Долги за коммуналку: тянем-потянем, вытянуть не можем
22.08.2019
С начала года в Волгодонске ускоренными темпами растут долги за жилищно-коммунальные услуги. Сто миллионов рублей за полгода плюс просроченная задолженность за предыдущие годы, итого полмиллиарда рублей на начало июля. Если точнее — 508,3 млн. руб. Глава администрации города Виктор Мельников обратился к физическим и юридическим лицам с просьбой-предупреждением: погасить свои долги как можно скорее, в противном случае это «может обернуться большими проблемами накануне отопительного сезона».
Долги за коммуналку – явление для города обычное. Но не в таком размере и не накануне отопительного сезона. Так уж сложилось, но платежеспособность потребителей за коммуналку у нас носит сезонный характер: к зиме снижается, а к осени стабилизируется. Казалось бы, в таком ритме можно более-менее укладываться в рамки отчетности. Но вот что происходит. Как рассказали нам в УК «Жилстрой», допустим, на сегодняшний день у компании месячная задолженность составляет 8-10 процентов от потребности. Вроде немного. Но в структуре платежей за год это практически один месяц без оплаты. Через два года – это уже два месяца и так далее. А в период новогодних праздников и летом недоплата может вырастать до 15-20 процентов. Вот и получается, что небольшие поначалу долги растут как снежный ком.
В Волгодонске обслуживают и управляют жилищным фондом 22 управляющие компании и 61 ТСЖ. Жилой фонд составляет 743 дома. Но должники есть у всех. Почему люди не хотят платить?
Самое простое объяснение: у людей денег нет, тарифы растут, уровень жизни падает. Все это так, но очевидно и другое – очень низкая платежная дисциплина населения, и без того обозленного на так называемую «мусорную реформу» и капремонт. Кстати, что касается малоимущих слоев населения, то среди них не так уж и много злостных неплательщиков. Многодетные семьи, мамы-одиночки, пенсионеры, инвалиды – все они могут рассчитывать (при определенных условиях) на получение социальных льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг. И пользуются этим правом. Как рассказал директор департамента труда и социального развития Андрей Пашко, в июле получателями субсидий числилось 6200 человек (в зимний период их количество вырастает до 10200 человек). При этом еще 53-м получателям пока приостановили выплату субсидий из-за неуплаты за ЖКУ. Дело в том, что два года назад в департаменте ввели обязательное условие: компенсация за коммунальные платежи дается только при условии безупречной платежной дисциплины по данному пункту. Иначе нет смысла помогать. Почти каждому пятому жителю Волгодонска муниципалитет помогает нести бремя коммунальных платежей. При таком подходе, само собой разумеется, что малоимущие получатели льгот и субсидий и есть наиболее добросовестные плательщики.
Но как найти управу на постоянных и злостных должников? Какие существуют методы понуждения к платежам за ЖКУ?
Среди действенных способов самым распространенным считается начисление пени. Кроме того, считает эксперт из РАНХиГС Игорь Кокин, действует упрощенный порядок взыскания долгов через суд, когда деньги могут списать прямо с банковского счета должника. По решению суда может быть арестовано и продано на торгах имущество должника. Неприятным сюрпризом может стать ограничение выезда за границу. Причем, выяснится это уже в аэропорту. Столичный эксперт оговаривает, что эти методы хороши в отношении «забывчивых» или «принципиальных» должников, у которых есть деньги. А так же в отношении «инвестиционных собственников», которые вложились в жилье, но в нем не живут. Но вот проблема! Как показывает практика, с последними не так просто найти контакт, их следы зачастую вообще невозможно найти. Живет себе счастливый «инвестор» где-нибудь в Москве и не думает о том, что кто-то за него должен оплачивать коммунальные услуги в Волгодонске. Похожих случаев немало, когда хозяева бросают квартиру надолго, не оставляя координат.
Как видно из справки департамента строительства и городского хозяйства, наибольшая динамика просрочки платежей наблюдается в сфере энергоснабжения (более 30 процентов, долг составляет 10,2 миллиона рублей). Кроме того, активно растут долги за оказание жилищных услуг (22,3 процента, долг – 115,5 миллиона рублей) и за тепло (22, 5 процента, долг – 277,9 миллиона рублей).
Платежи за жилищные услуги целиком и полностью лежат на управляющих компаниях. Здесь у них широкое поле деятельности: по-хорошему — в рассрочку, за прощенную пеню, за скидку при замене батареи и т.д., или по-плохому — от портрета на доске позора, отключения некоторых услуг, установки заглушек. И самое последнее – через суд.
За полгода показатели претензионно-исковой работы городских УК улучшились по сравнению с прошлым годом на 78 процентов, за этот период они взыскали через суд 6,6 миллиона рублей. В то время как ресурсоснабжающим организациям удалось взыскать 28 миллионов рублей.
Кажется, что ресурсникам удалось больше, но это не так. Практика прямых договоров между потребителем и поставщиками тепла, света, газа привела к тому, что за каждый несет персональную ответственность за свои долги, у ресурсников они тяжелее.
При длительной неуплате могут отключить (заранее предупредив!) свет, горячую воду и водоотведение. Газ, отопление и холодную воду – нет. Это должники отлично понимают и научились жить с неоплаченными счетами за капремонт и за содержание дома. В итоге страдают добросовестные плательщики вместе с управляющей компанией, которая вынуждена экономить, к примеру, на текущем ремонте. Или выполнять его с большой задержкой. Но невыполнение вовремя незаметных работ по осмотру дома может в итоге обернуться «неожиданной» серьезной аварией. Не говоря уже о таких мелочах, как грязные подъезды и разбитые лампочки.
Самым жестким наказанием является выселение должников. Но только если жилье является неприватизированным. Этой крайней мерой в Волгодонске воспользовались всего один раз, и то очень давно.
И последнее. Могут ли списать многолетние долги, как «неподдающиеся взысканию», как это попытались сделать в Чечне в январе этого года? Тогда прецедент произвел эффект разорвавшейся бомбы, следом со всех концов страны посыпались аналогичные претензии и просьбы. Как пояснила Генпрокуратура, «истечение срока исковой давности не является единственным условием списания дебиторской задолженности. Нереальность взыскания определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом». Другими словами, не надейтесь. Лучше заплатите. Иначе будет хуже, придется оплатить еще и пеню вместе с судебными издержками.
Светлана Сиденко.