Категории Актуальные вопросыЗдравоохранениеНовости

Испытание коронавирусом. Корреспондент «Волгодонской правды» побывал в ковидном госпитале

15.06.2020

За дверью местного ковидного госпиталя начинается фронтовая полоса. За ней решается судьба людей, оказавшихся в лапах незримого, но коварного, врага по имени COVID-19. Весь мир воюет с «короной», и в Волгодонске тоже идут бои местного значения.

С 3 апреля, через инфекционный госпиталь прошли более 190 больных с подозрением и подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции, 62 из них – волгодонцы. Более половины пациентов уже справились с болезнью, даже самые тяжелые пациенты, которые находились на койках реанимации, на аппарате искусственной вентиляции легких, смогли побороть COVID-19. Но были и потери …

Корреспондент «Волгодонской правды» побывал в «чистой» зоне инфекционного госпиталя и узнал подробности настоящей биологической войны: кто и как борется за жизнь пациентов, где начинается «красная» зона и какое оно – «лицо» коронавируса.

Межмуниципальный инфекционный госпиталь Волгодонска борется за жизнь пациентов.

«Чистая» зона

Дверь между свободой и «заточением» открывается. Несколько ступенек на первый этаж госпиталя. Вот – комната с защитной одеждой для персонала, затем – небольшой холл, дальше – длинно-белый, пустой коридор. Тишина. «Чистая» зона.

«Здесь, часть первого этажа, занимает общежитие для медицинского персонала. Дальше – помещение для приёма пищи, ординаторская, кабинет старшей медицинской сестры. На этом всё. Дальше шлюз и «красная» зона, куда, вход медработникам без специальных костюмов строго запрещен», – поясняет мой экскурсовод на ближайшие полчаса, заместитель главного врача горбольницы №1 Людмила Алексеевна Довгань.

В 16 часов закончилась очередная смена и у корреспондента есть возможность пообщаться с временно вышедшими с фронта в «тыл» медиками.

Молодой специалист, выпускница РостГМУ и участковый терапевт поликлиники №3 Нина Склярова в госпитале с первого дня. Отметила здесь своё 30-летие. Знакомимся.

«Списки потенциальных работников госпиталя были составлены ещё в январе-феврале. Нас предупредили, что при наступлении экстренной ситуации, в любое время дня и ночи могут вызвать, чтобы никуда не уезжали из города. Так и вышло. Вдруг поступило распоряжение прибыть в госпиталь в течение часа. Я даже домой не успела за одеждой. В чем была – сразу сюда, потому что уже везли первую пациентку», – вспоминает Склярова.

После смены она продолжает работать за компьютером, заполняет электронные медкарты пациентов. Выглядит спокойно и уверенно. Даже не верится, что первые часы в госпитале, по признанию Нины Игоревны, были для неё самыми страшными. Из-за неизвестности. В голове вертелось: «Я – не инфекционист. Как работать, что за пациенты?». Одно дело – мерить костюмы защиты на занятиях в вузе, другое дело – в них работать. Но стоило несколько раз подняться «наверх», всё стало понятно и пришла уверенность.

«Красная» зона

Поясним, что «красная» зона начинается уже на первом этаже, где лежат пациенты с подозрением на ковид, так называемая «провизорная госпитализация». На втором этаже размещаются, так же, пациенты с подозрением на заболевание, а на четвёртом и пятом этажах получают лечение больные с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции, со средним и тяжелым состоянием. На пятом этаже развернуты реанимационные койки. Чем выше, тем опасней и труднее.

«Ко всем мы ходим в защитных костюмах, даже к тем, кто пока только под подозрением. Обход начинаем с них, уколы, капельницы – тоже. И потом выше, выше, – поясняет Склярова. – В реанимации – отдельная бригада врачей и медсестёр».

Наше общение прерывает какое-то оживление. Оказывается, позвонили, что из района везут больного. Доктор Склярова, в защитном костюме и противогазе, готова встречать карету «скорой помощи».

В коридоре появился мужчина в специальном костюме – направляется в «красную» зону. Пытаюсь пообщаться. Но, понимаю, что в таком «марсианском» облачении доктору лишние разговоры ни к чему. Позже узнаю: это был 34-летний выпускник Астраханской медицинской академии Серажудин Багамаевич Ясимов (на главном фото). Он работает врачом анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии-реанимации БСМП, специалист первой категории. В «горячей точке» Волгодонска уже две недели.

Кстати, находиться в защитном костюме очень трудно, особенно долгое время. Поначалу, когда на улице и в больнице было прохладно, то в костюме ощущалось присутствие комфорта. А теперь через 40 минут очки запотевают, «пить хочется ужасно», но выходить, пока не закончишь многочасовой обход или смену в реанимации, нельзя.

С ними – хоть в разведку

В данный момент госпиталем руководит начальник Лариса Николаевна Баранникова — начмед горбольницы №1. Старшая медсестра госпиталя – Елена Александровна Боричевская. На их плечах – вся оргработа: обеспечение медикаментами, расходным материалом, средствами индивидуальной защиты (СИЗами), а в случае необходимости – и препаратами крови. Плюс ситуация день ото дня динамично меняется. Появляется потребность в новых лекарственных препаратах. Администраторы должны быть постоянно на связи, чётко выполнять свою работу – круглосуточно, без выходных.

С Ларисой Николаевной так и не удалось пообщаться. Она была всё время в движении: звонила, выясняла, подписывала, выбегала, возвращалась, извинялась и говорила, что ей некогда. Не ответил на вопросы газеты и выпускник Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко, заведующий отделением анестезиологии-реанимации городской больницы №1, врач анестезиолог-реаниматолог Сергей Викторович Стодоля. Его стаж в сфере здравоохранения более 21 года. В госпитале отстоял 30-суточную вахту и снова туда собирается.

Также, автор этих строк встретил в госпитале начальника Управления здравоохранения Сергея Николаевича Ладанова. Его часы отдыха после очередного «боя на передовой» сокращались, как шагреневая кожа, а он всё не шёл отдыхать.

Сергей Ладанов свой отпуск посвятил работе в госпитале

«Запишите эти фамилии, — сказал Сергей Николаевич. – Город должен знать своих героев. Прежде всего это реаниматологи Владимир Зубарь, Иван Кобзев, Серажудин Ясимов, Сергей Стодоля, врачи-терапевты Нина Склярова, Анна Святова, Наталия Митина, врачи-пульмонологи Александр Калинин, Денис Казачков, кардиолог Виктория Заярная. Хочется отметить медицинских сестёр Елену Боричевскую, Амину Юнусову, Жанну Тупогуз, Татьяну Куницкую, Елену Колесникову, Ирину Лапоногову, Надежду Ковалевскую, Александру Коржовину.

Больные у них – сложные. Но медицинские работники делают всё необходимое – интенсивную терапию, лечение на ИВЛ, находясь в комбинезонах, перчатках, респираторах, противогазах. Вместе со своими пациентами они тоже проходят испытание коронавирусом».

По словам Ладанова, здесь подобралась очень хорошая команда. С любым из коллег «в любой комбинации» начальник Горздрава пошёл бы в разведку, потому что это настоящие профессионалы и очень самоотверженные люди.

Кислорода – достаточно

Добавим, что в госпитале в достаточном количестве есть всё, что нужно для работы – оборудование, медпрепараты, СИЗы, а также кислородные концентраторы. Кислородчики постоянно пополняют расход кислорода, обеспечивают подвоз, и ежесуточное подключение нескольких десятков штук баллонов. Даже по ночам можно слышать, как они подъезжают к роддому-госпиталю и в специальных рампах восполняют запас жизненно важного препарата.

Цикличность работы медиков госпиталя – облачился в СИЗ, поднялся в «красную зону», отработал 8 часов, вышел, снял с себя все средства – требует постоянно готовности экипировки. Разовая после работы должна быть утилизирована, комбинезоны многократного использования – обработаны, продезинфицированы, высушены, чтобы было что надеть новой смене.

Поэтому санитарочки, дезинфекторы, сёстры-хозяйки тоже трудятся здесь в круглосуточном напряжённом режиме. Так что кислорода достаточно во всех смыслах.

У ковида «стеклянное» лицо

«Сначала кажется, что всё у них хорошо. Лишь слабость и одышка. Но на снимках есть пневмония. В другой ситуации человек значения не придаст: подумаешь – повышенная утомляемость. Но проходит несколько часов, лёгкие на снимках уже под «стеклом», словно покрыты белой пеленой. Состояние пациента резко ухудшается. На следующее утро он уже в реанимации».

Вот такое оно – лицо коронавируса, по словам врачей. Медики каждый день ощущают на себе дыхание малоизученной болезни. Идейным скептикам, уверенным, что «корона» – это фейк, они советуют в любом случае соблюдать правила гигиены: мыть почаще руки, не трогать лицо, поменьше контактов. Словом, – защищаться. Современная «испанка» ещё не побеждена. А на войне – как на войне.

Валентина Варцаба, фото автора и работников госпиталя