Категории Новости

Горячее от министра

10.08.2019

Как знатная бригадир не пострадала за правду

История, связанная с черно-белой фотографией, опубликованной в «ВП» в июне 1985 года, была не настолько жизнерадостной, какой ее запечатлел для «органа горкома КПСС» наш фотокор Александр Тихонов. А дело было так. Бригадир передовой комсомольско-молодежной бригады штукатуров-маляров Антонина Трегуб (на снимке в центре) недавно вернулась из Москвы, где она в составе делегации 60-ти лучших бригадиров страны в течение месяца изучала бригадный подряд, чтобы потом внедрять его на строительстве в родном Волгодонске. Это было время, когда Всесоюзная ударная комсомольско-молодежная стройка «Атоммаш» шла в самом разгаре. А город, между тем, готовился брать новые рубежи — закладывалась Ростовская атомная станция. Бешеные темпы, соцобязательства в духе навстречу очередному съезду, залихватский лозунг «Даешь монтаж — в три дня этаж!», и гонка, гонка, невзирая на качество и здравый смысл.

Гостеприимная хозяйка на своей даче

Опытному и знатному бригадиру, у которой к этому времени за плечами были десятки объектов соцкультбыта, награды за труд, тридцать с лишним человек в подчинении (сплошь лучшие по профессии), а также двое взрослых детей и даже внуки, учеба в Москве открыла глаза на многое.

бригада А.П. Трегуб, июнь 1985 года

И дело было, конечно же, не в достопримечательностях и культурных ценностях столицы, с которыми охотно знакомили бригадиров из провинции организаторы учебной командировки. Были и другие достопримечательности: делегаты своими глазами увидели, как работает комплексная бригада знаменитого тогда на всю страну Николая Злобина. Eго метод бригадного подряда пропагандировался как пример для подражания и в промышленности, и на стройке. Но Антонина Трегуб чисто по-женски отреагировала на то, в каких условиях работали московские коллеги. Это был, как говорится, совсем другой коленкор.

Она растирала в руках обычную, казалось бы, шпатлевку и удивлялась: надо же, какая нежная и мягкая, будто масло. Не то что дома — с крупинками, грубая, быстро застывает. Чтобы сделать эту массу податливее, девчата в бригаде сами делали мыловар. А как все механизировано на столичных-то стройплощадках, просто загляденье! Наши же отделочницы зимой и летом таскали за собой на этаж шланг с раствором и были рады, если он не забит, не то придется выколачивать застывший бетон, терять время. А шпатлевку набирали и разбрасывали огромным ковшом. После таких «упражнений» плечи и руки к концу смены ломят, но кто ж об этом думает. Ноги в резиновых сапогах. Ветер, пыль, испарения, сквозняки. В любую погоду штукатуры-маляры, а это, как правило, женщины, поднимают, несут, затирают, ставят маяки, ровняют стены и углы, красят. По 12 квадратов за смену вместо восьми по норме. Только руки и инструменты. Были, конечно, и электрические затирочные машинки, но они такие тяжеленные, неудобные. Сама Антонина Павловна проработала на одном месте в СМУ УС «Гражданстрой» 25 лет. Иной раз ей казалось, что вся система средств малой механизации в работе отделочниц сводилась к тому, повезет им сегодня с грамотным мотористом или нет.

Обо всем этом она и рассказала министру энергетики и электрификации СССР П.С. Непорожнему, когда тот попросил ее поделиться своими впечатлениями в конце обучения. Такого внимания к себе она не ожидала, поэтому слегка растерялась и. сказала правду. Похоже, она тоже открыла министру глаза на многие вещи. Например, на то, что после смены стройплощадка усыпана битым стеклом и пустыми бутылками, потому как обед рабочего состоит, как правило, из булочки за девять копеек и бутылки молока. Такой вот сервис на нашей Всесоюзной ударной. А что касается бригадного подряда, успокоила министра, мы, конечно, «за», не сомневайтесь, освоим.

Министр услышал в ее словах женскую заботу о наболевшем. О людях на стройке, о своих девчатах, которых она за многие годы научила мастерству отделочниц. Она выдавала их замуж, выбивала для них квартиры и детские сады, ругала и помогала, в общем, была для них «мамкой».

То, что интерес министра будет иметь последствия, Антонина Павловна поняла сразу, как только ступила на родную землю и была взята под руки работниками горкома партии. Дальнейшая беседа состоялась в кабинете первого секретаря. Несколько дней бригада переживала и гадала: уволят бригадира или нет. Однако министр энергетики и электрификации, видно, держал на личном контроле эту историю, поэтому оргвыводы пришлось делать городским чиновникам: вскоре рабочих на стройке начали кормить горячими обедами, а на городских прилавках появились удобные (в качестве «тормозка») треугольные пакетики с молоком и пластиковые стаканчики со сметаной. Их выпуск освоили на городском молзаводе.

А как же обстояло дело с внедрением бригадного подряда, спросите? Говорят, накорми работника как следует, и он тебе горы свернет.

***фото: гостеприимная хозяйка на своей даче;бригада А.П. Трегуб, июнь 1985 года