В Ростове-на-Дону исчезла детская железная дорога
Осенью этого года я в очередной раз гостил в Ростове. Традиционно решил прогуляться по парку Островского. И каково же было моё удивление, когда увидел, что детская железная дорога исчезла. Здание на месте, а вот рельсы демонтировали. Поспрашивал у бабулек прогуливающихся по парку — ведь они всё знают. Но точного ответа не получил. Кто говорит,что будет реконструкция, а кто говорит, что, вроде продали «железку»?
Немного истории создания детской железной дороги…
http://www.dzd-ussr.ru/towns/rostov/
Идею строительства детской железной дороги в Ростове-на-Дону комсомольцы города высказывали ещё в 1936 году. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова. Решение ростовчан было одобрено Советом, и уже в 1937 году в Ростове начали работать кружки юных железнодорожников. А вот на подготовку проекта ДЖД и улаживание всяческих формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД. Об этом событии возвестил гудок паровоза ЮП-305, к тому времени уже доставленного к месту будущей дороги.
Путь детской железной дороги длиной 3,5 км проложили кольцом вокруг Балабановской рощи, высаженной в конце XIX века по приказу городского головы Нахичевани Минаса Балабанова (Нахичевань на Дону, не путать с Нахичеванью на Кавказе!). В советское время две части этой рощи именовались Парком культуры и отдыха завода «Ростсельмаш» имени Сталина и парком имени Марии Ульяновой Пролетарского района. А сейчас она носит название Парка имени Николая Островского. Рощу разделял надвое подъездной путь станции Нахичевань-Донская (ныне станция Ростов-Товарный), а потому в двух местах пришлось устроить глухие пересечения подъездного пути с линией ДЖД. К моменту открытия детской железной дороги было построено паровозное депо и две станции – имени Л.М. Кагановича и Деповская. По тем временам дорога была очень неплохо оснащена: в депо разместились мастерские с токарным, токарно-винторезным, фрезерным, строгальным и сверлильным станками; оба перегона были оборудованы электрожезловой системой, телефонной и телеграфной связью. В своём распоряжении дорога имела состав «Малыш» из пяти мягких двухосных вагонов по 12 мест в каждом, построенных по проекту Днепропетровской ДЖД, паровоз ЮП-305 (серии 159 Подольского завода, 1936 года постройки) и двухосный мотовоз Муг/2 с самодельным капотом обтекаемой формы, подстать экспрессам XXI века.
Торжественное открытие детской железной дороги, получившей название Малой Ворошиловской, состоялось 9 ноября 1940 года. («Большая» дорога в то время называлась Железной дорогой имени К.Е. Ворошилова) Но, проработав всего несколько месяцев, дорога была закрыта в начале Великой Отечественной войны. Для обеспечения сохранности станки и весь подвижной состав был эвакуирован в Тбилиси. Мотовоз Муг/2 успел даже некоторое время поработать на Тбилисской ДЖД.
___________________________________________________________________
«Закатали в асфальт» — так пишут местные СМИ о том, что увидели местные жители на месте детской железной дороги в Ростове.
Напомним, что последняя реконструкция детской железной дороги в Ростове на Дону проводилась в 1970 году. Спустя 48 лет её вновь решили реконструировать.
Еще совсем недавно, в сентябре 2018 года детская железная дорога в Ростове была закрыта на реконструкцию и должна была открыться в мае 2019 года.
Но вместо этого на месте рельс жители увидели асфальт. Рельсы демонтированы. На этой почве Ростовские родители подняли панику в социальных сетях.
В апреле 2019 местные СМИ опубликовали сообщение от пресс-службы Северо-Кавказской железной дороги о том, что работы по реконструкции детской железной дороги в Ростове продлены на 1 год и что её открытие запланировано на 2020 год. Месяц не уточняется.
Ростовчане переживают, что детскую железную дорогу закрыли с концами, ведь многие дети её очень любили.
А так же на базе детской железной дороги в Ростове на Дону проходило обучение более 700 детей.
Будем надеяться, что детскую железную дорогу в Ростове на Дону всё же реконструируют и запустят вновь, как и обещано, в 2020 году.
_______________________________________________________________________________________
Хочется добавить, что не только ростовчане переживают, но и все жители области и других регионов страны. Я сам, когда учился в одной из школ Цимлянского района не раз ездил на экскурсию в Ростов и именно на детскую железную дорогу. Хочется верить, что детская железная дорога в Ростове-на-Дону возродится.
А.Тихонов