Категории Культура

«Там, где Круг собирался…» Как строили на Дону

17.08.2019

Старший научный сотрудник Волгодонского эколого-исторического музея Светлана Якимова рассказала о красоте самобытных строений родного края.

В Волгодонском эколого-историческом музее в рамках Года народного творчества в Ростовской области работает выставка под названием «Донская народная архитектура». На ней представлены старинные фотографии, макеты храмов и куреней, а также живопись и графика донских художников. В сохранившихся архитектурных памятниках — та самая история Дона.

Казачьи станицы имели архитектурные отличия от других населенных пунктов Российской империи и размещались, как правило, на берегах судоходных рек. В планировке станиц и хуторов непременно выделялся центр поселения — место, где располагались церковь и площадь. А поскольку основу казачьей духовной жизни составляла православная вера, самое высокое и лучшее место в станице отводилось именно станичному храму.

ВТОРОE СОЛНЦE ДОНА

Казаки постоянно проявляли заботу о храмах, не жалели ни сил, ни средств на их создание, строили церкви на войсковые деньги. И самые древние, конечно же, храмы из дерева. Их строительство начинается со второй половины 17-го века. И так жаль, что до наших дней ни одна деревянная церковь Дона не сохранилась. Гид рассказала, что благодаря большой работе, проделанной нашим земляком, ростовским художником Александром Лазаревым, можно хотя бы представить, насколько роскошны были донские деревянные церкви:

— Александр Лазарев занимается изучением донской архитектуры многие годы, и сотрудники нашего музея также участвовали в экспедициях вместе с ним. По архивным данным, создано множество графических работ, которые показывают совершенство и неповторимость донских строений. Одно из самых интересных — деревянная Сретенская церковь в станице Мариинской.

Простота и роскошь одновременно, а еще представьте запах такой деревянной церкви! А какой звук издают полы храма под ногами. Она была возведена в 1738 году. В 1798-м церковь перенесли на новое место, а в 1866 году пожертвовали (передали) казакам хутора Большой (ныне хутор Волгодонского района).

На Дону редко строили каменные храмы. В 19-м столетии донские церкви сооружались в таких стилях, как классицизм и барокко, а еще неорусском. С ними провинциальные казачьи станицы изменили свой облик. Первый храм из камня, который строили с 1706 по 1719 годы — Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова. В планах Петра Первого эта церковь являлась идеологическим проводником его политики на Донской земле — социально бурной территории. Храм освятили в феврале 1719 года. Этот собор до 1805 года был главным храмом Войска Донского и является старейшим не только в Ростовской области, но и на юге России.

Этот девятиглавый храм высотой 49 метров возводили московские мастера, которые нередко использовали приемы «украинского барокко». А его убранство просто поражает разум: уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас содержит в себе 149 икон середины 18-го века, выполненных московским иконописцем Eгором Ивановым Греком. Многие предметы отделки и убранства, например, массивные железные двери, сохранились и поныне. Но видеть это нужно своими глазами. Так что у вас появился повод посетить станицу Старочеркасскую, не откладывая.

Но главный храм Донского казачества — это Вознесенский войсковой патриарший собор в Новочеркасске — третье по величине церковное здание в нашей стране после Храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Почти 100-летняя история строительства этого собора удивляет не меньше, чем его современный облик.

— По преданию, уходя в поход на Наполеона, казаки поклялись на Eвангелии выстроить новый каменный собор после победы, но по возвращении из Парижа пожадничали и поставили церковь деревянную. Она сгорела от удара молнией. Кроме того, дважды собор разрушался сам — то своды не выдержали тяжести купола, то рухнули из-за сырой кладки, — рассказывает Светлана Якимова. — Наука же объясняет это тем, что Новочеркасск стоит на карстовых пустотах, и местный известняк не пригоден для таких нагрузок. В третий раз храм построили в 1905 году с участием академика архитектуры Ященко. С тех пор он стоит крепко.

В советские времена собор закрывали (1930 год), устраивали в нем машинно-тракторную станцию. Но несмотря на все это варварство, он выстоял.

«Второе солнце Дона» — народное название Кафедрального войскового собора в Новочеркасске, а в кресте на главном куполе есть массивные вставки из горного хрусталя для отражения солнечного света. Убедитесь сами, насколько этот многострадальный храм величественен и восхитителен!

Много на Дону прекрасных церквей и храмов, но есть те, что только в книгах можно увидеть. На старинной фотографии Болдырева раскинулась старейшая станица Войска Донского Цимлянская с златоглавым Никольским храмом. Он был построен в 1839 году по проекту учеников школы московского архитектора Старова. Но судьба его оказалась тяжелой: в годы войны с фашистской Германией станица Цимлянская и храм были сильно разрушены, а уже во время строительства Цимлянского гидроузла Свято-Никольский храм оказался в зоне затопления. На дне Цимлянского водохранилища покоятся развалины этого красивейшего образца донской архитектуры.

КРУГЛЫЙ ДОМ

Курень — пожалуй, главный элемент своеобразия архитектурного и художественного облика донских казачьих станиц и традиционный тип народного жилища на Дону. В некоторых источниках говорится, что название «курень» пошло от «курных изб» — полуземлянок без дымоходов, в которых дым от печей выходил через небольшие отверстия. Казалось, что изба курит.

Но есть и другая теория: общие войсковые советы — круги — раньше проходили на майдане (площади) или в избе. А в переводе с монгольского «круг» — это курень, поэтому и жилища, в которых собирался круг, казаки стали называть куренями. Да и комнаты в курене были соединены по кругу — «круглый дом».

Станицы основывали вблизи рек, а Дон часто разливался, поэтому курени строили на высоком фундаменте — подклете, и дом получался двухэтажный: «низы» (1-й этаж) и «верхи» (2-й этаж). Строили в основном из ракушечника или песчаника и, конечно же, глины. Казаки считали, что «жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне».

— У куреней были два входа — рабочий и парадный, обязательно четырехскатная крыша и балкончик, галерея с пропильной резьбой, а над каждой дверью обязательно резной навес — тимпан, — рассказывает наш экскурсовод по Дону Светлана Якимова. — При этом дом у казаков строился с таким расчетом, чтобы его можно было разобрать, перенести и сложить на новом месте.

Некоторые люди считают, что все курени смахивают на один, но пока не присмотришься. Всего существовало девять типов куреней, и отличались они друг от друга многими архитектурными особенностями. Разная высота этажей, декорирование, разновидности балясников, галерей и тимпанов.

Но все же! Взгляните на макет традиционного куреня и поймете вдруг, что вы уже на балкончике для отдыха: тут учились делать свои первые шаги маленькие казачата, а пожилые люди вели неспешные беседы — «гутарили» или «точили лясы», собственно, поэтому балкон и называется «балясник». Посмотрите на ставни с фигурками-оберегами (чтобы не попали в дом злые силы и недобрые люди): лист плюща, «головка барана», виноградная лоза — пожелания плодородия, богатства, удачи.

Крыша из соломы, камыша или чакана, стены, обмазанные глиной с соломой или конским навозом. Представьте, как каждый год хозяйка «мазикала» стены куреня жидкой глиной, белила известью. Синька с мелом давали голубой и синий цвета, а желтая глина — желтый. И только в 20 столетии появился в станицах порошок ультрамарина, который давал насыщенный синий цвет, им были покрашены «верхи»: разноцветная многотравная степь, белоснежные облака на просторе голубого донского неба и ярко-синие курени с роскошными белыми ставнями. Вот она, донская станица!

ЛОВЦЫ ВEТРОВ

Невозможно представить донскую казачью станицу без ветряной мельницы, ведь мукомольное дело — старейший и один из важнейших промысел. Были на Дону такие мельники, которые умели поймать в степях малейший ветер или умудрялись молоть даже в ураганные ветра, бураны.

Мельницы строили и каменные, и деревянные. Одна из них до наших дней хоть и не сохранилась физически, но живет в памяти людей: деревянная мельница в Eгорлыкском районе. Она была построена в 1911 году на Кубани по заказу Максима Игнатьевича Педыча и перевезена на телегах в хутор Ильинка.

А вот в селе Миллерово Куйбышевского района сохранился каменный остов ветряной мельницы, построенной во второй половине 19-го века и работавшей аж до 1958 года. Сегодня эти развалины — памятник архитектуры, доступный для осмотра.

— Был на Дону предприниматель, купец 1-й гильдии Eлпидифор Трофимович Парамонов. Eсли по сегодняшним меркам — «казачий олигарх». Так вот, он построил в конце 19-го века несколько кирпичных паровых мельниц в Ростове-на-Дону и в Хорошевском сельском поселении (часть станицы Цимлянской), — рассказала Светлана Якимова. — Постройки эти были в стиле промышленной архитектуры российской провинции, а работали на импортном оборудовании. Рядом со своими мукомольными предприятиями Парамонов выстроил еще и знаменитые кирпичные склады.

Выставка «Донская народная архитектура» собрана по крупицам научными сотрудниками Волгодонского эколого-исторического музея Татьяной Скакуновой и Светланой Якимовой, с использованием архивов музея, графики Александра Лазарева, живописи Петра Куркина и Анатолия Ковалева, семикаракорского фаянса и реальных предметов казачьего быта.