Погаснет ли «Огонек»?
Легендарный журнал приостановил выход своих номеров. Почему с ним не хочется расставаться?
В конце декабря, объявив о последнем печатном, а вослед и онлайн-выпуске, приостановил свой выход журнал «Огонек».
Для меня это очень печальное событие.
Правда, вежливо попрощавшись с остановившим «Огонек» издателем, редакционный коллектив поспешил оговориться, что с десятками тысяч «лучших на свете читателей и своих верных друзей» не прощается: «В России, как известно, надо жить долго — еще встретимся!» Я считаю, что новая «встреча» «Огонька» со своим читателем не только возможна — необходима.
От экономических подоплек просто так не отмахнуться, но журнал «Огонек» больше чем выгодное или невыгодное издание — он часть нашей истории. А с историей так не обходятся.
И одной лишь разницей принципов рыночной и государственной экономик это не объяснить.
В общественном сознании «Огонек» — великая марка и символ.
Тот, кто не прочитал последний номер «Огонька», во второй половине 80-х годов XX века выглядел выпавшим из поезда современности в ее лучшем — за весь XX век — изводе. Не читал «Огонек» — не в курсе главного, пропускаешь суть и смысл. Это время сделало журнал культовым изданием, частью нашего общественного мировоззрения, и если хотите — ментальности.
«Огонек» — по типу издания — качественный журнал. Парадокс, но он был таким и тогда, когда достигал во второй половине 80-х тиражного пика в 4,5 миллиона читателей. Обычно качественные издания, рассчитанные на солидного, знающего, искушенного читателя, отличающего ложь от правды и принципиально выбирающего правду, не так уж многотиражны.
Ломающие все предыдущие логики 90-е годы и рыночные законы существования начали вписывать журнал в другую культурную и экономическую среду: «Огонек» стал больше соответствовать собственному типу издания и терять тираж. Соответствие — хорошая вещь, но не тогда, когда оно заканчивается исчезновением. Издание может переживать экономические взлеты и закаты, но они не исчерпывают его миссию.»Огонек» — дореволюционное еще издание, ему совсем недавно исполнился 121 год. Он долго жил и был культовым журналом. Его материалы нельзя было пропустить
«Огонек» и в 2020 году печатал материалы, которые ни в коем случае нельзя пропустить. Одним из таких материалов была статья знаменитого барда и доктора наук, ученого- геофизика Александра Городницкого «Девочка и миф», посвященная истерике вокруг глобального потепления и всемирной подростковой активности Греты Тунберг. Ничего лучшего по постановке мозгов на место я за последние три года не читала. А постановка мозгов на место и есть миссия качественных СМИ.
Многим сегодня может казаться, что во времена фейков, хайпов, стримов и разрастающихся соцсетей она невыполнима. Но ее возникновение и выполнение не результат множества конкурентных слагаемых, экономической перетасовки карт, мелькания удачи и неудачи. Миссия должна быть выполнена уже потому, что она принята.
За эти 120 лет своего существования он, конечно, не был таким, каким он был на своем историческом пике во второй половине 80-х. У него были времена и комиксо-иллюстративные, и скучно-официозные, и напуганные, и «замшелые». Но и в «замшелых» временах «Огонек» неизменно оставался нужным и важным журналом. Масса простых читателей в городе и деревне тянулись, перелистывая большие лощеные страницы, к его изумительным иллюстрациям, с которых на них смотрело великое искусство — мировое и русское. То глазами детей хрестоматийной перовской «Тройки», то пышной красавицы брюлловского «Итальянского полдня», то апостолов Эль Греко. Сейчас кажется, что в том «замшелом» «Огоньке» было все, включая Караваджо и Дали. Нет, конечно, не было. Но «Огонек», как вода, всегда находил дырочку. И когда времена были глухими на мысль, идеи и политическую восприимчивость, утекал в сторону образования и просвещения. И среди самых далеких своих читателей, включая деревенских, запускал сценарии лучшего, что бывает с отдельными людьми и человеческим родом, — их культурного роста.
Не говоря уже о знаменитой «Библиотечке «Огонька», 66 лет просуществовавшей с той же миссией — приближения настоящей культуры.
«Огонек» закрывался и раньше. Кстати, еще в дореволюционной своей истории. И возможно, по сходным с теперешними экономическим причинам. Но возобновлялся (скажем, в 1923 году легендарным журналистом Михаилом Кольцовым) не по экономическим и не по политическим — по культурным.
Замечательный пассаж о пользе настоящего слова, литературы и гуманитарности представил публике писатель Евгений Водолазкин, оспаривая знаменитую уничижительную фразу в адрес России «Верхняя Вольта с ракетами». Он сказал, что в Верхней Вольте ракеты невозможны. А если и возможны, то не полетят. Потому что там нет Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ракеты не летят там, где нет высокой литературы, высокой культуры, высокой, качественной журналистики. А «культура — не бесплатное приложение к экономике».
Акцент
И тем не менее
Тут оживленно комментируют закрытие журнала «Огонек». У меня двойственное чувство по этому поводу. С одной стороны, действительно жаль, ведь с этим журналом жили наши родители, а прежде их родители, мы, наши дети. Я и сам не раз печатался в «Огоньке», за что благодарен его начальникам, например, Борису Минаеву. Но с другой… Если мы признаем, что эта жизнь течет по рыночным законам, то тогда зачем лить слезы по поводу тех, кто этим законам не соответствует?
Ведь если честно, то надо сказать следующее: это же не собственники закрывают журнал и не власти, так читатель проголосовал. Своим отношением к «Огоньку». Был бы на него спрос, значит, были бы поступления от реализации тиража, а самое главное — внимание и деньги от рекламодателей. Но спроса, увы, нет. А почему — тут долго можно рассуждать, говоря и о приверженности молодежи к «цифре», и о разрушенной системе реализации СМИ, и о плохой работе почты.
И что значит — спасти журнал? Передать его на кормление государству? Но тогда это уже не будет любимый и читаемый журнал, тут и к бабке не ходи. Найти спонсора, готового тратить деньги на издание? Но кто захочет из месяца в месяц содержать проект, который, увы, обречен всегда быть убыточным?
Жаль не только этот журнал, но и многие другие почившие в бозе знаменитые издания, с которыми мы выросли. Значит, появятся новые, с которыми будут расти наши дети и внуки.
Текст: Елена Яковлева