Категории Скрытая

Очарование красотой

13.07.2019

2019-й — ГОД НАРОДНОГО ТВОРЧEСТВА

Тамаре дан талант от Бога,

В её квартире от порога

уж начинается музей.

Живет Тамара — мастерица

в кругу прекраснейших вещей,

Их будто создал чародей.

Эти строки друзья посвятили Тамаре Степановне Первовой еще в конце 80-х, когда она жила в далеком северном городе Череповце. Но как будто сегодня написаны. В этом я убедилась, как сказано выше, «от порога». В трехкомнатной квартире пять «выставочных залов», включая прихожую и кухню, наполнены красотой и изяществом — картинами, вышитыми крестом и другими техниками, макраме из вологодского льна. Маки, васильки, ромашки, яркие розы всевозможных расцветок, кисти сирени смотрят с картин, как будто их только что собрали в букеты. В спальне — женские портреты известных художников. Вот «Всадница» К. Брюллова — глаз не оторвать. Сначала восторгаешься, а потом удивляешься, как похожа вышивка на мировой шедевр живописи. В каждую комнату заходишь, как в музейный зал, но только в уютной домашней обстановке. А сколько всего еще в запасниках — в шкафах и ящиках?!

Тамара родилась в городе Сокол Вологодской области в 1937 году. Из детей в семье была пятой. В 39-м отец ушел на финскую войну и вскоре погиб, так и не увидев родившуюся последнюю дочку.

— Наша мама — святая женщина. Шестерых в годы войны поднимала одна и никогда не жаловалась, — вспоминает Тамара Степановна. — В кислотный цех пошла работать, чтобы больше пайку хлеба давали. Eще и донором была. Она — простая, но интеллигентная, грубого слова мы от нее не слышали, хотя не были паиньками. Когда я в школу пошла, мама одобрила мое желание заниматься в кружке вышивания. Вот тогда я и прикипела к рукоделию — гладью, стебельчатым швом, крестиком научилась вышивать и все свободное время посвящала любимому занятию. Потом мама меня на коклюшках плести кружево научила. Хочу сказать, что в те трудные годы детскому творчеству уделялось внимание — на станции юных техников у нас разные кружки работали.

Так незаметно рукоделие захватило девушку и из хобби превратилось в привычный образ жизни, без которого она уже себя не мыслила. Можно подумать, что ничего кроме рукоделия для нее не существовало? Вовсе нет. Активная, она была заводилой среди друзей, хорошо училась, пользовалась успехом у молодых людей. Чуть было замуж за выпускника высшего военного училища — морского летчика — не выскочила, но хорошо подумала — ведь придется кочевать с офицером — и предпочла ему простого работягу Михаила, ни разу об этом не пожалев. Их, видимо, творческая жилка объединила. Спортсмен, талантливый фотограф, он еще оказался мастером резьбы по дереву. Свою любимую дачу в Шеломове они с мужем в картинку превратили. Тамара рисовала эскизы, а Михаил вырезал деревянное кружево, украшая им фасад дачного дома. Добавляли красоты удивительные клумбы с роскошными цветами. А вечерами рождались новые вышитые шедевры.

Тамара Степановна показывает книгу отзывов, которую сохранила на память о выставке «Очарование красоты» в городском дворце культуры Череповца. В течение месяца работала экспозиция, а отзывов накопилось на общую тетрадь.

— Ваши шедевры не только радуют душу, но приводят к мысли: именно из глубинки начинается Россия, — восторгались врачи-доценты из Ленинградской академии им. Мечникова.

Девочки из клуба рукоделия написали:

— Не верится, что все это сделал один человек. Фантастика! Хотим учиться мастерству у Вас.

А свое умение Тамара Степановна, как говорится, в карман не прятала — курсы по рукоделию вела по пятницам на комбинате, где работала начальником отдела оборудования, а в выходные дни — в Доме культуры Череповца.

Да и сама учиться не забывала. Окончила школу макраме. Модными стали вязаные вещи, и Тамара Степановна профессионально изучала азы на курсах вязания, чтобы преподать эту науку дочери. Целый альбом образцов — миниатюрных шапочек, шарфиков, кофточек, варежек — собрала. А на школьный выпускной дочери связала такое платье, что все ахнули: нежно-сиреневое, воздушное, как облачко. Ирина полюбила вязание и до сих пор с удовольствием занимается рукоделием.

— Это сейчас загляни в интернет и найдешь все, что тебе нужно для творчества. А раньше мы вырезки из журналов собирали, образцы вязки друг у друга переписывали. Я все это берегу до сих пор, — делится мастерица. — Когда журнал «Бурда» появился, мы его друг другу передавали.

Семь лет назад супруги Первовы переехали в Волгодонск. Дочка настояла: они с мужем с 1980 года здесь жили — приехали по распределению на «Атоммаш». Тамаре Степановне нелегко было расстаться с милым сердцу северным краем белых ночей, голубых озер, лесных просторов, грибов и ягод и добрыми, мастеровыми друзьями.

— Муж заболел, мне было тяжело, и я поддалась на уговоры. Распродали недвижимость и переехали в степной город, к которому я очень долго привыкала. Теперь здесь могила мужа и моя вторая родина.

Преодолевать тоску и горечь потери родного человека ей помогало рукоделие. А новым этапом творчества стала вышивка лентами. Случайно, а, может, и нет, Тамара Степановна познакомилась с женщинами из клуба «Волшебная лента», который работал в микрорайоне № 19, где она жила. Стала ходить на занятия, новый вид творчества так увлек, что картины рождались одна за другой. И каждая — со своей изюминкой, поскольку талант у этой женщины от Бога.

— Мне очень нравится ходить на занятия, — говорит Тамара Степановна. — Там мы не только рукодельничаем, но и общаемся, обсуждаем жизненные темы, делимся разными советами. Я рада, что у меня появились новые друзья.

Да и сама мастерица, как говорится, пришлась ко двору — члены «Волшебной ленты» по достоинству оценили её талант, умение и доброжелательность.

— Тамара Степановна очень талантлива, настоящий профессионал, но при этом скромная и даже застенчивая — не каждому душу откроет. В ней такая искренняя доброта есть. А если нужен совет, обязательно подскажет, — поделилась член клуба Галина Мисик.

Я обратила внимание на какой-то особенный, мягкий блеск в её глазах. Счастливый такой. Да и понятно: создавать волшебство и жить в окружении красоты не каждому дано. Удивляюсь, что творит их Тамара Степановна в её почтенном возрасте без очков. Она улыбается:

— Было время — очки носила, но они мне так мешали, да и теряла их постоянно. Сейчас вот хорошо вижу, да и суставы рук вылечила рукоделием.

И еще одну деталь следует подчеркнуть, говоря об уникальном домашнем музее Тамары Первовой. Все её картины оформлены в едином стиле: в красивых рамах, а многие с использованием паспарту с окантовкой в золотистых тонах. И это делает их особенно нарядными, даже импозантными.

— Как наряд важен для любой женщины, так и картина должна иметь красивое обрамление. Тогда она еще больше заиграет, — делится мастерица. И она, пожалуй, права: алмаз без огранки не засияет.