Категории КультураНовости

3 февраля – Всемирный день борьбы со сквернословием

03.02.2020

Формально он называется Днем борьбы с ненормативной лексикой, но понятие «ненормативная лексика» слишком широко – в него входит все, что не укладывается в нормы литературного языка. Ругательства, безусловно, стоят в этом ряду особняком.

День борьбы со сквернословием стал отмечаться в начале 21 века и был, видимо, обусловлен общественной потребностью. Причем далеко не только российской. Вообще, общественное мнение нашей страны напрасно присваивает себе пальму этого сомнительного первенства – по количеству ругательств русский язык в мире стоит на третьем месте после английского и голландского. Да и манера «матом не ругаться, а разговаривать» тоже не чисто «наша» – это было настоящей проблемой, например, в Ирландии, а английский писатель Джонатан Свифт даже предлагал ввести налог на брань, чтобы залатать дыры в государственном бюджете.

Что касается русского мата, то он тоже не полностью русский. Есть мнение, что пришел он к нам из татарского языка, но когда это утверждение слышат ученые-лингвисты, то начинают ругаться теми самыми словами, о которых идет речь. С их точки зрения, значительная часть обсценной лексики – грубейших ругательств нашего языка – пришла из древнего индоевропейского языка, а также языков славянских. Впервые матерные ругательства в письменном виде встречаются еще на новгородских берестяных грамотах, то есть задолго до нашествия монголо-татар. Когда-то эти слова, вероятно, не звучали так широко, поскольку носили обрядовое значение – использовалась в языческих ритуалах плодородия. Отказ от язычества эти запреты снял.

Матерные слова, по сути, являются обозначениями — как бы это сказать прилично — вторичных половых признаков обоих полов, а также разного рода физиологических процессов и людей, в них участвующих. Всего-навсего. Поэтому претензии некоторых «матерных патриотов» объявить именно эту часть русского языка наиболее «великой и могучей» выглядят как минимум странно.

Иногда использование в языке вульгаризмов может быть оправданно. Так, Ирина Евсеева, зав. кафедрой русского языка и речевой коммуникации Сибирского федерального университета, в своей статье «Вместо тысячи слов» пишет: «Мат в любом языке – неоднозначное языковое явление. С одной стороны, использование нецензурных слов и выражений обществом не приветствуется, с другой – в языке, в частности – русском, выделились самостоятельные речевые жанры, главным образом устные, например, анекдот, где эстетически нагруженная матерная лексика может быть коммуникативно оправданной. Есть жизненные обстоятельства, в которых использование мата не осуждается. Это касается чрезвычайных ситуаций, в которых человек подвержен опасности: разного рода аварии, катастрофы и под. В этих случаях использование матерной лексики является защитной реакцией на происходящее».

Можно, конечно, оправдать пристрастие к ругани словами, которые приписывают Фаине Раневской:  «Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой воспитанной тварью». А также вспомнить, насколько уверенно владели «нехорошими словами» великие русские поэты и писатели – например, Пушкин или Куприн.

Но закончить, в честь праздника, хотелось бы словами Джека Лондона из его книги «Ночь на Гобото:  «Крепкое словцо, вовремя и к месту сказанное, облегчает душу. Частая ругань лишает ругательство смысла».

Изображение succo с сайта Pixabay