На хуторе Татарском у Пантелея Прокофьевича Мелехова.
22.03.2019
После прочтения шолоховского «Тихого Дона» у многих возникае желание посмотреть хутор Татарский, где жила семья Мелеховых, имение Листницких Ягодное, Вешенскую, другие станицы и хутора, где в январе 1919 году вспыхнуло, так называемое, вешенское восстание: казаки пошли против красных. Не белые казаки, а просто казаки-жители нынешних Шолоховского и Верхнедонского районов. Уже потом, к ним на выручку пришли белоказачьи войска и часть повстанцев, в том числе и Григорий Мелехов, влились в ряды Добровольческой армии.
В романе скрупулезно названы сотни хуторов, станиц и городов — их можно и сегодня найти на карте. Но нигде вы не найдете хутора Татарского и имения Ягодное, хотя и они указаны с географической точностью. Их придумал писатель для того, чтобы поселить в них своих героев: семью Мелеховых, Астаховых, Кошевых, Моховых… Только в первых двух томах романа насчитано более 160 действующих лиц. Именно действующие, потому что « люди все были под рукой, как живые, — говорил писатель,- ходи да распоряжайся». Шолоховед Гура пишет: « как выясняется, и однополчанин Григория Мелехова, казак из станицы Казанской Алексей Урюпин (Чубатый), и урядник с хутора Рубежного Яков Фомин, и авантюрист из Каргинской Федор Лиховидов, и сотник — монархист Чернецов, и автономист Ефим Изварин, и есаул-вешатель Сенин, и член комитета ВЦИК букановсский казак Иван Лагутин- все это реальные люди. Шолохов жил среди этих людей и прямо переносил их на страницы своего романа. Только вот образ Аксиньи придумал Шолоховым, хотя и у прототипа Григория Мелехова Харлампия Ермакова была подружка из медсестер, как вспоминает Павел Кудинов-руководитель вешенского восстания.
[ngg src=»galleries» ids=»47″ display=»basic_slideshow» gallery_width=»1000″ gallery_height=»700″]Искать хутор Татарский мы отправились кружным путем, через Обливы первая остановка в около станицы Краснокутской. Молодая станица и живописная. Именно сюда направлялась экспедиция Федора Подтелкова, минуя восставшие хутора, стремясь выйти на верхнедонские станицы, чтобы создать красногвардейские отряды. Не дошли. Их арестовали в хуторе Калашников, а расстреляли в хуторе Пономарев. Здесь стоит обелиск героям гражданской войны. Захудалый хутор, скажем вам. Путь, который указывал казакам Подтелков, оказался тупиком. Еще более нас поразила станица Еланская-это уже на левой стороне Дона. Сподвижник Пдтелкова Кривошлыков родом из этой станицы. Богатая была станица, около четырех тысяч жителей (в Шолоховском районе живет 27 тысяч человек), нынче же здесь проживает 83 пенсионера. Поглядели бы Подтелков и Кривошлыков. Уж не они сами были слепцами? Чтобы закончить с Еланской скажу, что здесь построен музей истории донского казачества. Построил его на свои средства Владимир Петрович Мелехов-потомственный казак. Экспозиция музея у многих вызывает отторжение, потому что представлена и казаками, которые поддерживали Гитлера. Но коллекция уникальна.
Отец Шолохова (или отчим) жил в разных местах. Вот на правом берегу Дона станица Плешаковская, где жили Давыдка-вальцовщик, Валет, машинист Иван Алексеевич, которого била самолично на этом хуторе Марья Дроздова. Семья Дроздовых из Плешаков-прототипы семьм Мелеховых. Проезжаем Рубежный, где Шолохов встречался с Яковым Фоминым. Красивые места по над Доном, на как убоги эти хутора, в которых некогда кипела и бурлила жизнь. …
С крутого бугра дорога ведет к хутору, живописно раскинувшемуся по правому берегу Дона. Это Калининский (бывший Семеновский).На юге виднеются меловые горы. На вершину машина не потянула. Тихонов пошел пешком и уже оттуда:» смотри, вот он-«мелеховский двор-на самом краю хутора».(Снимки можно посмотреть на нашем сайте…..). Слава богу, мы нашли мелеховский двор. Но не хутор Татарский. Здесь нет церкви, нет площади, где стояли моховский магазин, дома попов… Они в другом хуторе-Каргинском. Вот она кирпичная мельница, где шла драка между хохлами и казаками, описанная в начале романа. Рядом Чир, заросший водорослями, берега в татарнике…Каргинскую Шолохов называл красивейшей и з станиц на верхнем Дону. который за. Каргинскую Шолохов называл красивейшей из станиц на Верхнем Дону. Нам так не показалось. Даже с Песчаного кургана, гед пастушок-казачанок показывал Григорию Мелехову место, где поклали «краснюков»…
Имение Ягодное мы не нашли, потому что его просто нет. Есть речка Ясеновская , есть балка Ясеновская… Где-то здесь и было имение Листницких, где жила красавица Аксинья, а раньше и мать Михаила Шолохова.
Виктор Черкасов, Александр Тихонов (фото). 02.10.2012 г. https://volgodonsc.ru/po-kraju/na-hutore-tatarskom-u-panteleya-prokofevicha-melihova-02-10-2012.html