Крым — наш! Воспоминания об увлекательном путешествии из Волгодонска в Тавриду
Семь лет назад, 18 марта 2014 года, Крым вернулся в состав России. Помню, какие тогда были патриотические, радостные настроения – во всяком случае, у нас – на Дону. Как захотелось поехать в Тавриду в отпуск. Через два года, в 2016-м, мечта сбылась.
Прошло уже пять лет, но я с удовольствием вспоминаю эту поездку из Волгодонска на Крымский полуостров.
Справка. Таврида – название полуострова после его присоединения к России в 1783 г., одно из греческих исторических названий древнего и средневекового Крыма. Тавры – народ, населявший в древности Тавриду. Древнегреческое слово «tauros» переводится как «быки».
Дорога, паром и цены
За 9 дней мы преодолели на Kia Rio 2500 километров. Два дня ушли на дорогу туда и обратно. Неделя — на любование красотами Крыма. Семья из трёх человек (родители и дочь-студентка) потратила на путешествие всего 42 тысячи рублей. Правда, расходы на сувениры и подарки в эту сумму не вошли, а увеселительные заведения мы не посещали.
Надо сказать, что тогда Крымского моста ещё не было, и переправляться с «большой земли» на полуостров нужно было на пароме. Это, конечно, увеличивало время в пути, но добавило романтики и впечатлений в нашу поездку.
Чем хорошо автопутешествие? Свой маршрут на курорт мы спланировали сами, учитывая личные пристрастия и мечты. Заранее забронировали бюджетные номера на «Букинге» в местах ночёвок. Хозяевам двух частных гостиниц сделали 30% предоплаты.
Остальные предпочли наличку. Деньги везли с собой: это сейчас там полно рублёвых банкоматов, а тогда отделений Сбера и других распространённых у нас банков там не было.
Выехали утром 27 июля и, спокойно преодолев 618 километров, к вечеру добрались до станицы Голубицкой в Краснодарском крае. Там мы искупались в Азовском море и переночевали, чтобы на рассвете двинуться через Керченский пролив.
Очереди на паром в сезон отпусков достигали порой до 7 часов ожидания, но нам повезло: погода была «лётная», между портами Порт-Кавказ и Порт-Крым курсировали шесть автопаромов с красивыми названиями.
Все формальности мы прошли без проволочек, и часа через полтора после погрузки, кормя наглых чаек и любуясь морскими пейзажами, достигли берега Тавриды.
Сейчас всё вспоминается, как экзотика, за которую было заплачено 1700 рублей с машины и по 150 рублей с человека в одну сторону. Теперь эти деньги автотуристы экономят, мчась по красавцу-мосту. Кстати, после нас переправа встретила 3-миллионного пассажира.
А тогда с дорогами в Крыму была проблема. От переправы до Бахчисарая – вглубь полуострова, мы ехали через центр Керчи и Феодосию. Домой возвращались вдоль черноморского побережья — со стороны Алушты. И везде — однополосное движение. В Береговом, в районе Феодосии, попали в настоящую пробку – почти час ехали на скорости 10 км/час. Надеюсь, нынешним летом такого не будет.
Дороги у нас на Дону и в Краснодарском крае — неплохие, а местами даже очень хорошие, поэтому – кому интересно — расход бензина был 5,9 литров на километр при средней скорости 90 километров в час. Забегая вперёд скажу, что к концу путешествия средний расход топлива составлял 7,9 литра, а средняя скорость — 51 километр. В Крыму – серпантины однако!
Цены за пять лет, конечно, изменились. Но предполагаю, что тенденция с увеличением суммы чека на топливо – по мере приближения к Крыму – осталась. В 2016 году литр АИ-95 стоил там на заправках на 2 рубля, а газ – на рубль дороже, чем рядом на материке. Но зато количество АЗС и придорожных кафе вас порадует.
Ещё из минусов – нехватка дорожных указателей. Периодически мы без навигатора заруливали «не туда». Про культуру вождения могу сказать, что «аборигены» (82-й регион), зачастую пренебрегали ПДД, а «гаишников» в Крыму мы видели лишь один раз – на День ВМФ в Севастополе 30 июля.
Да, мы доехали до другого конца полуострова. Это была наша главная цель – попасть в город русской славы и непременно посмотреть морской парад!
Размещение и питание
Первым местом размещения в нашем маршруте была столица Крымского ханства Бахчисарай. Номер-«люкс» с общей кухней за 4 дня обошёлся нам в 7600 рублей. Цену указываю, понимая, что сейчас она вряд ли уже актуальна. Хотя, как знать – пандемия.
В номере, помимо кроватей, стояли диван и телевизор, имелись санузел с душем и горячей водой, wi-fi и кондиционер, москитные сетки и… комары. Так что, репеллентами запасайтесь.
На кухне было всё необходимое для приготовления пищи: плита, посуда, микроволновка, плюс стиральная машина, утюг и гладилка. Кстати, за ваши деньги вам могут готовить завтраки. За пользование стиральной машиной может быть назначена доплата или как договоритесь.
Наш отдых в Крыму оказался бюджетным потому, что дома мы запаслись продуктами – чтобы меньше тратить отпускного времени на походы по магазинам. Везли в багажнике не только купальные принадлежности, но и крупы, домашнюю мясную тушенку, питьевую воду, хлеб.
У нас были даже коровье масло с сыром и котлеты. И вы так сможете, а если не найдёте дорожного холодильника, используйте лайфхак — пластиковые бутылки с замёрзшей водой.
Фрукты и овощи покупали на крымских рынках. Томаты тогда стоили от 50 рублей за кило, а огурцы – по цене персиков – не меньше 70 рублей. Молочка была гораздо дороже, чем у нас на Дону, и к вечеру с прилавков исчезала.
Кстати, парковка машины входила в стоимость оплаты за жильё.
Достопримечательности
Кроме Бахчисарая, мы останавливались с ночевкой в Алуште и Феодосии, откуда совершали автоэкскурсии в Севастополь и Симферополь, Алупку, Судак и Ялту.
В День ВМФ, после праздничного парада кораблей Черноморского флота, посетили Малахов курган и Сапун-гору, панораму и диораму. Неизгладимые впечатление оставили Херсонес – место крещения князя Владимира, Ханский и Воронцовский дворцы, залы Левадийского дворца и Свято-Успенский монастырь. Отельная история — крымский междугородний! троллейбус с самым длинным в мире маршрутом, который мы, порой, встречали на пути…
Успели многое! Прошлись по аллеям ботанического сада в столице Крыма, парку миниатюр, трогательному зоопарку и пещерам Чуфт-Кале – в Бахчисарае. Поднимались к Ласточкиному гнезду и башнями Генуэзской крепости, спускались на канатке с горы Ай-Петри, побывали в музеях Грина и Айвазовского и краеведческом. Посмотреть в Крыму есть что – богатейшие историко-культурные места, красивая природа. И доброжелательные люди.
За семь дней в Тавриде осмотрели более 20 крупных «визитных карточек», я уже не говорю о памятниках, набережных, фонтанах, рынках, а также посетили галечный пляж в Алуште и песчаный в Феодосии – вода и берег были чистыми. И хотя бесплатные места заняты с раннего утра теми, кто не интересуется экскурсиями, купались с удовольствием.
Билеты в музеи — платные. Но для школьников, студентов, пенсионеров были льготы при наличии документов. С ветеранов боевых действий за вход денег не брали вовсе – только за экскурсовода.
Если у вас габаритные сумки – направляют в камеру хранения. Эта услуга, как и посещение большинства туалетов, платная. Есть «зазывалы» на платные парковки: они прямо под колёса бросаются в своём рвении, хотя рядом может быть совершенно бесплатная свободная площадка для машин туристов. И да — цена на сувениры растёт по мере приближения к морю.
Летом 2019-го мы на машине путешествовали в Абхазию. На обратном пути завернули в Крым – посмотреть Керчь и, главным образом, отметиться на новом мосту. Прокатились с ветерком — было круто! Но это уже совсем другая история.
Валентина Варцаба, фото автора