Категории Российская газета

Ретейл не видит рисков

03.02.2020

О закрытии магазинов, производств и офисов в Китае (пока временном) уже объявили Apple, Foxconn, Google, Facebook, Samsung, Toyota, Honda и другие компании. Если поставки пострадают, это напрямую скажется на деятельности российских предприятий.

Фото: Koji Ito / REUTERS

У отечественных ретейлеров ситуация опасений пока не вызывает. В «М.Видео» и Ozon «РГ» заявили, что у них нет каких-либо проблем с поставками китайских товаров. В Wildberries не ожидают дефицита техники и электроники из Китая, если простой на производствах займет несколько недель, но допускают, что если ситуация усугубится, то перебои возможны.

Директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Власенко сообщил, что информации о возможных перебоях с поставкой продукции от торговых сетей пока не поступало, а в случае необходимости ретейлеры обычно оперативно перестраивают схему поставок. Он напомнил, как в 2019 году Россельхознадзор неоднократно запрещал ввоз целых категорий товаров из Китая, и «это не приводило к каким-либо последствиям для покупателей».

С точки зрения импорта наиболее сильно зависимы от поставок из Китая такие категории товаров, как одежда и обувь (39%), изделия из металлов (37%), электроника (около 50%), а также часы (30%), музыкальные инструменты (40%) и игрушки (более 70%), отмечает эксперт Института комплексных стратегических исследований Дмитрий Плеханов. «Пока трудно оценить масштабы снижения будущих поставок продукции из Китая в Россию, поскольку в КНР продолжаются каникулы по случаю Нового года по лунному календарю (официально первый рабочий день в стране был перенесен с 31 января на 3 февраля), — говорит он. — Кроме того, власти многих крупных промышленных регионов, таких как Шанхай и Гуанчжоу, ввели запрет на возобновление рабочей деятельности до 10 февраля. Очевидно, что потенциально такие ограничительные меры могут привести к существенному сокращению внешней торговли Китая в феврале, хотя очевидно, что полной остановки экономики не произойдет и многие компании продолжат активную хозяйственную деятельность даже под угрозой штрафов. Но в случае ухудшения эпидемиологической ситуации возможно введение запретов на авиасообщение с Китаем, что ударит не только по пассажирским, но и по грузовым перевозкам, которые активно используются для транспортировки товаров с коротким «циклом жизни» и жесткими требованиями по логистике».

Инфографика «РГ»/ Александр Чистов/ Елена Березина

Влияние эпидемии в Китае на импорт продуктов питания будет ограниченным — за три квартала 2019 года доля Китая в сельхозимпорте в РФ составила всего 5,6%. Лишь по некоторым товарам этот показатель превышает 15%: овощи (22%), рыба (16%), продукция переработки овощей, фруктов и орехов (15%).

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем, полагает, что в условиях, когда не до конца понятно, как передается вирус, вырастет «недоверие к китайским товарам, которое к тому же будет подогреваться США с помощью всей мощи американских СМИ, и от покупки китайских товаров будут отказываться многие — и государства, и простые люди».

В Центре международной торговли (ЦМТ) «РГ» уточнили, что доли импорта из Китая телефонов, компьютерной техники и электроники в общем импорте в денежном выражении очень значительные — свыше 60% в каждой подгруппе товаров. По данным ретейлеров, по ряду секторов стандартно существующие запасы рассчитаны в среднем на 3 месяца. «Закрыт ряд предприятий, введены ограничения на логистику внутри страны. Множество городов, ряд предприятий закрыто на карантин. Показатели производства и потребления падают. В закрытой провинции есть производители, которые «запитываются» комплектующими и рабочей силой из приграничных регионов. Именно в этих цепочках может быть сбой, а это повлияет на производственный выпуск. Пойдет «домино» с снижением выпуска, потом уже некоторым перебоем с проездом, с пропуском на пунктах», — прогнозируют в ЦМТ. Когда цепочка внутри КНР восстановится, предложение пойдет вверх. То, какими будут последствия, во многом зависит от развития сегодняшнего сценария и срока, на который распространится действие данных мер.