Категории Главная темаНаш город

Коляска для Светы

20.05.2019

С миру по рублю — будет коляска. Светлана Будаева просит помочь ей купить новое инвалидное кресло

Каждый выход из дома для Светы Будаевой — настоящий подвиг. Преодоление препятствий начинается от порога малогабаритной квартиры, где живет женщина, ее супруг и двое их детей. Главная проблема для Светы и ее семьи сегодня — не только отсутствие доступной среды в их подъезде и явная ее нехватка в городе, а то, что в скором времени ей не на чем будет «выйти» из дома — инвалидное кресло, на котором передвигается женщина, вот-вот развалится.

У Светланы к городским чиновникам претензий нет. Да и какие претензии, говорит женщина, если они выполнили свои обязанности — обеспечило ее, как инвалида первой группы, даже двумя колясками.

— Раньше нам давали две коляски — комнатную с ручным управлением, и электрическую для улицы. Но в последний раз, когда я получала коляску в 2016 году, выдали две, и обе — с электроприводом, — рассказывает Светлана. — Хотя в индивидуальной программе реабилитации вторую коляску я заявляла как ручную, специально на этом делала акцент, поскольку моя квартира не рассчитана на кресло с электроприводом. На мой вопрос, зачем мне электроколяска, из соцстраха был ответ, что сейчас идут только такие комнатные, с электроприводами. И я могу либо брать эту, либо остаться совсем без коляски. Я предпочла взять то, что дают. Эти две коляски рассчитаны на пятилетнюю эксплуатацию.

Казалось бы, живи да радуйся. Но свободы передвижения даже на таких современных «колесах» не получается.

Квартира, в которой живет Света со своей семьей, — малогабаритная. Размеры жилья и дверные проемы просто не рассчитаны на инвалидную коляску с электроприводом, которая значительно шире обычного инвалидного кресла. И если по дому женщина кое-как приспособилась передвигаться без этого вспомогательного механизма, то каждый выход на улицу превращается в «невыполнимую миссию».

— Электроколяска рассчитана на безбарьерную среду, которой в Волгодонске пока еще очень мало, — разводит руками Светлана. — Большинство общественных мест, куда мне нужно постоянно — аптека, магазины, подъезд собственного дома — на людей с ограниченными возможностями не рассчитаны, и посетить их без посторонней помощи — для меня все равно что покорить Эверест.

Принцип «тяни-толкай» в кресле с электроначинкой не работает. Штурм ступеней возможен только с сопровождающим и только на обычном инвалидном кресле.

— С электроприводом коляску не подтолкнешь, чтобы куда-то заехать, она на это просто не рассчитана, — объясняет Света. По словам женщины, даже в такси на электроколяске сесть невозможно: водители отказываются брать такого пассажира, потому как кресло с электроприводом громадное, в багажник не помещается, а вот обычное можно сложить.

Сейчас Светлана Будаева передвигается на обычной инвалидной коляске с ручным управлением, и на встречу с нами приехала как раз на этом самом кресле. Свои «ноги» Света приобрела с рук три года назад, уже б/у, и к настоящему времени эта коляска себя изжила.

— Тормоза уже не работают, — говорит она,- защитные боковины от грязи и пыли треснули, правая к тому же отвалилась. Подножки мы несколько раз меняли на новые.

Больше всего Света боится оказаться запертой в своей квартире. Несмотря на инвалидность детства, 40-летняя женщина никогда не сидела на месте — она вышла замуж, родила двух дочерей. Сейчас дети ходят в школу, и Света по будням провожает и встречает своих девочек, ходит в магазин, в аптеку.

— Без посторонней помощи мне не справиться, если у меня не будет ручного инвалидного кресла, я не знаю, как тогда быть.

Цена ее простого счастья — быть самостоятельной — 18 тысяч рублей. Именно столько стоит в городской медтехнике новое «ручное» инвалидное кресло, которое удовлетворяет всем требованиям женщины-инвалида. Но почти два десятка тысяч для семьи Светланы — неподъемная сумма. Да и как их выкроишь из семейного бюджета, если на руках две школьницы, а жилье съемное? — Для нас это как покупка машины, — говорит Света. — Самая настоящая роскошь при наших доходах.

Инвалид детства Светлана Будаева обратилась к нам в редакцию с просьбой о помощи. Через газету женщина просит неравнодушных людей помочь ей приобрести новое инвалидное кресло.

— Другого выхода не вижу. Мы будем очень признательны всем за любую помощь.

Мы позвонили в Фонд социального страхования г. Волгодонска.

— Фонд социального страхования выдает индивидуальные средства реабилитации для инвалидов по результатам заключения медико-социальной экспертизы, — пояснила заместитель директора фонда Наталья Акишина.- Светлана Будаева, по итогам обследования бюро, получила две инвалидные коляски — одну в сентябре 2015 года, вторую в апреле 2016 года. Инвалидные кресла рассчитаны на пять лет службы каждое. Надо понимать, что Фонд социального страхования выдает только те средства технической реабилитации инвалидов, которые указаны в медико-социальной экспертизе. Проще говоря — то, что прописывают врачи. Мы лишь являемся исполнителями этого решения — обеспечиваем инвалидов указанными средствами. И Светлане Будаевой мы выдали те инвалидные кресла, которые заявлены в ее программе реабилитации. Eсли ее не устраивает какое-то из кресел, она имеет полное право получить еще одно заключение врачей, в котором будет указана комнатная (ручная) инвалидная коляска без электропривода. И, согласно новой программе, соцстрах обеспечит инвалида необходимым креслом.

— Снова пройти медико-социальную экспертизу в моем случае крайне сложно, — сказала Светлана, когда мы передали ей разговор с соцстрахом.

— Мне нужен помощник-сопровождающий, которому надо еще выкроить на это время. И пожелать повторно пройти медико-социальную экспертизу может так спокойно только тот, кто ее не проходил.

Екатерина Львова