В Волгодонске исчезла остановка «Балатон», или Как мы забываем историю города
С прошлого года Волгодонцы видят в городе новые остановочные павильоны в стиле хай-тек. Появились на них и яркие, заметные издалека наклейки с названиями.
Каково же было удивление автора этих строк — корреспондента «ВП», когда он вместо слова «Балатон» прочитал совершенно другое — «Улица Морская». Ещё в феврале наш сайт писал, что остановка «Балатон» по просьбам волгодонцев перенесена дальше от «зебры». А в июне (а говорят, даже с весны) она уже совсем иначе называется. Только теперь не понятно по чьим просьбам.
Сразу вспомнилось, как в прошлом году, к 70-летию Волгодонска, в общественном транспорте транслировали аудиоэкскурсии, рассказывали о местных достопримечательностях. Ещё тогда не понравилось объяснение факта, откуда в степном городе взялось это иностранное название.
Формулировка была примерно такая (дословно, конечно, не помню): «В Волгодонск прибывали строители со всей страны, приезжали зарубежные специалисты. Неподалёку от остановки — на улице Ленина — был открыт Интерклуб «Планета». И вот тогда появилось название «Балатон». Внезапно почему-то в честь венгерского озера.
Немало подивившись в душе этой несуразице и «притянутым за уши» объяснениям, промолчала. Но вот сейчас решила всё-таки написать — откуда такое название и выяснить, кто его поменял.
«Паша-Балатон»
Заграничное имя у остановки появилось с лёгкой руки очень известного в конце 1990-х годов волгодонского предпринимателя Павла Дмитриевича Зубкова.
Он вырос в нашем городе, учился в средних школах №№9 и10, с красным дипломом ВТЭМа пошёл работать токарем-расточником на Атоммаш. Служил в Южной группе советских войск в Венгрии, где, видимо, был околдован не только мадьярскими красотами, но и количеством продуктов на душу населения.
Когда на заводе стали месяцами задерживать зарплату, Павел вспомнил своих сослуживцев. Друзья приехали в Волгодонск из Харькова, Алма-Аты и Омска, создали фирму «Балатон». Сеть продовольственных магазинов в городе получила угорские топонимы — «Балатон» и «Будапешт», а её хозяина за глаза дружелюбно называли «Паша-Балатон».
Именно в то время по просьбе Павла Зубкова на улице Морской была создана новая остановка общественного транспорта. Разумеется, она имела одноимённое название с зубковским магазином, стоящим рядом и примерно посередине дорожного участка от 30 лет Победы до вокзала.
Расстояние между этими точками было значительное, и тем горожанам, кто жил в пятиэтажных малосемейках на Морской или девятиэтажных на Ленина, кому нужно было в ЗАГС или иммунологическую лабораторию, отмеряли его ногами. С появлением остановочного павильона ситуация поменялась в сторону, как бы сейчас сказали, улучшения качества жизни горожан.
Добавлю, что к 2000 году фирма Зубкова стала одной из крупнейших продовольственных компаний Волгодонска, насытила городские прилавки разнообразными продуктами. Старожилы это хорошо помнят. Как писал тогда «КоммерсантЪ», «Павел Дмитриевич считался удачливым бизнесменом, что самое удивительное — далёким от мафиозных структур». Человек творил историю родного города — хотел, чтобы здесь была маленькая Европа, а мы жили не хуже, чем в Венгрии.
В феврале 2001 года он избрался депутатом Волгодонской городской Думы третьего созыва по 22-у округу. А в ночь с 18 на 19 октября, в возрасте 36 лет, вместе с двумя охранниками погиб от руки киллера, который выпустил в своих жертв несколько автоматных обойм. Похоронен на Аллее почетного захоронения старого кладбища.
Очень быстро «доброхоты» распотрошили бизнес Зубкова. И, по-сути, кроме названия остановки, никакой памяти об этом человеке в городе не оставалось. До недавнего времени. А теперь нет и названия. Как просто оказалось вычеркнуть прошлое…
«Не актуально!»
Небольшое журналистское расследование помогло выяснить почему, как и когда произошла трансформация. Ведущий инженер транспортного отдела ДСиГХ Зинаида Мурзинова пояснила, что решение о переименовании было принято по просьбе волгодонцев.
«К нам обратились жители, которые писали, что магазина такого уже нет, и «Балатон» — это сегодня не актуально. Обращение было рассмотрено на заседании транспортной комиссии, есть протокол. В обиход ввели не сразу: процедура изменения — не из дешевых и связана с конкурсами. Сейчас вывеска новая, а в транспорте можно слышать, как объявляют ещё по-старому (словно извиняясь — прим. авт.) Предлагалось несколько вариантов новых наименований, но большинством голосов остановились на «Улице Морской».
Очень оригинально! Особенно, если учесть, что на улице Морской аж восемь остановок и каждую из них можно было бы назвать так, как теперь «Балатон». Придумали бы уже «Библиотека» или «Отдел ЗАГС», или «Новая». Но логичнее звучало бы — «Остановка Павла Зубкова».
Кстати, заседание коллегиального органа, который принял решение «похоронить» «Балатон», состоялось под председательством замглавы администрации города Сергея Вислоушкина ещё в конце 2019 года. Переименовали по-тихому… А мы-то и не знали…
По словам работницы Департамента, не будет теперь у нас и остановок с названием «Артемида», остававшихся как светлая память о другом волгодонском предпринимателе и депутате — Александре Петровиче Смольянинове. Вместо них на проспекте Курчатова (рядом с «Рандеву») теперь «Квартал В-5», а на улице Карла Маркса — «Шёлковый путь».
Место посадки и высадки пассажиров на улице Окружной, известное ранее как «Общепит», теперь звучит «Улица Окружная», «Парк Молодёжный» — что на Карла Маркса, с лёгкой руки и по просьбе православных горожан, что называется «перекрестили» в «Соборную». А «ВОЭЗ» — в «Садоводство «Машиностроитель». Господи, а ВОЭЗ кому помешал? Кому актуальность не даёт покоя?
А между тем, именно так история города, словно ластиком, легко стирается с дорожной карты и из памяти людей. Вы согласны?
Валентина Варцаба, фото автора