Категории НовостиРоссийская газета

Хлеб арктический, глубокой заморозки

28.08.2020

Экспедиции нашли на Новой Земле хлеб и колбасу XIX века, а у Таймыра — подводный артефакт

Сенсационные находки сделаны в ходе совместной комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота. Один отряд исследователей на морском буксире МБ-12 работает в районе острова Северный (архипелаг Новая Земля), второй, на ледоколе «Илья Муромец», — в районе полуострова Таймыр.

Продовольственный склад (депо) исследователи нашли в расщелине между двух скал. Продукты пролежали там полтора века. Фото: предоставлено участниками комплексной экспедиции РГО и Северного флота на архипелагах Арктики

И оба отряда уже доложили об удивительных открытиях. На западном побережье Северного острова найден продуктовый склад, который заложили участники международной арктической экспедиции 1872-1874 годов. В основном финансировали ту экспедицию австро-венгерские и немецкие аристократы-меценаты, а участвовали в ней моряки австро-венгерского флота. В экипаже были также итальянцы, чех и много людей из государств Балкан и Адриатики, которых уже нет на карте. Продукты в склад заложили свои, европейские. Что сослужило недобрую службу: в расщелине между скалами, под камнями, наши обнаружили 9 бочек для хлеба и 7 ящиков с колбасой. Ящики и бочки в плохом состоянии. Кто-то скажет: а как иначе? Ведь колбаса и хлеб пролежали 150 лет.

Отвечу: наша тушенка лучше выдерживает испытание временем. Или, если быть совсем дотошным: русско-французская. Сам держал в руках 675-граммовую банку с щами и мясом, которую нашли в таком же продскладе на Таймыре. Заложил ее в 1900 году легендарный Эдуард Толль. Пролежав 120 лет в вечной мерзлоте, она вполне съедобна. Производитель: Санкт-Петербург, консервная фабрика Франсуа Азибера. Так что полярникам на заметку: выбирай отечественное! Моряки и исследователи сейчас напряженно работают. Высадка с буксира МБ-12 (капитан — Владимир Рогожин) на острова проходит в сложных условиях: рифы, сильный ветер, волны. Участники экспедиции установили памятную доску в честь основателей РГО (к 175-летию Общества) на мысе Желания на Новой Земле.

Второй отряд на ледоколе «Илья Муромец» повторяет маршрут первой Русской полярной экспедиции барона Толля 1900-1902 годов вдоль северных берегов Таймыра. В Енисейском заливе исследователи обнаружили подводный артефакт. Вообще-то артефактом его не считали, так как искали вполне конкретное судно: затонувший более ста лет назад ледокол «Вайгач». Нашли. Только оказалось, что это не «Вайгач». Нечто огромное, 56 на 9 метров, лежит на глубине 27 метров — там, где должен быть ледокол.

«Вайгач» не просто один из тысяч судов или кораблей, покоящихся на арктическом дне. Это кусок истории России: таинственный, романтично-трагичный и захватывающий. Ледокольный пароход «Вайгач» (в ту эпоху — «Вайгачъ») спустили в 1909 году с петербургской верфи. Первый капитан — Александр Колчак, да-да, тот самый.

Судно совершило несколько эпохальных экспедиций в Арктику, и вместе с собратом-ледоколом «Таймыр» прошло путь, который мы сегодня называем Северным морским. В 1913 году, уже без Колчака, экспедиция открыла Землю Николая II.

На таре можно прочитать надписи. Продукты время, увы, не пощадило. Фото: фото предоставлено участниками комплексной экспедиции РГО и Северного флота на архипелагах Арктики

Вы не знаете, где такая земля? А это еще одна удивительная история. По праву первооткрывателей участники экспедиции открытые земли провозгласили частью Российской империи: водрузили флаг, дали залп. И решили назвать остров (они считали его островом, хотя на самом деле это был архипелаг) Тайваем. В честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач». Увы, государь-император не согласился, повелел присвоить наименование Земля Императора Николая II.

Советская власть с царем тоже не согласилась, и в 1926 году Президиум ЦИК СССP переименовал архипелаг в Северную Землю. Таким его и знаем.

В Гражданскую войну «Вайгач» занимался тем, для чего его строили: снабжал заполярные радиостанции, вел исследования в Арктике. Погиб осенью 1918 года. У мыса Ефремов Камень напоролся на подводный риф. С «Вайгача» успели предупредить «Таймыр», благодаря чему он хоть и налетел на подводную скалу, но не так фатально: успел сбавить ход.

Весной 1919 года с командования ледокола снимут обвинения: в действиях командира судна старшего лейтенанта Тихменева служебных и навигационных упущений не найдено. Осадка судна была 4,6 метра, а на картах в том месте глубина обозначена в 18,3 метра.

…Тихменев сражался в войсках Колчака и погиб осенью 1919 года. Самого Колчака казнят в 1920-м. А «Вайгач» еще много лет «висел» на том рифе.

А потом море его забрало.

Какова его судьба — узнаем. Рано или поздно. РГО и Северный флот продолжают исследования, стирая загадки со страниц истории.

Текст: Игорь Елков