Культурная суббота: Волгодонский эколого-исторический музей приглашает на свои выставки по «Пушкинской карте»
14.09.2021
В минувшую субботу Волгодонский эколого-исторический музей, поддержав Всероссийскую акцию «Культурная суббота», подарил жителям города возможность бесплатного посещения большого количества выставок и экспозиций.
Нина Егорова, фото автора
Сотрудники музея были приятно удивлены огромной популярности проводимого ими мероприятия. Тяга волгодонцев к познанию истории своего края, получению новых, интересных сведений о быте, культуре и традициях предков оказалась настолько высока, что экскурсоводам пришлось по нескольку раз, для разных зрительских аудиторий повторять свои экскурсии.
Стоит отметить, что они великолепно справились с поставленной задачей, находя увлекательные факты и форму подачи материала для посетителей разных возрастных групп. В эту субботу музей посетили школьники, студенты колледжей и техникумов, жители города шли целыми семьями. А посмотреть и послушать действительно было что.
Тон и настроение этому дню задали волгодонские поэты, читавшие свои стихи, стихи других авторов, посвященных любви к малой и большой Родине, к нашему чудесному русскому языку. Час поэзии затронул самые тонкие струны души, к декламации стихов присоединились студенты и сотрудники музея.
Переместившись в зал, где расположились экспонаты выставки «Полотняная летопись», приняв участие в интерактивной программе «Рушники тканые, да скатерти браные», посетители словно почувствовали тепло рук старинных мастериц, вышивавших и ткавших такие казалось бы простые, но столь важные для души, для домашнего уюта вещи. Осознали тайный, обрядовый смысл рисунков вышивок, украшавших произведения народного творчества.
Любителей живой природы порадовала экскурсия с элементами игры, посвященная эволюции животных донского края, а волгодонцев увлеченных историей развития казачества на Дону – мероприятие «Где казак, там и слава». Некоторые впервые услышали о «Походах за зипунами» 17-18 веков. В ту пору казаки не возделывали землю. Их главной обязанностью была военная служба. Но вознаграждение за нее выплачивалось очень нерегулярно, порой с годовыми задержками.
Казаки и беглые крестьяне, скопившиеся на Дону, нашли выход в набегах на соседей — за добычей. Их стали называть походами за зипунами. (Зипун — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна). Власть обычно ставила такие набеги в укор казакам. Тем не менее походы за добычей в некоторой степени помогали определенному снижению социальной напряженности в казачьих областях, особенно среди бедняков.
Особое внимание посетителей, особенно их мужской части , всегда привлекает оружие. Казачьи шашки, вооружение русской и турецкой армий широко представлены в экспозиции. Увидели посетители и первый макет скульптуры казачьего генерала Бакланова. Он несколько отличается от памятника, что сегодня установлен на заливе у ТРЦ.
Кстати, экскурсовод пояснил, что несколько несоразмерные пропорции коня и всадника, порой удивляющие тех, кто видел эту скульптурную композицию, на самом деле соответствуют исторической правде. Яков Бакланов обладал ростом два метра и два сантиметра, а степные лошадки напротив – невысоки, приземисты. Так что сами понимаете, как выглядел такой всадник со стороны. Зато Яков Петрович обладал огромной, под стать росту силой – мог одним ударом перерубить седока вместе с лошадью!
Вниманию зрителей был представлен и макет станицы Цимлянской – какой она была в начале 19 века. Расположение куреней, церкви – воссоздано по фотографиям известного казачьего фотографа, уроженца станицы Терновской Ивана Болдырева.
Женскую часть посетителей музея увлекло тематическое мероприятие «В каждом посаде – в своём наряде». На основе экспонатов выставки «Русский традиционный костюм 19 века» экскурсовод провела увлекательное путешествие по российским губерниям, рассказала, чем отличались фасоны и украшения женских нарядов в них. Как по украшениям можно отличить вдову от замужней женщины, особенности костюма девушек на выданье.
Выставка «Вещи и время» оказалась очень интересна и детям, которые возможно впервые увидели предметы, уже вышедшие из обихода, узнали о их предназначении. И взрослым, словно попавшим в мир своего детства, молодости, вспомнившим, как мечтали получить в подарок, приобрести одну из ставших на сегодняшний день раритетом вещь.
Малыши начальных классов с удивлением рассматривали старинные утюги, особенно самый старший из них –рубель. Недоумевали, как же можно гладить этой «деревяшкой с зазубринами»? Хорошо, что рядом есть экскурсовод – объяснит. А взрослым, которых в отличии от детей не поражает, например, вид различных моделей телефонов ушедших столетий, расскажет интересный факт о стоимости абонентской платы за это чудо техники в конце 19 века. Она составляла 250 рублей в месяц! В то время учителя получали зарплату 25, врачи – 35 рублей.
Посетителям демонстрируют логарифмические линейки, арифмометры, калькуляторы, первые компьютеры огромных размеров – всё, при помощи чего производились подсчеты и измерения. Различная фото и видео аппаратура, оборудование для проявления фотопленки и печатания фотографий вызвала живые воспоминания взрослых о часах, проведенных в темной комнате, слабо освещенной красным фонарем и о чуде возникновения на белой фотобумаге изображений. Детям же, вообще не понятно почему может закончится плёнка и почему первые фотографы тратили до 8 часов на то, чтобы сделать один кадр?!
Радио, музыкальные проигрыватели, различные виды часов от каминных до карманных, от авиационных до шахматных – обо всем рассказал экскурсовод, а в завершение, все вместе подвели итог. Оказывается, большую часть этих предметов «отправил в историю» наш современный смартфон. Хотя есть пока и недоступные ему функции – гладить белье и завивать волосы его еще «не научили».
Особое эстетическое удовольствие приносит экспозиция «Предметы декоративно-прикладного искусства 18-19 веков». Посетителей знакомят с прекрасными изделиями из фарфора и его разновидностей – фаянса, бисквита (неглазурованного фарфора), изготовленных на самых известных российских и зарубежных заводах и фабриках: Конта и Бёме, Франца Гарднера, Ивана Емельяновича Кузнецова, Матвея Сидоровича Кузнецова, Мейсенской Королевской Мануфактуре, Дрезденской мануфактуре Карла Тиме.
Настольные лампы, вазы, инкрустированные столики, французские часы. Кстати, удивительной красоты часы, выполненные в готическом стиле, являются стотысячным экспонатом музея. Принадлежали они известному шахтовладельцу и хлеботорговцу Елпидифору Трофимовичу Парамонову.
Много интересного рассказала экскурсовод. Например, что такое «фраже». В начале 19 века Иосиф Фраже организовал первую в Варшаве фабрику по производству металлической посуды. На нее гальваническим методом наносился слой серебра или золота. А теперь так называют любые изделия из недрагоценных металлов, изготовленные в этой технике.
Гордостью музейной коллекции называет экскурсовод германскую двухцветную декоративную вазу, выполненную в технике галле. Технику многослойного травления стекла изобрел французский дизайнер Эмиль Галле.
Суть метода заключается в следующем: если в изделии имеется 2 основных цвета, стеклодувом выдуваются две оболочки, одна из которых вправляется в другую (цветов может быть и больше, соответственно, столько же и оболочек). Напоминает эта процедура принцип «матрешки». Когда стекло затвердевает, художник на цветной оболочке рисует ту или иную картину специальным лаком, который устойчив к воздействию кислот. Далее на изделие наносится плавликовая кислота, которая вытравливает незащищенные участки стекла до тех пор, пока процесс не затронул нижнюю оболочку. После этого изделие промывается, сушится, и процесс повторяется на следующем слое…
Такие изделия были очень дорогими и изготавливались в свое время исключительно для правящей элиты. Интересно урановое стекло, изделия из которого коллекционировала советская актриса Людмила Марковна Гурченко. Несмотря на свое грозное название, урановое стекло абсолютно безобидно для тех, кто использует его в обиходе. Утверждают — для того, чтобы пострадать от радиации, излучаемой урановым стеклом, нужно ежедневно, трижды в день пить из такого стакана в течение четырёх тысяч лет.
Словом, массу интересной и полезной информации почерпнули гости музея посетив его выставки и экспозиции. Экскурсоводам, а все они – научные сотрудники научно-исторического отдела Волгодонского эколого-исторического музея, удалось поведать необыкновенные истории обыкновенных вещей, заинтересовать и удивить каждого – от мала до велика.
Завершив мероприятия «Культурной субботы» музейные работники приступили к подготовке новых программ, экспозиций и выставок. Они всегда рады посетителям. Кстати, зайдя на сайт Волгодонского эколого-исторического музея, уже можно воспользоваться «Пушкинской картой» (специальной банковской картой для молодёжи, которой разрешено расплачиваться только при покупке билетов на культурные мероприятия. Деньги на счёт таких карт направляет государство) для оплаты посещения интересующей его выставки.