Категории Новости

«Цимлянские казаки» художника Эдуарда Аусберга

20.04.2019

О НАШEМ АВТОРE

Олег Антонов преподает историю и право в Волгодонском техникуме общественного питания и торговли. Увлекается библиографией и таким образом встретил малоизвестную фамилию — Аусберг Эдуард Васильевич, но, по всей видимости, связанную с донским казачеством. В 1936 году в Азово-Черноморском альманахе были опубликованы его зарисовки к картине «Цимлянские казаки».

Олегу Михайловичу, говорит, стало интересно узнать все об этом авторе. Большую помощь в сборе сведений о художнике Аусберге ему оказали главный библиограф отдела краеведения Донской публичной библиотеки О.Б. Мялова (г. Ростов-на-Дону) и главный библиограф Российской государственной библиотеки Т. Алякина (г. Москва).

То, что краевед Олег Антонов накопал, действительно свидетельствует о причастности Э.В. Аусберга к истории донского края и, несомненно, будет интересно и читателям газеты.

Эдуард Аусберг

Имя Эдуарда Васильевича Аусберга, художника, карикатуриста, оформителя книг, современнику не то что неизвестно, а предано забвению. Такая участь постигла его не сегодня, а в советское время. Уже в 1980 году Ростовскому областному музею искусства приходится констатировать не только этот факт, но и отметить, что изучать его утраченное наследие можно только по сохранившимся репродукциям. И, видимо, в этом кроется весь трагизм памяти.

Путь его мастерства начинается в Берлине, в школе Антона Ашбе (18621905), где прошли свои пенаты известные художник, поэт Давид Бурлюк (1882-1967), абстракционист Василий Кандинский (1866-1944), экспрессионист Марианна Веревкина (1860-1938) и другие.

Перу Аусберга принадлежат оформление обложек книг А.Л. Шапиро «Что должен знать хлебороб Северного Кавказа о страховании» (1929), М.Б. Темкина «Молоточки стучат» (1931). Он иллюстрировал издания книг А.В. Лерхе «Дикие звери Северного Кавказа» (1933), Д.А. Фурманова «Красный десант» (1935), А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (1936). Эти книги вышли в Ростове-на-Дону.

На страницах журналов «Краснофлотец» и сатирического «Крокодил» увидели свет карикатуры и рисунки Аусберга.

В 1934 году на 1-ой Азово-Черноморской краевой выставке живописи, скульптуры, графики и рисунка Эдуард Васильевич Аусберг представил свою работу «В ответ на кулацкий саботаж» (холст, масло). Известны и другие его картины: «Убийство селькора», «Демонстрация на Большой Садовой в 1903 году». Последняя, кстати, была написана специально для музея, который находился в парке имени Максима Горького в Ростове-на-Дону и был уничтожен в результате немецкого авианалета в годы Великой Отечественной войны.

В 20-е годы XX века Э.В. Аусберг вошел в созданную в Москве Ассоциацию художников революционной России (АХРР), где в действующей при ассоциации студии обучал живописи.

На начало Великой Отечественной войны, как и многие деятели искусства, он был эвакуирован из Москвы с женой Ириной Адольфовной. Находясь в Фергане республики Узбекистан, участвовал в выпуске «Окна ТАСС» — серии агитационных политических плакатов антифашистской, патриотической направленности. В 1942 году вернулся в Москву.

Деятельность Аусберга заслуживает внимания в рамках изучения локальной истории Цимлянского района, так как в 1936 году в Азово-Черноморском альманахе были опубликованы его зарисовки к картине «Цимлянские казаки».

Перед нами предстают портретные эскизы трех мужчин. Типажи их — различны и отражают разность социального положения, психологического настроя и волевых качеств.

На первом рисунке — мужчине за 50 лет, по внешнему виду аккуратный, чистоплотный, дисциплинированный. Скорее всего, занимает руководящую партийную или административную должность. Общее выражение лица, взгляд создают образ сосредоточенности мысли, спокойствия, уравновешенности. На втором — старик, мужик-труженик. В этом рисунке присутствуют открытость и простота в отличие от третьего образа, который всем своим видом говорит о закрытости с долей непонимания, нерешительности или недоверия.

Давать характеристику персонажам по наброскам, не зная авторского замысла и не видя картины, — заведомо проигрышное дело в поиске объективного. Была ли завершена работа по созданию этой картины или картина канула в Лету? Почему именно казаки станицы Цимлянской, а не другой, вызвали интерес автора? Какие события желал отразить художник? Дать ответ пока не представляется возможным. Остается только надеяться, что в будущем станет больше известно как о самом Эдуарде Васильевиче Аусберге, так и о его работах.

А вас заинтересовала судьба, возможно, нашего земляка Эдуарда Аусберга? Пишите нам.