Категории Актуальные вопросыНовостиРоссийская газета

Запрет на экспорт топлива остановит рост цен на АЗС

22.04.2021

Запрет на экспорт топлива из России может остановить рост цен на АЗС, но не решит проблемы с рентабельностью производства бензина и едва ли будет действенен в долгосрочном периоде. Мера позволит правительству успокоить рынок, а в это время начнет работать обновленный демпфирующий механизм, который должен снять ценовое напряжение — пишет «РГ».

По словам вице-премьера Александра Новака, запрет на экспорт ряда нефтепродуктов, чтобы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, сейчас обсуждается в правительстве, наряду с увеличением нормативов продажи бензина на бирже до 15% от объемов его производства. В минэнерго концептуально поддерживают введение временных ограничений на поставки бензина за границу.Запрет на экспорт топлива заставит все объемы производимого бензина продавать на внутреннем рынке

Запрет экспорта, как и увеличение биржевых продаж, напрямую на стоимость топлива не влияют, но эти меры приведут к росту предложения бензина на внутреннем рынке и должны оказать давление на цены. Подорожание топлива пытаются сдерживать, создавая искусственный профицит бензина на внутреннем рынке.

Кроме этого, запрет на экспорт окажется серьезной демонстрацией решимости правительства идти до конца в деле сдерживания роста розничных цен на топливо. Нефтяным компаниям уже обещали применить эту меру. Впервые запрет угрожали ввести в 2018 году, и этого оказалось достаточно, чтобы шторм на топливном рынке спал. Но сейчас ситуация сложилась немного иная, рост экспортных поставок бензина за границу с начала года совсем незначительный, а товарные запасы бензина в стране уже превысили 1,7 млн тонн.

«У нас нет проблем с наполнением внутреннего рынка, лишь 10% от производимых на российских заводах бензинов отправляются за рубеж», — говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его мнению, речь идет не о уже запланированном запрете экспорта, а просто о самом факте возможности введения такой меры. Но в текущих условиях это не даст никакого результата. У государства уже есть отработанные механизмы регулирования поставок на внутренний рынок. Это накопление запасов, нормы поставок нефтепродуктов на биржу и демпфирующий механизм. Проблема роста цен проистекает из низкого курса рубля по отношению к доллару, и увеличения налоговой нагрузки, считает эксперт.

Цены на российских автозаправках растут шестнадцать недель подряд. Фото: Сергей Куксин

Аналогичного взгляда придерживается руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов, который уверен, что ограничительные меры, такие как запрет экспорта бензина, являются нерыночными механизмами и не желательны для экономики. Проблемы дефицита бензина в РФ нет, есть вопрос низкой рентабельности реализации в условиях политики сдерживания розничных цен, подчеркнул Усов.

Кроме этого, если запрет будет введен, то он может иметь и негативные последствия для некоторых нефтеперерабатывающих предприятий, которые изначально ориентированы на экспорт, например, НПЗ в Ленинградской, Рязанской и Нижегородской области. Потеряет в доходах от экспорта и бюджет. В 2020 году экспортная пошлина на нефтепродукты принесла в казну 256,4 млрд рублей.

«За скобками также можно оставить вопрос об исполнении контрактных обязательств перед иностранными покупателями, который неминуемо возникнет в случае запрета на вывоз нефтепродуктов», — говорит Александр Фролов. По его мнению, введение запрета на экспорт будет признанием ошибочности нового витка большого налогового маневра (снижения до нуля экспортной пошлины на нефть и рост налога на добычу полезных ископаемых).Тем временем

Цены на нефть могут вырасти до 74 долларов за баррель из-за сокращения ее общемировых запасов в хранилищах, сообщает Bloomberg, цитируя экспертов Citigroup и Международного энергетического агентства (IEA).

В феврале этого года запасы нефти превышали средние за пять лет всего на 57 млн баррелей, в то время как прошлым летом излишки составляли 249 млн. Рекордная заполненность нефтехранилищ стала одной из главных причин падения котировок барреля в пандемию. Сейчас в США объем запасов сократился почти до уровня 2018 года. Большие запасы нефти сохранились только в Китае — крупнейшем импортере «черного золота», а в развитых странах они уже вернулись к среднему уровню за последние пять лет, констатируют в Citigroup.

Рост цен на нефть спровоцирует увеличение стоимости автомобильного топлива в Европе, что в свою очередь окажет некоторое давление на внутренний рынок России, поскольку возрастет привлекательность поставок бензина за границу. Негативный эффект от этого должен частично нивелировать демпфирующий механизм, новые параметры которого заработают с 1 мая этого года.

Текст: Сергей Тихонов