Категории Главная темаНовостиФото-видео

Один день из жизни мирного атома: приглашаем в путешествие по РоАЭС

12.12.2019

В конце года во всем мире принято подводить итоги — люди вспоминают, что сделано в уходящем году, оценивают, чего удалось достичь, а что осталось невыполненным, а также строят планы на год грядущий. Ростовская атомная станция не является исключением и подводит итоги открыто и даже наглядно для всех жителей: так, в декабре 2019 года управление информации РоАЭС организовало большой предновогодний пресс-тур, в котором приняли участие более 20 журналистов телекомпаний, газет и информационных порталов из Волгодонска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, многие из которых увидели атомную электростанцию впервые. Кто-то из журналистов назвал эту поездку «шок-контентом» в положительном смысле, ведь когда видишь изнутри такое масштабное производство, едва ли не теряешь дар речи. Нам показали центральный щит управления — сердце нашей атомной, турбинный цех остановленного на капремонт 3-го энергоблока станции и строящиеся вентиляторные градирни… Но обо всем по порядку.

Центральный щит энергосистемы Юга России

Первым делом мы надели защитные каски и отправились на центральный щит управления: на каждом блоке есть свой щит, но вот на центральный стекаются данные со всех энергоблоков, отсюда поступают команды диспетчера по урегулированию мощностей, включению и отключению энергоблоков. Это место на станции называют сердцем атомной. Начальник смены рассказал, что показывают датчики, куда и сколько именно сейчас отправляется электроэнергии с каждого блока в Объединенную энергосистему Юга России. Из одного помещения мы увидели каждый энергоблок в режиме онлайн. Мы стояли там, записывали информацию в блокноты, фотографировали и снимали видеоряд, задавали вопросы, а в голове прокручивалась одна фраза: «невероятно!». Невероятно, но мы на берегу Цимлянского водохранилища, всего лишь в 13,5 километрах от Волгодонска и именно из этой точки, из-под наших ног, уходят в Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа и другие регионы страны около 25 миллионов кВт.ч от каждого энергоблока ежедневно — и зимой, и летом!

Стоит напомнить вам, что на Ростовской АЭС (филиале АО «Концерн «Росэнергоатом») — самом крупном предприятии энергетической отрасли Ростовской области и Юга России — сегодня эксплуатируются реакторы ВВЭР-1000 с установленной мощностью 1000 МВт. 1-й блок введен в промышленную эксплуатацию в 2001 году, энергоблок №2 — в 2010 году, №3 — в 2015, а «крайний» 4-й — в прошлом, 2018 году. И с того самого 2001 года РоАЭС (на 6 декабря 2019 года) выработала более 271 (!) миллиарда кВт.ч электроэнергии.

В переходах между энергоблоками мы останавливались и видели блоки как бы со стороны: на вид просто стена, а внутри — бетонные стены шириной 1,2 метра, облицованные 8-миллиметровыми листами нержавеющей стали, и это обстройка гермооболочки, скрывающей реактор. Смерчи или землетрясения (до 7 баллов), ураганы и другие экстремальные внешние воздействия, как, например, удар 20-тонного твердого тела, сравнимый с падением небольшого самолета — все эти удары судьбы не страшны нашим энергоблокам. И эти сведения очень обнадеживают. А мы идем дальше…

Шли восьмые сутки… капремонта

В турбинном отделении 3-го энергоблока 30 градусов тепла и повсюду разобранные громадные конструкции, снятые с пола бетонные плиты с арматурой, а посередине «вскрытый» турбогенератор. Здесь нас встретил заместитель главного инженера по ремонту Иван Малахов:

2 декабря этого года энергоблок №3 был остановлен на планово-предупредительный ремонт. Сейчас идут 8-е сутки и мы начали проводить капитальный ремонт реакторной установки энергоблока с полной выгрузкой тепловыделяющих сборок из активной зоны реактора, также проведем ремонт основного оборудования реакторной установки и систем безопасности, капитальный и текущий ремонт цилиндров низкого и высокого давления, средний ремонт турбогенератора и основного оборудования турбинного отделения, — сообщил прессе Иван Васильевич.

По его словам, вскрывать один из цилиндров турбины необходимо раз в полтора года. Данный ремонт будет длится около двух месяцев. Журналисты поинтересовались, где будут хранится отработанные материалы: выгруженные емкости с отработанным топливом будут помещены в контейнеры и отправлены на специализированное предприятие в Красноярске для дальнейшего хранения.

Мы заглянули внутрь разобранного генератора, разобранной турбины. На фоне цилиндра низкого давления работники, выполняющие ремонт, выглядели небольшими двигающимися точками. И только когда видишь производство мирного атома вживую, начинаешь в полной мере понимать те цифры и факты, которые приводятся в пресс-релизах о событиях атомной станции…

Надо отметить, что плановые ремонты на атомной станции — дело очень регулярное. Графики утверждает «Концерн Росэнергоатом». В 2019 году, в августе-сентябре, первый раз подвергся планово-предупредительному ремонту самый молодой энергоблок №4, а в первом полугодии 2020 года ремонтная компания предусматривает ППР на 1-м и 2-м блоках РоАЭС.

Безопасность — в приоритете

После экскурсии и обеда, участников пресс-тура ждала встреча с директором Ростовской атомной электростанции Андреем Сальниковым. Он тепло поприветствовал журналистов, поблагодарил их за интерес к работе станции, а затем рассказал об итогах работы станции в 2019 году и ответил на все-все вопросы, а их, как обычно, было немало…

За много лет 2019 год был первым, когда мы не занимались строительством новых энергоблоков на нашей станции, только эксплуатировали построенные. Это по-своему новая работа: все-таки 4 энергоблока теперь в сети одновременно. Это также переосмысление некоторых подходов в работе. И, если честно, немного не хватает того адреналина и драйва. К тому же, с тех пор, как ввели в эксплуатацию 4-й энергоблок, на другие площадки (строительство атомных станций в Турции, Бангладеш) от нас уехало довольно значительное количество людей, — поделился Андрей Александрович. — Если говорить об итогах года в плане производственных показателей, то 2 декабря 2019 года Ростовская АЭС выполнила годовой план по выработке электроэнергии, утвержденный Федеральной антимонопольной службой России в объеме 31 миллиард 640 миллионов кВт.ч электроэнергии. В целом год был успешный!

Многие журналисты поинтересовались — так ли необходимо повышать мощность эксплуатации блоков до 104%. Ведь как известно, на сегодняшний день первые три блока станции работают в режиме опытно-промышленной эксплуатации на мощности 104%, и в 2020 году планируется подготовить к эксплуатации в таком режиме и на такой же мощности энергоблок №4. В мае 2019 года в Волгодонске и Дубовском районе уже состоялись общественные слушания, на которых с жителями обсуждались материалы обоснования лицензии на эксплуатацию энергоблока №3 в 18-месячном топливном цикле на мощности реакторной установки 104 % от номинальной с вентиляторными градирнями, сооружение которых началось в сентябре текущего года.

Надо сказать, что многие люди считают, что если энергоблок работает на мощности 104%, то это означает, что он перегружен. Андрей Александрович довольно понятно журналистам этот миф развенчал:

Наука не стоит на месте и данные исследований 20-летней давности становятся неактуальными. Если говорить просто: более 20 лет назад в проекте были заложены необоснованно завышенные резервы по прочности, а сегодня всевозможные исследования по работе систем, металла, по всем физическим показателям говорят о том, что эти резервы — избыточны. Современное состояние науки и техники позволяет нам эти избыточные резервы использовать. Вот, живой пример, 20 лет назад капитальный ремонт на энергоблоке делали за 90 суток (!), сегодня же время такого ремонта сокращено практически в два раза. Но это ведь не значит, что ремонт проводится как-то плохо, бегло, некачественно. Это время сократилось только за счет применения нового современного ремонтного оборудования, продвинутого инструментария, новых знаний и подходов в работе. Мы работаем над повышением эффективности производства и других целей нет: работа на такой мощности — производство не в ущерб безопасности — это самое главное для нас.

Также представители СМИ уточнили, что означает «ремонт систем безопасности» на 3-м энергоблоке. По словам руководителя РоАЭС, существует три системы безопасности, и на энергоблоке должен работать принцип разнообразия: если одна из систем выйдет из строя, то гипотетически это может привести к сбою остальных систем. И поэтому одна из систем должна быть непрограммируемой. И хотя журналисты — люди эрудированные, некоторые технические термины действительно понять трудно. Андрей Сальников буквально на пальцах объяснил, что имеется ввиду под непрограммируемой системой.

Вот представьте ваш телефон (смартфон) — это программируемый аппарат, вы можете изменить его работу в настройках. А теперь представьте кнопочные телефоны или старые с дисковым номеронабирателем — его ведь нельзя перепрограммировать — снимаете трубку и набираете номер. Так и с системой безопасности энергоблока — одна обязательно должна быть такая — на жесткой логике — так сказать с управлением вручную. Сейчас во время капремонта 3-го блока одна из программируемых систем будет меняться на «жесткую» и это требование надзорного органа. И это также принципиальный вопрос безопасности!

Испытание прессой

Андрей Александрович рассказал также и о таких направлениях работы атомной станции, как благотворительность, поддержка строительства поликлиники (медсанчасти) атомной в городе Волгодонске (процесс уже начался в этом году). Атомная выступила соинвестором строительства дороги к городу, вложив в реконструкцию 800 миллионов рублей — участок дороги длиной в 13 километров, соединяющий Волгодонск не только с атомной, но и с востоком Ростовской области, Волгоградской областью, Поволжьем. Старое полотно снимут до грунта и после выравнивания и уплотнения грунта, будет выложен геотекстиль, слой щебеночной смеси, щебень, асфальтобетон… В итоге к 2023 году здесь должна появиться новая, качественная и довольно безопасная дорога.

Атомная является соинвестором также строительства нового полигона ТБО, вместе с Ростовской областью участвует в процессе создания в Волгодонске уже в ближайшее время Дворца единоборств.

В 2019 году атомная станция вместе с Волгодонском провела 1-й фестиваль «Созвездие городов Росатома», когда делегации всех городов расположения атомных станций в России и не только прибыли в Волгодонск. Планируется, что фестиваль будет ежегодным и каждый раз право его проводить будет у разных атомградов. Продолжается работа по внедрению в городах и населенных пунктах Ростовской области проекта «Бережливая поликлиника»… Забота о детях с различными заболеваниями, о социально незащищенных слоях населения, о ветеранах… У Ростовской атомной станции настолько много благотворительных и социальных проектов, что рассказ о каждом из них достоин отдельной пресс-конференции с руководством станции.

Если немного заглянуть в будущее, то в планах на 2020 год у нас стандартная работа — эффективная и безопасная эксплуатация 4-х блоков, плановые ремонты. Одна из отличительных черт будущего года — это 75-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Мы поддерживаем и будем поддерживать ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше. Мы шефствуем над рядом памятников уже более 5 лет, также мы обещали горожанам, что поможем в реконструкции бульвара Великой Победы в Волгодонске, на котором, кстати, расположен и наш объект — учебно-тренировочное подразделение. Уже составлен пан мероприятий, посвященных этой дате, — поделился директор РоАЭС Андрей Сальников.

Возьмут жару на себя

Следующим, крайним пунктом нашего путешествия стали градирни. Когда мы только приехали на атомную станцию, туман скрывал от наших глаз удивительных исполинов высотой 175 метров — испарительные градирни для 3-го и 4-го энергоблоков. Однако ближе к вечеру погода позволила их рассмотреть вблизи и еще раз поразиться громадности производства. Из градирни 4-го блока пар валил широким столбом в небо, а в ее основании били многометровые фонтаны воды. Градирня 3-го блока молчаливо стояла без пара и воды, дожидаясь окончания капремонта своего блока.

А рядом с основной башенной испарительной градирней третьего энергоблока в конце сентября 2019 года начато сооружение вентиляторных градирен: первая фундаментная плита была уложена 26 ноября. Прямо на месте журналисты смогли задать все интересующие вопросы непосредственно строителям градирен — заместителю директора по капительному строительству РоАЭС Алексею Федотову и руководителю подрядной организации ООО «Южная строительная компания» Сергею Шерстюку.

Учитывая, что климат нашей местности континентальный, с жарким и сухим летом, температура воздуха в летние месяцы может достигать 40-42 градусов тепла. Также нагревается поверхность почвы — свыше 60 градусов. В итоге летом возникают ограничения по уровню мощности, ведь вырастает и температура воды, которая должна охлаждать… А вентиляторные градирни, которые состоят из секций 16 на 16 метров позволят не снижать мощность реактора в условиях высоких температур и обеспечить щадящий режим работы основного оборудования и повысить безопасность и надежность работы энергоблока. Эти сооружения для охлаждения воды с принудительной подачей воздуха в оросительное пространство с помощью вентиляторов — будут построены на российской атомной станции впервые!

По словам строителей, окончание работ по сооружению вентиляторных градирен, запланировано на конец 2020 года. Впереди стройка, ввод в эксплуатацию. Время и испытания покажут, насколько эти градирни будут эффективны, и уже тогда речь пойдет о возможном строительстве таких объектов для 4-го энергоблока.

А наше время — время пресс-тура уже подходило к концу, как и клонился к закату этот длинный, насыщенный событиями и информацией, атомный день. Мы получили ответы на массу вопросов, которые теперь узнали и вы. И, согласитесь, изнутри атом действительно мирный. Коллектив Ростовской атомной станции своим ежедневным трудом доказывает это и делится своим знанием с нами.