Категории НовостиОбразование

Формирование элит приобрело коммерческий характер

04.02.2021

Вчера, 2 февраля, президент России Владимир Путин поздравил лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года». Абсолютным победителем 2020 года стал учитель из Ростова-на-Дону Михаил Гуров, который преподает математику в «Лицее классического элитарного образования» (КЭО).

Название учебного заведения стало поводом для критики со стороны главы государства.

«То, что образование, видимо, в лицее на должном уровне даётся, — это понятно потому, что вы стали победителем конкурса «Учитель года». Но меня всё время смущают такие слова — «элитный», «элитарный». Почему нельзя просто — «Лицей классического образования»? Кто это придумывает у вас такие названия сложные, которые не радуют ухо нормального человека?».

Глава государства предположил, что такого рода название — способ «привлечь родителей, у которых есть денежки, которые могут заплатить». После этого президент поздравил Гурова и пожелал ему успехов.

Директор лицея Наталья Логунова заявила, что «в данном случае элитарное – это заведение, которое воспитывает и выпускает интеллектуальную элиту. Это интеллигентные, умные, образованные дети, которые готовы служить своему Отечеству».

Логунова добавила, что под элитой часто понимают богатых людей, однако «здесь совершенно иной смысл».

Эта ситуация породила споры вокруг слов «элита», «элитарность», и большая часть экспертов отмечают, что «элиты», как таковой, сегодня нет.

Член Совета по внешней и оборонной политике, экс-начальник ЦОС ФСБ, генерал-майор в запасе Александр Михайлов видит в подобном названии лицея только лишь маркетинговый ход для привлечения богатый родителей.

«Наши так называемые элиты не имеют устойчивых признаков, они не связаны с какой-либо сферой и слово «элиты» сегодня употребляется везде. В данном случае – это чисто маркетинговый ход для привлечения клиентов», – сообщил Михайлов.

Собеседник издания также заметил, что невозможно за десять лет создать элиту.

«Можно подготовить человека с определенными навыками, знаниями, но у элиты должны быть генетические признаки. Безусловно, учебные заведения выпускают умных ребят, но со временем эти качества улетучиваются, они не работают на благо общества, государства, они удовлетворяют личные амбиции. Когда мы говорим об элите, мы говорим о том, что мы готовим людей для выполнения очень важных социальных задач, но это сейчас сплошной популизм», – добавил генерал.

В России этот термин утратил свой первоначальный смысл и сегодня каждый амбициозный человек считает себя «элитой».

Видимо, в понимании таких людей элита – это наличие денег, публичность, пост и другие материальные блага, но не семейный род и, как минимум, знания и полезность для общества.

Со слов Александра Михайлов, сегодня выпускники престижных учебных заведений, где их убеждают, что они – будущая элита общества, не обладают необходимым объемом знаний, навыков и умений, эти выпускники не могут, а многие и не желают заниматься реальными делами. Они хотят руководить, или, в крайнем случае, что-то координировать! В то же время такие люди долго не задерживаются на одном месте и переходят на новую работу, где рассказывают, не о том, какой опыт приобрели, чего достигли лично, а в какой организации работали, пытаясь произвести впечатление звучными и известными наименованиями кампаний.

Эксперты отмечают, что выращивать элиту надо, но ориентироваться на «госзаказ» потребных специальностей и отбирать лиц, обладающих соответствующим статусом.

Ученые отмечают, что настало время для пересмотра отношения к элите, как к лицам, занимающим высокие посты, пусть даже назначаемых на должности Указами Президента России. Не может элита назначаться и освобождаться.

Эксперты отмечают, что к элитам можно отнести людей весьма скромных, внесших большой вклад в развитие государственности, науки, культуры, искусства, медицины, образования. Это не чиновники, не наемные работники, а труженики своим умом достигшие высот в какой-либо сфере.

Как отметил президент Владимир Путин, «власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создается прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания».

Борис Орлов
«Южная Служба Новостей»
03.02.2021