Категории Новости

«Стройка». Главы из романтической повести о Волгодонске 1970-х представил инженер и архитектор Анатолий Андреев

07.08.2021

В воскресенье, 8 августа, в нашей стране День строителей – праздник людей, которым Волгодонск обязан своим появлением. Именно строители более 70 лет назад заложили в донской степи наш город, который рос и развивался от одной городской стройки к другой.

Дорога к храму

Один из создателей Волгодонска – директор ООО «Инженерный центр» Анатолий Андреев — человек с более, чем 50-летним строительным стажем.

Центр сейчас закрыт, Андреев на пенсии. Но этот профессионал своего дела и творческий человек вместе со своим коллективом выполнили проект самого большого и величественного местного храма Рождества Христова в парке Молодёжном. А ещё были храмы праведно воина Фёдора Ушакова, Свято-Троицкий и другие — всего 12 проектов, не только в Волгодонске, но и по России.

Родился Анатолий Андреев в 1947, голодном, году в селе Песчанокопском Ростовской области. Там же окончил среднюю школу с золотой медалью, а потом, также с красным дипломом, РИСИ —  один из лучших строительных вузов страны. В армию пошёл служить по специальности – сам попросился в «стройбат» — строил панельные дома в дагестанском Буйнакске.

«После службы приехал в Волгодонск на «новую стройку», где и случилась вся моя трудовая биография: мастер, прораб, старший прораб, начальник ПТО СМУ, начальник ПРО УС «Гражданстрой», замначальника УС по производству, зам. по экономике. Были и другие эпизоды в профессиональной жизни, но всё равно — это был Волгодонск, и это была стройка, – говорит Анатолий Васильевич, объясняя, почему он начал писать романтическую повесть с коротким и ёмким названием «Стройка».

В марте 1972 Андреев стал мастером УС «Волгодонскпромстрой» на участке по строительству жилья. Свои первые кирпичи он заложил на улице 50 лет СССР, где возводилось жильё.

В том же году молодой специалист женился. Это была одна из первых комсомольских свадеб, на нее пришёл в качестве почетного гостя начальник стройки Виктор Горяинов и пообещал выделить для молодоженов малосемейку. И слово свое сдержал.

Виктор Горяинов. Этим именем начинается повествование романтической повести «Стройка», первые главы которой Анатолий Васильевич Андреев предложил для публикации на сайте «Волгодонской правды». Все персонажи повествования реальные. Как сложится их судьба и будет ли среди них место для самого автора, узнаем, когда книга выйдет в свет.

А сейчас совершенно точно известно одно: «В этой книге будет чистая правда о стройке и откровенная оценка происходивших событий. Особенно главы о разграблении Атоммаша и приватизации треста ВДЭС. Многим, из ныне живущих, она может не понравиться. Но никто не упрекнёт меня в фантазиях». Так коротко Анатолий Андреев представляет свой литературный опыт.

Итак, читаем «Стройку»…

День первый
Ранним июльским утром 1971 года у парадного входа в здание горкома партии Волгодонска остановилась запылённая «Волга», из неё вышел худощавый брюнет в тёмно-сером костюме, протёр туфли тряпицей, услужливо поданной водителем, и, бодро пробежав по ступенькам, исчез в парадной двери.

Это был начальник открывающейся в городе стройки Горяинов Виктор Васильевич. Поставив в известность о своём прибытии секретаря горкома и заручившись звонком в гостиницу о размещении гостей, Горяинов спустился к машине. Короткий разговор с двумя другими пассажирами. Авто лихо несётся по ул. Горького к гостинице, временно размещённой на первом этаже пятиэтажки из красного кирпича. Здесь их уже ждали – двухкомнатный «номер», казённо обставленный стандартной мебелью, был чист и прохладен.

Гости, освободившись от пиджаков, расположились: кто на диване, кто на кроватях, и приступили к короткому совещанию: предстояло осмотреть будущее здание управления новой стройкой и общежития для ИТР и рабочих на улице Волгодонской, чтобы определиться с численностью первого «десанта» специалистов.

На ул.50 лет СССР, 1973 год. ИТР участка №1, описываемого в отрывке из повести. Анатолий Андреев — второй справа.

Стартовый сигнал о начале стройки поступил в «Волгоградгидрострой» из Москвы и кураторы не советовали медлить: стратегические интересы государства требовали немедленных действий – будущий завод должен стать первым в мире заводом полного цикла по изготовлению оборудования атомный станций.

В путь отправились пешком, наскоро перекусив в кафешке у кинотеатра «Восток», и, дождавшись назначенного в проводники инструктора горкома, отправились на Волгодонскую. Как и ожидалось, помещения трёх бараков, отдаваемых в аренду «Волгоградгидрострою», носили следы поспешной эвакуации прежних жильцов и требовали как минимум косметического ремонта:

– Уже хорошо, — подумал Горяинов, – будет чем на первых порах занять прибывающих специалистов!

Настало время рассказать об остальных пассажирах: один из них — известный на строительстве Волжской ГЭС бригадир Анатолий Михайлов, орденоносец, брутальный мужик с голосом и повадками человека, привыкшего подчинять рабочий контингент. Другой — геодезист Юрий Жуков, главной задачей которого было «забить колышки» на территории будущей Пионерной базы стройки и первого жилого дома для участников строительства на улице 50 лет СССР. Для него это была привычная работа, но сулившая некоторый карьерный взлёт на новой стройке.

А вот Михайлов приехал в неизвестность: бригадиром работать он уже устал, а поскольку строительного образования не имел, то руководство пообещало ему подобрать что-нибудь, не требующее образовательного ценза, но с хорошей зарплатой.

К слову сказать и у Горяинова «формула аккредитации» была похожей: с образованием – вечерний строительный техникум – в те времена можно было рассчитывать разве что на должность «линейщика», что явно не вписывалось в амбиции нашего героя.

Но судьба сдала ему козырную карту в виде женитьбы на племяннице начальника главка «Главзаводспецстой» Бизяева, и в качестве «бонуса» к юной жене, родственник предложил ему должность начальника новой стройки в богом забытом Волгодонске. Отбросив некоторые сомнения, Горяинов согласился – тем более, что ему был обещан «толковый главный инженер», которому и предстояло тащить на себе все тяготы разворачивающейся грандиозной стройки.

Волгодонск, 1976 год, ул. 50 лет СССР с видом на вокзал

Впоследствии всё задуманное исполнил главный инженер управления строительства «Волгодонскпромстрой» — Анатолий Георгиевич Титов, он и руководил всем строительным процессом. Это была «ещё та симфония» — порою оставаясь ночевать в служебном кабинете.

Но это всё будет потом! А пока, осмотрев бараки и оставив назавтра знакомство с площадкой будущей Пионерной базы совместно с руководством города и приглашёнными главами местных строительных и промышленных предприятий (будущая совместная работа требовала координации «у берега»), наши герои задумались «о закреплении события» традиционным русским способом: выпивкой на лоне природы!

Вернувшись в гостиницу и разбудив шофёра, заехали в недавно открывшийся магазин «Забарского» (так жители называли его по имени директора) и, нагрузившись свёртками со всем необходимым, отправились в порт, тем более, что осмотр его входил в программу командировки. Но желание «расслабиться» взяло верх, как только слева показались живописные кустарники.

– Сворачивай! – Горяинов угадал настроение соратников и водитель послушно въехал на неширокую полянку, где очень кстати лежали две забытые когда-то шпалы. Расстелив газеты, сервировали «стол»: нарезана «Любительская», раскрыты плавленые сырки, разложены помидоры, яблоки… не забыт и «Нарзан»…и в стаканы, побулькивая, полилась «Столичная», обещая скорую приятную истому в теле и в душе!

Много лет спустя новички, услышав ответ на вопрос: «Куда поедем посидеть?» – «А в ресторан «Шпала»!» будут недоумённо вскидывать брови. И только немногим из них старожилы объяснят происхождение странного названия. И чудесным образом эти шпалы будут лежать ещё много лет… И даже, когда они исчезнут, название места останется, как сейчас говорят, легендарным «мемом» — штрихом далёкой истории.

Новый город

День второй
Промплощадка, которая в планах значилась как «Пионерная база» располагалась в поле, край которого ограничивала улица Степная – название соответствовало: обычная грунтовая степная дорога, лишь на небольшом отрезке её было несколько домиков частной застройки под названием «22-ой квартал» да ещё дальше, ближе к городу, такие же домики под народным именем «Шанхай».

Развернув карту – ситуационный план (топография ещё в пути!) – Жуков карандашом показал Горяинову границы отведённой территории, расположение будущих цехов, временные дороги, которые потом предстояло «одеть в бетон» (дорога к жилой застройке, к железнодорожной станции, к промпредприятиям города) и дорогу на Красный Яр, жители которого пока добирались до города пешком, порою по непролазной грязи.

– Дааа! – Горяинов вспомнил, как на совещании перед командировкой акцент был сделан на том, что из 4-х начальников участков из «Гидростроя» будут направлены двое, да ещё начальники автоколонны и механизированных работ – остальных специалистов надо искать на месте.

С рабочими тоже: головная организация даст три десятка монтажников, сварщиков, водителей, крановщиков… даже каменщиков не будет! Единственным утешением для решения «кадрового вопроса» было использование обещания скорого получения квартир (в городе их ждали по 15-18 лет!)…

Впоследствии так и случилось! Но после того, как местные предприятия накрыла волна увольнений классных специалистов, пришёл «сверху» запрет и стройка стала принимать всех подряд: так бригады каменщиков на участке жилья стали «комплектовать» поварами, продавцами, колхозниками и даже учителями (в 1973 у меня в бригаде каменщиков работал учитель пения – авт.)

Между тем, к концу дня городская власть помогла подготовить комнату в бараке на Волгодонской с функцией отдела кадров и город «забурлил»!!!

День десятый…и другие дни

Уже через месяц «процесс пошёл»! Задолго до начала рабочего дня у окошка отдела кадров, где сидел «первый линейный начальник» — Алексей Фёдорович Приходько — (это потом его сменит приятная на вид, но строгая Зоя Бревнова!), выстраивалась очередь соискателей заветного места на стройке. Получив направление, согласно профессиональных качеств, они шли на инструктаж на будущую улицу 50 лет СССР, где их встречал прораб Лазарь Снезский.

Атоммаш строится

Участок №1 располагался в вагончике ПДУ на границе частной застройки (помните – 22-ой квартал?). Внутри за наскоро сколоченном из досок столом, накрытом клеёнкой, сидел Лазарь Михайлович,только вчера получивший должность прораба и чертежи первого объекта – пятиэтажного жилого дома на 70 квартир. Рабочие получали общий инструктаж и отправлялись ждать вызова на работу – стройплощадка ещё была не готова, где уже урчала техника временно арендованная у местного СУ-31 – копали котлован под фундамент.

Геодезист Жуков с нивелиром следил за глубиной, а техникой командовал прораб Лазарь Снезский, срочно покинувший родной Ростов в погоне за общей мечтой – благоустроенной квартирой: Ростов-на Дону такой надежды не давал!

Приходько придирчиво листал трудовые претендентов, квалификационные корочки и даже при безупречных документах ставил визу «с испытательным сроком». Но, если к столу садилась девица, суровый начальник моментально преображался: глаза его маслянисто поблёскивали, наскоро пролистав документы и бросив взгляд на техника Любу Мельникову, работавшую в уголке с чертежами, он предлагал девушке подойти за решением к концу рабочего дня.

Люба уже знала, что ближе к пяти вечера начальник скажет ей, прорабу Снезскому и мастеру Симонову, что «все вопросы утром», и с внезапно порозовевшим лицом примет будущую работницу «для изучения документов» и «собеседования»!

Подготовила Валентина Варцаба, фото из личного архива Анатолия Андреева