Категории КультураНовости

4 марта – день рождения «Лебединого озера». Бутафорские крылья и неудачная премьера

04.03.2020

Самый известный русский балет впервые был представлен публике 20 февраля (4 марта) 1877 года на сцене Большого театра. А признание публики получил только через семь лет, во второй своей редакции.

Первым его хореографом был Вацлав Рейзингер, чешский балетмейстер, некоторое время работавший в России. Эта постановка считается неудачной, хотя оценить ее сейчас мы, разумеется, не можем. Однако сохранилось замечание русского критика и композитора Генриха Лароша о том, что «по танцам «Лебединое озеро» едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что даётся в России». Музыку некоторые критики сочли слишком сложной, а сюжет излишне психологичным. Интересный факт: чтобы сделать танцовщиц более похожими на лебедей, в первом варианте балета не нашли ничего лучше, как прилепить им на спины бутафорские крылья.

Это был первый балет, написанный Чайковским, и провал очень расстроил Петра Ильича, который после этого за другие подобные работы категорически не хотел браться. Так что руководству русских императорских театров впоследствии больших трудов стоило уговорить его написать «Спящую красавицу».

В своей классической постановке балет «Лебединое озеро» был показан на сцене Мариинского императорского театра в Санкт-Петербурге только в 1995 году, уже после смерти Чайковского.

Поставили его совместно Мариус Петипа и Лев Иванов. Великий балетмейстер Петипа совместно с братом автора Михаилом Ильичом переделал либретто, а вместе с композитором Рикардо Дриго – партитуру, включив в нее фрагменты других, «небалетных», произведений Чайковского. Петипа принадлежали хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.

Именно Иванову мы обязаны современным нежным «рисунком» лебединых танцев в балете и «поющими» руками танцовщиц, которые делают их похожими на лебедей и без всякой бутафории.

Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением самых модернистских. Ею были заложены основные традиции, определяющие подход балетмейстеров к авторскому тексту Чайковского:  свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры. Теперь можно смело говорить, что практически невозможно найти две абсолютно одинаковые постановки «Лебединого озера».

Сам спектакль постепенно стал самым известным русским балетом и символом российского балетного искусства в целом.

Фото — www.culture.ru