Продразвёрстка, или Узаконенный грабеж
Мы продолжаем публиковать историко-краеведческие материалы преподавателя Волгодонского техникума общественного питания и торговли Олега Антонова. В этот раз он анализирует организацию продразверстки в Цимлянском районе
Одержав победу на Юге России, Красной Армии предстояло разрушить последний плацдарм — армию барона Врангеля в Крыму, который реорганизовывает остатки белой армии и надеется на реванш. Первоочередной задачей для обеих сторон становится создание продовольственного плацдарма и финансовой стабильности, определяющих боеспособность армии. Экономическое бремя ложится на сельское хозяйство.
Введённая в оборот декретом Совета народных комиссаров РСФСР в 1919 году продовольственная развёрстка, как принудительный сбор излишков продукции у населения для государственных нужд, остаётся основной мерой решения экономических проблем для советского государства, по примеру применения её ранее предыдущим руководством страны.
Информационным рупором Первого Донского округа (современной территории Волгодонского и соседних районов) выступает газета «Пролетарий Дона», выходившая в 1920-1921 годах в станице Константиновской.
Это периодическое издание разъясняет населению значимость и необходимость продовольственной развёрстки, с помощью которой усилится снабжение Красной Армии для успешной борьбы с Врангелем и спасутся голодающие районы России от смерти.
Проведение продовольственной развёрстки возлагается на созданные в каждой станице «тройки», в состав которых входят председатель станичного исполнительного комитета, военный комиссар и старший продовольственный агент. Тройки должны состоять из бедняков.
В качестве образцового и показательного примера первыми сдают хлеб председатель и члены исполкомов. Сроки сдачи хлеба и зерна населению не ставятся, и, как указано в Плане проведения развёрстки на 1920 год, вывозить продукцию следует немедленно.
Вначале на местность отправляется агитационно-ударная группа. В случае несдачи хлеба в течение первых дней арестовывается исполком, после чего его члены направляются в составе агитационной группы в соседнюю местность. В дальнейшем применяются меры конфискации имущества и хлеба как у членов исполкома за их неудачную работу, так у зажиточных и уклоняющихся, и привлечение к общественным работам.
Eсли же административные меры не действуют, то усиливается агитация на бедняков, чтобы они указали, у кого находится хлеб, и направляется продовольственный отряд для изъятия у населения всех запасов хлеба. К отдельным личностям применяется арест.
12 ноября 1920 года на общем собрании жители хутора Попов станицы Цимлянской выражают сочувствие Советской власти, дают обещание помочь голодающим и отдать все излишки.
В станице Филипповской (ныне Маркинская) 24 октября съезд хуторских советов постановляет: «Видя тяжёлое переживание Советской республики и принимая во внимание неурожай 1920 года… во что бы то ни стало выполнить государственную развёрстку и тем скорее закрепить власть трудящихся и победить внутреннюю разруху, дабы скорее достигнуть мирной жизни».
Бедняки станицы Нижне-Курмоярской 18 ноября решают «прижать кулаков, найти закрытый ими хлеб и выполнить хлебную развёрстку до зерна».
Того же числа в хуторе Зацимловский проходит митинг с участием прибывших фронтовиков, после которого граждане дают обещание выполнить продовольственную развёрстку в кратчайшие сроки.
Продовольственная развёрстка усугубляет социальные противоречия. Главным врагом признаются богатые и зажиточные, которые не желают добровольно отдавать хлеб. И как призывает один из корреспондентов «Пролетария Дона»: «Голодная беднота! Помогите
прижать к стенке и раздеть кулака. «Ограбь кулака и дай бедняку» — вот основное правило Советской власти. В поход на кулака за хлебом!».
Львиная доля сдачи излишков достаётся кулакам, бедняки освобождаются от выполнения задания, но так как распределение наряда происходит в целом по хутору или станице, то, в конечном счёте, в разной мере всё население страдает от заготовительной политики.
При облаве бедняков в хуторе Колотовка станицы Филипповской Мария Текутьева, чтобы не отдать к тому времени уже сгнившего 400 пудов зерна, безуспешно пытается сбросить его в речку Цимла. По данному факту дело передаётся в революционный трибунал.
При активной деятельности партийных работников и бедноты в станице Eфремовской (ныне Новоцимлянская) собирается только 36000 пудов зерна из возложенных 140000. В связи с этим арестованы 62 человека, из них у 52-х конфисковано полностью или частично имущество и выявлено одно сокрытие около 2000 пудов хлеба, из которых гнилого почти 1500.
После продовольственной развёрстки в станице Цимлянской не остаётся запасов продовольствия. В Кумшацкой арестованы 19 человек, конфискация произведена у 22-х, скрытого хлеба не обнаружено, а в хуторах станицы за невыполнение развёрстки хлеб изъят полностью.
21 марта 1921 года революционным трибуналом рассматривается дело в отношении 74-летнего Филиппа Илларионовича Жеребятьева, на тот момент содержащегося в окружной тюрьме за невыполнение продовольственной развёрстки, о распространении им слухов о том, что в хуторе Подгорный станицы Терновской жителям не дают хлеба и намечается грабёж амбаров. Жеребятьев приговорён к году условно с учётом преклонного возраста и его невежества.
Недовольство методами продовольственной развёрстки у населения вызывает меньше симпатий к власти, чем повстанцам, которые громят заготовительные пункты. Не следует идеализировать альтруизм повстанческих отрядов, попросту в условиях кризиса у обнищавшего населения нечего брать.
Срыв продовольственной развёрстки происходит в январе 1921 года в станице Филипповской в результате деятельности местного повстанческого отряда во главе с Иваном Викторовичем Железняковым (1894-1921).
На первых порах продовольственная развёрстка даёт положительные результаты, в конечных — скатывается до узаконенного грабежа, что провоцирует враждебное отношение к власти, череду убийств продовольственных агентов и партийных работников, оказание поддержки повстанцам.
В итоге, оставив население без средств существования, опустошив запасы семенного материала, весенняя посевная кампания 1921 года провалится — собрать достаточного объёма урожая не удастся. Начинается жуткий голод, последствия которого одолеть в Цимлянском районе смогут не ранее 1925 года.
В марте 1921 года на X Всероссийском съезде РКП (б) принимается решение о замене продовольственной развёрстки продовольственным налогом. Но переход на новую экономическую политику на донской земле произойдёт в течение нескольких лет. И до этого момента будут применяться привычные методы продовольственной развёрстки.