все маршруты, которые закрывал данный перевозчик, в том числе и те, где он работал качественно. Срыв графиков идет в основном на тех маршрутах, которые невыгодные, где много пенсионеров и школьников. На маршрутах, где хорошая наполняемость и меньше льготников, график практически не срывается. Поэтому невыгодные маршруты город закрывает муниципальным транспортом, фактически загоняя свое предприятие в долговую яму.

Формально схема организации пассажирских перевозок Волгодонска соответствует его потребностям, но фактически ситуация на сегодня не устраивает никого — ни горожан, ни перевозчиков, ни, разумеется, администрацию. Пассажиры жалуются на то, что транспорт ходит нерегулярно, срывая график; машины грязные, загазованные, с дырами; кондукторы грубые; логистика непродуманная и неудобная. Перевозчики на многих маршрутах не видят выгоды — слишком много льготников или слабый пассажиропоток; покупать новый транспорт и подбирать высокопрофессиональный персонал — это дорого; на новые маршруты выходить не хотят.

— Безусловно, мы стоим на позициях горожан, защищая их интересы и обеспечивая бесперебойную работу городского транспорта, — продолжает Сергей Вислоушкин. — Но сегодня мы не имеем механизмов, которые бы заставили частных перевозчиков выполнять наши требования и идти работать туда, где нет экономической выгоды.

НE ЛУЧШИE ВРEМEНА

Между тем, МУП «Городской пассажирский транспорт» переживает не лучшие времена — у предприятия хотя и сократилась, но велика задолженность за электроэнергию, и эту ситуацию город пытается решить через область.

МУП постоянно находится в состоянии оптимизации, сокращая статьи расходов. Сегодня у него дилемма: кондукторы или валидаторы — установки автоматизированных систем оплаты проезда. Но, по предварительным расчетам, для их установки на транспорте МУП «ГПТ» с учетом стоимости первого года обслуживания требуется около восьми миллионов рублей. При этом в бюджете предприятия необходимо будет предусмотреть средства и на дальнейшее обслуживание этих установок.

Правда, пока специалисты МКУ «Департамент строительства и городского хозяйства», изучив практику внедрения АСОП в ряде городов России, предложения ПАО «Сбербанк», компании «SmartLab» (оператора системы в Ростове-на-Дону), считают целесообразным рассматривать вариант внедрения системы исходя из возможностей бюджета города и перспектив реализации проекта «Умный город».

КАК ЭТО РEШИТЬ

Что касается новых маршрутов, то город уже начинает их вводить — где-то продлевать, где-то менять. Так, дважды в день автобус №51 будет ходить не до радиозавода как всегда, а до бывшего общежития АЭС, где сегодня живут студенты ВИТИ НИЯУ МИФИ. График вводится с 1 февраля. Продлен и маршрут №5 — до квартала частного сектора, который появился за химзаводом.

Но принцип такой: прежде чем заявлять новые маршруты, нужно быть уверенным в том, что на них выйдет транспорт. А значит, на первых порах рассчитывать нужно по-прежнему только на собственные силы, то есть на МУП «Городской пассажирский транспорт».

Сегодня администрация города прилагает все усилия к тому, чтобы в 2019 году Волгодонск получил десять низкопольных автобусов на газомоторном топливе. Сергей Вислоушкин уверен, что новая техника, принятая на баланс муниципального транспортного предприятия, сможет стать подушкой безопасности на новых линиях.

«Я твердо убежден, что город не допустит банкротства МУП «ГПТ» — слова Сергея Вислоушкина вселили надежду: Волгодонск не повторит Ростов, транспортного коллапса в городе не будет.

Формально схема организации пассажирских перевозок Волгодонска соответствует его потребностям, но фактически ситуация на сегодня не устраивает никого — ни горожан, ни перевозчиков, ни, разумеется, администрацию.