Домашняя изготовка
Оставаться дома, минимизировать общение с людьми, поездки на общественном транспорте и прочую социальную активность — вот главные меры по борьбе с коронавирусом, активно шагающем по планете. Однако как это сделать работающему человеку? Ему самому и его семье нужны деньги, которые он получает в обмен на добросовестный труд. Кажется, выход прост — удаленная работа, желательно из дома. Однако оказывается, здесь не все так очевидно.
Фото: Александр Гальперин/ РИА Новости
«Трудовой кодекс позволяет организовывать работу с учетом производственных условий с применением гибких форм занятости, в том числе дистанционно, на дому, — сообщили в пресс-службе министерства труда и социальной защиты. — Для того чтобы работник мог трудиться удаленно (не в офисе), должен быть издан соответствующий приказ. При этом объем взаимных обязательств сотрудника и работодателя не зависит от того, где именно трудится человек — на организованном работодателем рабочем месте или удаленно».
Чаще всего инициатива перехода на удаленную работу исходит от руководителя. Но, как пояснили в правовом департаменте Федерации независимых профсоюзов России, сделать это можно и по желанию работника, поскольку распространение коронавируса считается обстоятельством непреодолимой силы.
«По мотивированному заявлению работника он может быть переведен на дистанционную работу (ч. 2 ст. 57, 3121 ТК РФ), — объяснили юристы ФНПР. — При положительном решении руководства будет подписано дополнительное соглашение к трудовому договору с работником, в котором будут оговорены условия удаленной работы и ее сроки».
С другой стороны, перевести на такую «надомную» работу можно не более одной трети работников, подсчитала заместитель заведующего лабораторией исследования рынка труда Высшей школы экономики Лариса Смирных.
«Вряд ли возможен удаленный труд для операторов атомных электростанций, — объясняет эксперт. — Это было бы слишком опасно. Помимо чисто физической возможности удаленного выполнения своих обязанностей работником, потребуются еще и ресурсы у организации для обеспечения такого труда, а они есть не у всех. Например, многие банковские служащие могли бы работать из дома, но для этого их надо обеспечить защищенными каналами связи, иначе возможны утечки конфиденциальных данных, кражи со счетов. То есть нужны мощные серверные емкости, специальные протоколы. Это все создается и разрабатывается довольно долго. В авральном режиме этого не сделать».
Многие работодатели, особенно крупные, были бы совсем не прочь сэкономить на аренде офисных помещений и отправить часть персонала трудиться издалека, но им мешает слабое правовое регулирование этой сферы. Кроме того, сам формат удаленной работы может потребовать иных способов взаимодействия между сотрудниками, не всегда понятно, как измерить эффективность работы, контролировать ее качество. Возникает огромное множество вопросов, которые руководителю надо проговорить с каждым сотрудником, прежде чем издавать приказ об удаленной работе. Иначе возможны конфликты и ущемления прав.
Ситуация с коронавирусом поставила еще две сложные задачи перед HR-специалистами. Требование организовать «самоизоляцию» для потенциально заразных сотрудников может быть реализовано той же удаленкой, но что делать при ее невозможности? В ФНПР полагают, что на время самоизоляции работнику может быть предоставлен внеочередной оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения заработной платы или отгулы. Второй момент: сокращение авиарейсов, отмена выставок и прочие «карантинные» меры привели к тому, что загрузка персонала во многих отраслях сильно сократилась. Кто-то предлагает людям срочно уйти в оплачиваемые отпуска, кто-то, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, отправляет персонал в отпуска административные — с минимальной оплатой или без таковой.
«Время простоя работника по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ), — уверены юристы ФНПР. — В наиболее уязвимом положении обычно оказываются работники не крупных компаний, а индивидуальных предпринимателей, которым простой могут просто никак не компенсировать. Такая же ситуация и с работникам, выполняющим работу по гражданско-правовым договорам в отдельных сферах деятельности, которые связаны с присутствием людей (фестивали, семинары, обучение и т.п.)».
Каждый из способов защиты от коронавируса, помимо медицинской эффективности, имеет свою плюсы и минусы как для работодателей, так и для работников. COVID-19 стал вызовом не только для биологов, но и для руководителей, которые вынуждены импровизировать, пытаясь удержать хрупкий баланс между заботой о коллективе и интересами дела. Лишаться отпусков и заработка никто не хочет. Но и умирать — тоже. А совместить одно с другим удается далеко не всегда.Кстати
Четыре из десяти компаний в России включились в защиту от коронавируса, показал опрос сервиса SuperJob. Большинство из них закупило антисептические средства, одноразовые повязки, приборы для бесконтактного измерения температуры и ультрафиолетовые лампы, провели санитарную обработку офисов. Персонал, без присутствия которого на рабочем месте можно обойтись, переводится на удаленную занятость, в отпуск, оплачиваемый или за свой счет.
Сами работники готовы в случае необходимости отбыть двухнедельный карантин. При этом 21 процент планирует продолжать работать удаленно, 17 процентов — заняться домашними делами, 15 процентов — отдохнуть и отоспаться. Еще 13 процентов готовы потратить время на повышение квалификации и обучение онлайн. Остальные собираются использовать это время для семейных дел или хобби.
Текст: Алексей Дуэль