Категории Наши людиНовости

И не только о войне

18.04.2020

Это было, было, было…

   Он один из тех, кто первым начинал строительство нашего города. Думаю, что его рассказ о жизни, событиях того времени не оставит вac равнодушными. Тем более, что собеседник он отменный, — успевай только записывать.                

В 1947 году, отслужив свой срок, и немалый (почти семь лет, да еще с войной), Виталий Иванович вернулся домой в Прохладный (Кавказ). Устроиться работать водителем не смог — машин-то почти не осталось. Завербовался на одно из автопредприятий Сталинграда. Проработал почти год, и тут развернулась первая послевоенная большая стройка.             

Пошел узнавать что и как. В дорожно-строительном районе № 5, что в Красноармейском под Сталинградом, его встретил работник МВД. На вопрос: «Что умеешь делать?» — Кужелев протянул водительское удостоверение. Майор молча взглянул на документ и, не говоря ни слова, бросил его в ящик стола. «Все, иди, устраивайся и получай машину. С прежней работой мы сами разберемся». Вот так и стал Виталий Иванович участником этой стройки.          

Почти год он возил rpyнт, гравий, песок на сооружение автодороги на Калач. Затем весь дорожно-строительный район N 5 вместе с техникой, людьми и начальством — целый эшелон — направили сюда, на строительство Цимлянского гидроузла.            

Добраться на машине было невозможно: дорог нет, на дворе март — грязь по колено. Выгрузили на «Экскаваторной» (в то время здесь была площадка для ремонта экскаваторов). И на месте (сегодня заброшенной) территории AK-2070 стали сооружать свои гаражи, ремонтные цеха и прочее. И как везде — любое строительство начали с дорог. Трудился тогда Кужелев на семитонной «Шкоде», но вскоре иномарки вышли из строя, а запчастей не было. Предложил тогда ему начальник гаража Капустин стать «извозчиком» — возить инженера Ю. Винникова.

— Долго бы я не продержался на этой легковушке — душа не лежит к такой работе, да и не вспоминал бы об этом периоде, если бы не одно событие, оставшееся в памяти надолго, — говорит ветеран. — Помню, как-то берем с собой прораба – лейтенанта Вележова, — вязанку деревянных колышков – и в степь. Подъезжаем к геодезическому холмику со знаком, а кругом — голая степь. *Давай молоток, — кричит мне Винников. — Будем колышки забивать на месте будущего здания управления эксплуатационного поселка».

Вот так, буднично, без прессы и кино, прошло это историческое для нас событие — разметка первого дома будущего города, участником котoporo был водитель Виталий Иванович Кужелев. После этого он все же «убежал» с лег-ковушки и сел за баранку отечественного «ЗИС-585».

 Образовывают строительный район N 6 (где нынче остановка «Пятый» — прим. авт.), и Kyжелев работает на строительстве головного сооружения, плотины ГЭС, порта. Затем подвернулась другая работа, поденежнее. Тракторным скрепером снимал верхний грунт со дна будущего моря. Но недолго пришлось ему «грести лопатой» деньги. Когда пришли новенькие МАЗы, начальник района майор Е.Стешин всех своих лучших «спецов» (он их возил аж из Сталинграда) усадил на них. «А на тракторах будут зэки работать», — сказал, как отрезал.

А ведь еще одно событие оставило заметный след в биографии. Правда, оно официально не зарегистрировано как таковое. Но оно было. И участники тех трагических событий сегодня с благодарностью вспоминают Виталия Ивановича. Ведь Кужелев был первым моряком, который водил по морю катер.

— А было это так, — вспоминает Виталий Иванович. – Многие знали, что я служил на морском флоте. Вода уже заполнила котлован — есть море. А вот дамбу N 98 (волнорез, что защищает порт со стороны моря) еще не достроили. Никакого пароходства не было, канал не действовал. А дамбу надо достраивать. Привезли катер, а вот «капитана» не нашлось. Тут вспомнили про меня. Пришлось им стать, тем более, что катерок небольшой, двигатель ЗИСовский. Притащили баржу, погрузили две бригады зэков — и на дамбу. Утром — туда, вечером — оттуда.             

Однажды к полудню поднялся страшный ветер, с моря пошли огромные волны, дождь, А на дамбе — люди, хоть и зэки, да еще кроме них спецы. Прибегает начальник: «Виталий Иванович (кстати, он никого не «тыкал» и всех своих людей называл по имени-отчеству), выручай — погибнут люди!». Я ему: «Что, в такой шторм (многие впервые видели такую разбушевавшуюся стихию)?! Не только их не спасу, но и сам вместе с катером пропаду». Помню, еще несколько офицеров более высокого ранга не приказывали, просили: «Помоги, больше некому». Решился. Как до дамбы дошёл — не помню. Когда людей погрузили в баржу, успокоился. Ветер и волны, как щепку, крутанули катер, баржу стало сносить. И если бы катер не сел на мель то… всё. Затем сносимая баржа рванула катер, сорвала его с мели и сама выровнялась. На берегу несли меня уже на руках, как героя. Вот такой случай был.

Да, на стройке разное бывало. Приходилось гоняться в степи с солдатами охраны за беглыми заключенными. Потом четверых из них, убитых в перестрелке, в назидание другим, сложили у ворот лагеря. Был случай, когда и на машине пытались совершить побег.

— Строили нынешнее здание администрации, — вспоминает Кужелев.

 -Привез доски. Разгрузили. Потом пошел в прорабскую, подписал бумагу. Вдруг — взрыв. Еще, выезжая из гаража, увидел на одном из скатов вздутие. Менять было некогда. И вот скат взорвался. Это испугало беглецов, которые уже залезли в машину и пытались ее завести проволокой. А убежать было трудно. Ведь кроме ограждения из колючей проволоки  вокруг объектов рыли траншеи. Позже еще раз пытались бежать. Но, завладев другой машиной, беглецы застряли в траншее. Вот как начинался город.

    После завершения стройки В.И. Кужелев работал водителем в АК-2070. В 1980 году ушел на пенсию. Виталий Иванович — участник войны, севастопольский моряк. В 1942 году их переоборудованный под крейсер ледокол хотели взорвать, но затем разоружили и отправили на север через Суэцкий канал, Красное море… Почти кругосветное путешествие, длившееся девять месяцев, с ужасными и не очень приключениями. Но это уже другой pacсказ.

Виталий Иванович вышел на пенсию вместе с супругой Риммой Хад-жимуратовной, которая тоже с ним работала на строительстве Цимлянского гидроузла с самого Сталинграда. Здесь родились три дочери – Евгения, Наталья и Татьяна.

Родине, городу отдали все свои силы, здоровье.

Записал Александр Тихонов.

___________________________________________________________________________________________

                            Огненная кругосветка

В преддверии 9 Мая, нам, его дочерям, хочется рассказать об этом необыкновенном человеке, очень скромном в жизни.

Он родился 1 мая 1921 года, жил в Ростове-на-Дону, оттуда и призвался в Советскую армию в июле 1940 года. Ленинский районный комиссариат направил красивого, рослого парня в Военно-Морской Флот. В сентябре 1940-го Виталий принял присягу и стал военным моряком Севастопольского экипажа на вспомогательном ледоколе «А.Микоян». Не прослужил и года, как началась война.

«А.Микоян», последний из николаевских ледоколов, отошел от достроечной стенки 26 августа 1941 года под залпы артиллерийских орудий — увы, не салюта, а зениток, отражавших атаки фашистов на судостроительные заводы.

В Севастополе на ледокол установили орудия и пулеметы. В начале сентября 1941 года переоборудование ледокола было закончено. Вспомогательный крейсер несколько дней огнем поддерживал героическую Приморскую армию. И тут началась необыкновенная жизнь моряка Кужелева. Спешно, под огнем противника ледокол отправился в Батуми.

В ноябре 1941-го поступило приказание снять вооружение и готовиться к выполнению важного правительственного задания, прорваться в порт Фамагусту на Кипре, где танкерам предписывалось поступить в распоряжение союзного командования, а ледоколу — следовать на Дальний Восток. За пять дней орудия демонтировали, а вместе с ними заменили военно-морской флаг на государственный. Вспомогательный крейсер «А.Микоян» снова стал линейным ледоколом.

Задание было не из легких. Эгейское море полностью контролировалось итальянскими и немецкими кораблями.

В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года ледокол «А.Микоян» начал прорыв. Под утро капитан почти вплотную приткнул судно к островку в Эдремитском заливе, а как стемнело — снова отправился в путь. Так и шли по ночам вплотную к берегу, а днем стояли, втиснувшись в какую-нибудь щель между скал.

  Две ночи благоприятствовали советским морякам — были темными и пасмурными, но на третью выглянула полная луна. А впереди находился остров Родос, «база, сеющая смерть». Первыми на «А.Микоян» налетели торпедные катера, за ними — бомбардировщики и торпедоносцы. Преследование длились 23 часа, потребовав от личного состава максимального напряжения всех сил. Благодаря умелому маневрированию судно удалось уберечь от многочисленных торпед. Израсходовав весь боезапас, фашисты были вынуждены оставить советский корабль. Ледокол, имея более 500 пулевых и осколочных пробоин, продолжал свой путь. Моряки быстро привели в порядок судно, заделали пробоины, обеспечив необходимую тягу и увеличив ход.

С Кипра ледокол отправился на ремонт в Хайфу, а затем через Суэцкий канал благополучно прибыл в Красное море. Из Адена вышли 1 февраля 1942 года и направились вдоль восточного побережья Африки, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан и вокруг мыса Горн к Сан-Франциско… Спустя девять месяцев после выхода из Батуми, 9 августа 1942 года, ледокол, пройдя 25000 миль, вошел в советские территориальные воды — Анадырский залив.

Это было героическое путешествие моряков, ожидающих в любой момент нападения врага с воздуха и моря. Если перечислить страны, которые находились на пути следования корабля: Турция, Сирия, Израиль, Саудовская Аравия, Кения, ЮАР, Уругвай, Чили, Панама, США, Канада — становится понятно: это было огненное кругосветное путешествие: на этой же долготе — Батуми, откуда они год назад вышли на необычное задание. Ледокол без потерь был доставлен в Архангельск. В каком напряжении находились военные моряки — можно только догадываться. День и ночь они несли вахты.

21 декабря 1942 года ледокол обогнул мыс Канин Нос и подошел к 42-му меридиану.

Затем «А.Микоян» служил на Северном флоте, возил боеприпасы и продукты.

В 1945 году Виталий Кужелев был переведен во Владивосток. Началась война с Японией. Моряки были готовы и дальше сражаться за Родину, но Япония капитулировала… В.И.Кужелев еще два года охранял морские рубежи страны в Японском море.

За участие в героической обороне Одессы, Севастополя, Советского Заполярья, за победу над Германией, Японией папа имеет многочисленные медали, награжден орденом Отечественной войны.

И.Д.Афанасьев, В.И.Кужелев, Н.Карпов

Это был скромный человек, и о необыкновенном кругосветном плавании мы узнавали постепенно. Отец никогда не возводил этот поход в свою особую заслугу: он просто выполнял долг перед Родиной.

В.И.Кужелев в верхнем ряду, пятый слева.

В 1947 году Виталий Иванович Кужелев был демобилизован и решил возвратиться в г.Ростов-на-Дону. Но друзья по экипажу предложили поехать вместе на восстановление Сталинграда. Ведь моряк был еще и хорошим шофером. Сталинград стал для папы судьбоносным городом. Там он встретил подругу жизни Мидту Хаджимуратовну, нашу маму, с которой прожил 47 лет.

В Волгодонск молодая семья приехала в 1949 году. Здесь и родились мы, три сестры — Евгения, Наталья, Татьяна, которые не забывают папу и чтут его память.

Татьяна, Евгения и Наталья КУЖЕЛЕВЫ.