Категории Главная темаКультураНовости

«Пьеса, где не стреляют»: на сцене Волгодонского молодежного драматического театра состоялась премьера к 75-летию Победы

01.03.2020

На премьеру спектакля «Так и будет» по одноименной пьесе советского прозаика, поэта, драматурга и киносценариста, военного корреспондента, Героя Социалистического труда, участника боёв на Халкин-Голе и Великой Отечественной войны, полковника Советской Армии Константина Симонова пригласили почти 100 ветеранов — участников войны и тружеников тыла, детей войны и жителей блокадного Ленинграда, которые проживают в Волгодонске. И, наверное, только им было понятно все, что происходило на сцене… По-настоящему понятно.

Пьеса «Так и будет» была написана непосредственно во время войны — в 1944 году. Однако это «пьеса, в которой не стреляют»: два действия разворачиваются в последние годы Великой Отечественной в одной московской квартире. «Квартирный вопрос», актуальный во все времена, в этой пьесе свел вместе несколько человек, переплел их судьбы, породнил. Ведь в годы войны в квартиры жильцов, которые считались пропавшими без вести, вселяли других людей, чьи собственные дома и квартиры подверглись бомбардировкам и были разрушены. Так, академика архитектуры Федора Воронцова (актер Михаил Добробабин) вместе с его 23-й дочерью Ольгой (Олеся Асташкина), а также сестрой Сашей (Валентина Пугач) поселили в квартиру пропавшего в первый год войны инженера Дмитрия Савельева (Игорь Таранов). Однажды, летом 1944 года, уже будучи полковником, 40-летний Дмитрий Савельев появляется на пороге своей квартиры — ему дали небольшой отпуск перед дальнейшим назначением. В первый год войны у него погибли жена и дочь, и он приехал на побывку вдвоем со своим адъютантом. Он думал, что вернется на пепелище… А как только переступил порог своей квартиры и увидел новых жильцов, понял, что ошибся. Он представился, а потом деликатно сообщил, что остановится в гостинице. Но семья академика Савельева — в высшей степени интеллигентные и образованные люди, воспитанные и не менее тактичные. Они знали, кто перед ними и настояли, чтобы полковник остался жить в своей законной квартире, ведь там все его вещи и даже фотографии семьи стоят также на столе в кабинете…

Во время пребывания инженера-полковника в квартире, перед зрителем разворачиваются нешуточные страсти, на то она и есть героико-романтическая драма — дочь академика, которая учится на инженера, защищает диплом, расстается с молодым архитектором Сергеем Синициным, понимает, что влюблена в полковника, а тот в свою очередь, боится… боится признаться, что полюбил Ольгу, боится своих чувств и новой жизни вне войны…

Однажды Ольга призналась полковнику, что ей стыдно, что она не была на фронте. Савельев же ей на это ответил: «Зато вы знаете много других вещей, которые гораздо важнее… Вы, например, знаете, что когда человек, вернувшись в родной город, говорит, что он проваляется весь день, задрав ноги, на диване, то это он только храбрится, а на самом деле просто боится одиночества и чужих лиц на знакомых улицах. Видите, какие вещи вы знаете! А как свистит мина – я согласен забыть в первый же день после войны».

Два действия пьесы… и гость полковника адъютант Вася Каретников, и воспитанник полковника — подросток-ефрейтор Ваня, и артиллерист Иванов, и военный хирург, майор Анна Греч, становятся близкими людьми семье академика Воронцова, и зрителям, которые ощутили себя не просто наблюдателями, а участниками, можно сказать жителями квартиры, которая оказалась еще и большой метафорой: ведь такие квартиры были по всей стране в военные годы. История героев — это история всех жителей нашей страны, это их потери и беды, их тихие радости и большие Победы, наша общая скорбь и наш общий праздничный салют…

В драме есть и юмор, тонкий и уместный. Вот, при первом знакомстве, академик и инженер понимают, что знают друг друга, ведь они оба строители и уже виделись на одном из съездов. И вдруг полковник говорит: «Рискую вас огорчить, но, кажется, и ваш один — взорвал»… мост, который построил Воронцов. «Где?» — спрашивает академик. «Через Донец. Ваш?». «Ах вы бандит. Неужели взорвали?»… Однако даже там, где мы слышим сердечный добрый юмор — интонации тревоги и обеспокоенность будущим…

По словам директора ВМДТ Александра Федорова, этот спектакль готовили дольше, чем остальные, и «это настоящий реализм»: «Нашей принципиальной задачей было показать войну без выстрелов». Премьерный показ спектакля «Так и будет» состоялся в последний день зимы, 29 февраля. Но уже начиная с 14 марта вы также сможете побывать на этой постановке и очутиться в непростых 40-х годах прошлого века в обычной московской квартире с самыми простыми ее жителями: посидеть с родными людьми за чашкой чая за одним столом; или расплакаться от отчаяния от невозможности остановить кого-то; поддержать одним словом расстроенного молодого актера, которому приходится воевать, а не играть на сцене; позвать в гости военного хирурга — одинокую женщину без семьи, отдавшей свою жизнь спасению других и научиться у нее любви; обогреть женским материнским теплом совсем юного мальчишку — 13-летнего ефрейтора, который боготворит своего гвардии полковника и старается во всем на него походить… Вы даже сможете увидеть московский Салют из окна квартиры в честь еще одной Победы над врагом.

Конец драмы не счастливый и не несчастный, он размытый. Мы видим главных героев перед самым отъездом полковника Савельева вместе с адъютантом, и ефрейтором, и артиллеристом на фронт. И все действующие лица вышли, чтобы попрощаться с теми, кто уезжает. И только в самом конце звучат те самые слова надежды:

«Савельев: Что же вы молчите?

Ольга: Дмитрий Иванович, помните, вы как-то сказали, что хотели бы встать утром и быть счастливым только от того, что светит солнце, что небо синее, а трава зеленая. Помните?

Савельев: Помню.

Ольга: И я вам тогда сказала, что обещаю, что так и будет. Помните?

Савельев: Помню.

Ольга: Так вот, может быть это в моей власти?

Савельев: Что?

Ольга: Сделать так, чтобы вы встали утром, и небо было синее, а трава зеленая?

Савельев: Оля!..

Ольга: Я вас еще раз спрашиваю: может это в моей власти, чтобы вы встали утром, и небо было синее, а трава зеленая?

Савельев: Вы понимаете, что вы говорите?

Ольга: Понимаю! Отвечайте!

Савельев: Оля, вы плачете…

Ольга: А ведь вы все-таки уезжаете. Не объясняйте. Я знаю, что война еще не кончилась. Поезжайте и возвращайтесь!…»

ТАК И БУДЕТ.