Как быстрее восстановиться после COVID-19
С постковидным синдромом сталкивается каждый пятый переболевший. На что надо обратить внимание и как помочь себе восстановиться, «РГ — Неделе» рассказал иммунолог-аллерголог, завлабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова Михаил Костинов.
Сейчас много говорят о постковидном синдроме: вирус бьет по всему организму. Как коронавирус влияет на иммунную систему?
Михаил Костинов: Иммунная система — наш главный борец с инфекцией, от ее исходного состояния во многом зависит развитие болезни и ее исход. Сейчас уже ясно, что коронавирус атакует многие органы и системы организма, в том числе и иммунную. У нас нет пока достаточных данных об исходных критериях, по которым мы могли бы заранее оценить: заразится ли человек и как тяжело будет болеть, хотя мы уже понимаем, кто в группе повышенного риска — это пожилые, люди с ожирением, заболеваниями сердца и сосудов. Но не редкость, когда тяжело болеют и молодые, внешне здоровые люди. За последний год, наблюдая, как по-разному — от очень легкой формы до смертельной — переносят заболевание разные люди, многие наконец задумались, что о состоянии иммунной системы надо заботиться так же, как мы бережем сердце, зрение, другие жизненно важные системы. Потому что наш иммунитет — это основа нашего здоровья.
Когда можно говорить, что у человека постковидный синдром?
Михаил Костинов: Первый симптом, с которым сталкивается большинство переболевших, — это сильная усталость. Многие отмечают ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, жалуются на раздражительность или, наоборот, депрессию, головокружение, плохой сон, отсутствие аппетита. Проявление симптомов индивидуально, они могут быть и слабыми, и сильными. Кроме того, у переболевших активизируются хронические инфекции, например герпес. Обостряются другие хронические недуги. Все это говорит о нарушениях в работе иммунной системы, центральной нервной системы. Причем то, что мы видим клинически, это только верхушка айсберга, изменения, которые происходят в организме, глубже и не всегда заметны сразу.
Как долго происходит восстановление? И можно ли его ускорить?
Михаил Костинов: Реабилитация включает в себя комплекс действий: это и бассейн, и физкультура, и всевозможные восстанавливающие процедуры. Поскольку во время болезни истощается иммунитет, накапливается дефицит иммунных клеток, нужно помочь им восстановиться. Есть предположение, что санаторного лечения для реабилитации после COVID-19 может быть недостаточно.
Наблюдения за болевшими атипичной пневмонией во время эпидемии 2001-2002 годов (ее вызвал похожий на нынешний коронавирус SARS-CoV-1) показали, что спустя даже четыре года после заболевания многие пациенты сохраняли дефекты в психическом состоянии. Вот почему, не зная отдаленных последствий по новой коронавирусной инфекции, медики ставят задачу не пускать восстановление на самотек. Наблюдения терапевта тут недостаточно. Каждый специалист — эндокринолог, кардиолог, гепатолог, невропатолог — должен помогать пациенту вернуть здоровье.
Получается, что даже если человек переболел легко, то у него позже могут возникнуть неприятные последствия?
Михаил Костинов: Этот вирус серьезно влияет на иммунную систему. СOVID-19 часто сравнивают с гриппом. Но смотрите: человек, который перенес тяжелый грипп, уже через две недели может выходить на работу. После COVID-19 восстановление идет месяцами. Через три месяца к тому уровню самочувствия, что был до заболевания, возвращается не более трети переболевших.
Еще не изучено влияние COVID-19 на аутоиммунитет. Нельзя исключить, что новый вирус может запустить или активировать аутоиммунные болезни.
Можно ли усилить реабилитацию — гимнастику, прогулки, диету — лекарственной терапией? Есть ли такие препараты, которые поддерживают иммунитет?
Михаил Костинов: В нашей стране традиционно используют иммунотропные средства. Сейчас их опробуют при реабилитации после COVID-19. Это, например, препараты интерферона. Также разработаны синтетические препараты, которые косвенно влияют на все этапы заболевания — от начала, когда вирус только проникает в организм, на последующих этапах — когда идет воспалительная реакция и может развиться гипервоспаление, и, наконец, на завершающем этапе — восстановлении. Сейчас идут международное и российское исследования новой нашей разработки — препарата «азоксимера бромид». Мы ожидаем, что он способен повлиять на иммунопатогенез практически на всех этих стадиях. Такой подход к лечению самый правильный — иммунитет надо поддерживать не только при реабилитации, но и с самого начала болезни. При этом хочу предупредить: перед применением таких препаратов нужно консультироваться с лечащим врачом. Как любые лекарства, иммунотропы имеют противопоказания и могут принести не только пользу, но и нанести вред организму. Особенно при неправильном использовании.
Как поддержать иммунитет заранее, чтобы снизить риск заражения?
Михаил Костинов: Самый эффективный метод — это вакцинация. Но если вакцины нет, можно применять лекарства, стимулирующие иммунную защиту, — это иммунотропные препараты. Остро эта проблема стояла прошлым летом, когда нужно было защищать медиков в «красных зонах».
Не все мои коллеги поддерживают применение таких препаратов, считают, что их влияние на иммунную систему недостаточно изучено. Лекарство может привести к ранней инициации иммунного ответа у человека, помочь иммунитету быстрее увидеть вирус и быстрее с ним справиться. Далее препарат восстанавливает дефекты иммунной системы, помогая справиться с воспалительной реакцией. Но не исключен и риск возникновения аутоиммунного поражения. Сейчас у нас редкий шанс изучить все эти процессы, и такие исследования идут.
Правда ли, что коронавирус «вытеснил» грипп?
Михаил Костинов: Думаю, дело не в том, что «вытеснил», а в том, что помогли карантинные меры. Проявления всех респираторных заболеваний в этом сезоне уменьшились в два раза — не только в России, это международные данные.
Но хочу отметить: в последние годы заболеваемость гриппом серьезно уменьшилась. Благодаря группе людей, которая делает прививки против гриппа по всей планете, сформировалась иммунная прослойка, тот самый популяционный иммунитет, в результате снизились и заболеваемость гриппом, и летальность.
SARS-CoV-2 — это новый вирус, мы к нему стерильны, у нас еще нет от него приобретенной защиты. Отсюда такой всплеск заболеваемости. Можно допустить, что у болевших COVID-19 косвенно формировался иммунитет и к гриппу — неспецифический. Но это только предположение, оно требует дальнейших наблюдений и исследований.
Есть ли угроза, что переболевшие COVID-19 на фоне снижения иммунитета будут чаще болеть другими инфекциями?
Михаил Костинов: Действительно, последствия у переболевших есть: у них возникают гаймориты, фарингиты, повторные внебольничные пневмонии. Какие косвенные признаки неблагополучия находят у таких пациентов? У них, как правило, высокий уровень иммуноглобулина-M (антитела IgM). Поэтому, если при тестировании этот показатель остается высоким в течение 2-4 месяцев, значит нужно искать другие причины нездоровья, которые мог инициировать коронавирус.
Врожденный иммунитет нужно беречь и поддерживать в течение всей жизни. Фото: Undrey / Istock
ТЕКСТ:Ирина Невинная